177
ЛвтолюбителейС СЛV ESПЕНТОЧНЫЕ, РЫЧАЖНЫЕ, МАСЛЯНЫЕ...Чтобы обеспечить комфорт, а главное устойчивость и управляемость автомобиля на растущих скоростях, от конструкторов потребовалось создать демпфирующие устройства в дополнение к рессорам. Первые амортизаторы были предложены в 1904 году. Однако они оказались слабы и поэтому очень недолговечны - ими служили, как правило, резиновые детали или дополнительные рессоры, которые ограничивали ход основных. Более совершенная конструкция представлена на фото слева. Амортизатор ударов на автомобиле "Испано-Сюиза" состоял Первые автомобили, как и их предки - экипажи на конной тяге, обходились вовсе без амортизаторов. Вполне хватало рессор, которые сами выполняли функции гасителей благодаря взаимному трению листов. Выходило, что старая, грязная и ржавая рессора гасила колебания машины лучше новой. О том, как появились амортизаторы, "вспоминает" Сергей КАНУННИКОВ.затор работал только в одну сторону, не позволяя сжатой рессоре быстро "расслабляться". Укрепленная на оси мощная лента свободно скользила при сжатии рессоры внутрь корпуса, а при обратном ходе сильно тормозилась комбинацией фрикционных пластин и нажимной пружиной.из двух ножницеобразных рычагов, один из которых был шарнирно связан с осью (рессорой), а другой - с рамой. Колебания гасили фрикционные диски, интенсивность действия которых регулировали гайкой. Такие амортизаторы дожили до 30-х годов. Распространенный в США ленточный аморти-Первые гидравлические (масляные) амортизаторы были рычажными. Небольшой резервуар располагался на раме, причем параллельно последней (фото справапредставляет более позднюю модель "Испано-Сюизы"). Рычаг амортизатора соединялся с тягой, которая другим концом была связана с рессорой. Такая конструкция, совершенствуясь, просуществовала до 50-х годов - достаточно вспомнить заднюю подвеску "Победы" и ЗИМа (ГАЗ-12). В задней подвеске "Москвича-401" амортизатор крепился, напротив, к рессоре, а тяга, связанная с рычагом, - к кузову. В передней подвеске "Победы" и ЗИМа амортизатор был закреплен на балке моста, а его сварной рычаг сложной формы служил одновременно рычагом самой подвески. Постепенно на смену рычажным пришли телескопические амортизаторы, хорошо знакомые современным автомобилистам. У нас в стране они появились в 1956 году сначала на "Москвиче-402", а вскоре на "Волге" (ГАЗ-21)."ГОРБАТОГО" "ИНДИМА" ИСПРАВИТДавно стал редкостью ЗАЗ 965, а если и встретится на дороге, то, как правило, "доезжающий свое" экземпляр. И вдруг у проходной тракторного завода вижу этакое чудо. Не раз обошел вокруг, словно убеждая себя: тюнинг выполнен добротно, качественно даже в мелочах, а главное - со знанием дела и хорошим вкусом. Под стать кузову отделан и салон. Познакомившись с хозяевами машины, понял - я не ошибся. Алексей Батюков и Вадим Кувыкин • охотно рассказали о себе: оба окон%!ли машиностроительный факультет Горьковского политехнического института, затем трудились в КБ Чебоксарского тракторного, а ныне - сотрудники инженерно-дизайнерских мастерских "ИнДиМа". Выполняют дизайн-проекты офисов, магазинов, работают по индивидуальным заказам. Машину купили в общем-то для поездок, но, доводя "до ума" почтенного возраста транспорт, незаметно для себя увлеклись и - вот вам результат... Нравится? Чебоксары Сергей МОИСЕЕВ (На конкурс "Журналист")