МИГАЛКАЕсть и еще одна проблема - каталитический нейтрализатор хорошо справляется с окислами азота, только когда их мало. Упрощенно картина такова: окислов азота тем больше, чем выше температура в камере сгорания, а чем она выше, тем больше КПД мотора. Для борьбы с окислами азота нашли простой выход. Соединили выпускной коллектор со всасывающим патрубком, направив часть выхлопных газов обратно в камеру сгорания со свежей рабочей смесью, что снижает наполнение цилиндров и, следовательно, мощность. Получается, что нейтрализатор вредит двигателю. Но и мотор не остается в долгу. Явный вред катализатору приносит так называемое перекрытие клапанов - момент, когда одновременно открыты впускной и выпускной клапаны. В цилиндре возникает, так сказать, сквозняк: рабочая смесь вылетает в выхлопную трубу через открытый выпускной клапан и отравляет чувствительный катализатор. Однако перекрытие клапанов способствует лучшему наполнению цилиндров и повышению мощности мотора, поэтому пока ни один современный двигатель без этого не обходится. Здесь приведены лишь некоторые примеры, показывающие, что в автомобиле все не просто. К описанным выше устройствам нужно еще добавить кислородный датчик (лямбда-зонд), который сообщает компьютеру двигателя о работе нейтрализатора, а также систему разогрева катализатора до рабочей температуры, иначе первое время (до 40 минут) он не будет выполнять свои функции. Да и корпус для всей этой начинки потребуется немалых размеров. Масса системы для машины среднего класса не меньше полусотни килограммов, а цена - 500-1500 долларов США. Оставим на некоторое время технические проблемы и вернемся к ситуации в нашей стране. На этилированном бензине (с тетраэтилсвинцом) катализатор работать не может. А неэтилированного бензина в России выпускается всего несколько процентов от общего количества. Этилированного же делают столько, что можно загубить сколько угодно катализаторов. Вот и "севшие" катализаторы на иномарках пробивают ломом, чтобы снизить сопротивление выхлопа. Предположим, все отечественные машины укомплектовали катализаторами и заправляют только неэтилированной "экстрой". Но двигатели-то не имеют микропроцессора и электронного впрыска, а карбюратор не обеспечит точного соотношения топливной смеси - значит, катализатор не справится с токсичностью выхлопа. Похожие сомнения не новы - в то вреф мя, когда Америка боролась с токсичностью выхлопа своих автомобилей, призвав на помощь нейтрализаторы, в Европе шли дебаты. Высказывали критику в адрес неостроумных, прямолинейных и очень дорогих решений американцев. Предлагали более рациональные выходы из положения например, двигатели, работающие на бедных смесях, применение природного газа... Но американской автоиндустрии присущ определенный изоляционизм, у нее собственный путь развития. Богатая экономика, огромная территория, обширные материальные ресурсы позволяют решать проблемы собственными силами. Уйдя далеко вперед, американцы, по сути, навязали свой путь и другим странам. Для перевода нефтеперерабатывающей промышленности США на производство неэтилированных бензинов потребовалось около 7 лет и более 18 млрд. долларов. Освоение производства катализаторов потребовало еще не менее 5-6 миллиардов. Но для США - это решенная проблема. Законодатели ужесточают нормы токсичности. На рынке возникает стабильный спрос на новую продукцию. Правительство выдает субсидии в 25 млрд. долларов, расширяется производство, создаются рабочие места. Рабочие получают зарплату и платят налоги. Деньги возвращаются, а промышленники получают прибыль. Короче - нормальные рыночные отношения в государстве со стабильной экономикой. У нас даже в благополучные 70-е годы решить такую проблему было бы очень трудно. Сегодня только для оснащения катализаторами автомобилей ВАЗ потребуется 2,5-3 млрд. долларов. Всего нужно не меньше 20 млрд. долларов, чтобы через 5-8 лет соответствовать достигнутым сегодня за рубежом нормам токсичности, которые с каждым годом ужесточаются. Через пять лет нам снова придется тратить 20 млрд. долларов, чтобы соответствовать новым мировым стандартам. Какова альтернатива? В качестве примера приведем новейшую (отечественную!) разработку. В России изобретен двигатель высокой экономичности с двумя активными (где происходит процесс сгорания) и двумя вспомогательными цилиндрами, которые служат как нагнетатели воздуха в активные цилиндры, а для расширения отработавших газов - выхлоп из активных цилиндров производится во вспомогательные. Токсичность выхлопа невелика, мощность выше на 25%. Не нужен глушитель: система выхлопа состоит из одной пластмассовой трубы. Конечно, о серийном производстве говорить пока рано. Но все же я думаю, не стоит тратить время и деньги на ловлю зарубежного автомобильного журавля. Лучше вложить их в российские высокие технологии. Юрий МАКАРОВТем, кто собирается на автомобиле из России в Швецию, теперь не обязательно томиться в длинной приграничной очереди в районе Выборга и затем пересекать Финляндию. За сутки можно попасть сразу в центральную Швецию на пароме "Готланд", курсирующем между портами Санкт-Петербург и Окселесунд. Паром берет на борт до 140 грузовых и легковых автомобилей, каюты рассчитаны на 200 человек. Стоимость проезда в один конец вместе с питанием-около $130.щ.шым.шл.гптгаВ центре Днепропетровска установлены первые 50 парковочных автоматов американского производства. В ближайшие два года их количество должно возрасти до полутора тысяч. Хоть автоматы недешевы (около 380 долларов каждый), они себя окупят: ведь, по данным городских властей, "живые" сборщики платы за парковку прикарманивают не менее 30% выручки. Расчет клиентов с автоматами безналичный - посредством магнитных карт. Час парковки пока стоит 80 копеек (примерно 2400 российских рублей). ni.mjJA'JJJIM^M!!.' ВОИНУ1 ИЗВОЗЧИКАМ' Власти Санкт-Петербурга решили положить конец бесконтрольному извозу, которым, по мнению экспертов, занимаются не менее 100 тыс. водителей легковых автомобилей. Отныне каждый водитель, перевозящий пассажиров за плату, обязан иметь лицензию, оборудовать автомобиль электронным таксометром и выдавать клиентам чеки. Нарушителям грозит жестокий штраф в размере 350 минимальных зарплат (свыше 5000 долларов).Ш;|МН1"И!1!ПЕ:-||1*ЦН'В прошлом году во Франции было продано рекордное число автомобилей - 2,1 млн. Это объясняется отнюдь не ростом благосостояния покупателей, а тем, что правительство платило автовладельцам, сдающим старую машину для утилизации и приобретающим новую, премию (по сути, дотацию) в размере 5-7 тыс. франков ($1000-1400). В этом году премий нет, и автопроизводители, чтобы сохранить объем продаж и свою долю рынка, вынуждены снижать цены. Так, автомобили "Рено" подешевели на 3-5%.