148
149
GOHMHGABMH"Г)ПЕЛЬ-ОМЕГА": МЕНЯЕМ ЗУБЧАТЫЙ РЕМЕНЬD••• * * &'• АЭту операцию выполняют, когда ремень отслужил установленную норму - 100 тыс. км пробега - или из-за его повреждения: обрыва, срезанных зубьев. Заметим, что разрыв ремня и остановка распредвала на двухлитровом восьмиклапанном моторе C20NE ОНС не грозит разрушением поршней, клапанов, толкателей. Даже полностью открытые клапаны не "достанут" до поршней - такова особенность обслуживаемого нами мотора, который ставили на многие модели "Опеля": "Сенатор", "Омегу", "Рекорд", "Калибру". "Вектру". Из специального инструмента необходимы два рожковых ключа "на 32" и "36" для отворачивания вентилятора радиатора, шестигранники и, вероятно, вилка (или рожковый ключ) с зевом 47 мм для поворота корпуса водяного насоса. В этом двигателе ось шкива насоса эксцентрична оси корпуса. Поворачивая в ту или иную сторону в блоке цилиндров корпус водяного насоса, можно смещать шкив и таким образом натягивать зубчатый ремень. Работы лучше выполнять на подъемнике, хотя несложно все сделать и на полу. Отсоединяем от аккумуляторной батареи "минусовый" провод. От пробки расширительного бачка системы охлаждения отсоединяем провода датчика уровня. Под автомобилем с правой стороны радиатора отсоединяем нижний шланг подвода "воды" и сливаем ее в широкую ванну (в двухлитровых двигателях "Опель" нет специальной пробки для слива). Немного отвернув пробку расширительного бачка, разгерметизируем систему, чтобы охлаждающая жидкость из шланга и радиатора потекла быстрее. Заворачивая и отворачивая пробку бачка, можно регулировать этот поток. Ослабив крепление двух хомутов, снимаем резиновый воздуховод между фильтром и ресивером (фото 1). Отсоединяем от кожуха вентилятора провод, снимаем две защелки крепления к радиатору (фото 2) и вынимаем кожух вверх, аккуратно протаскивая нижнюю часть мимо лопастей вентилятора (фото 3). Для этого в кожухе есть специальный вырез. Вентилятор стоит расположить так, чтобы лопасти не мешали этой операции, как показано на фото 3. Под автомобилем металлической щеткой очищаем резьбу натяжного устройства ремня, который приводит насос гидроусилителя руля, смазываем ее и ключом "на 19" отворачиваем одну из гаек (фото 4). Свинчиваем до упора правую гайку (фото 4, указана стрелкой), ослабляем натяжение ремня и снимаем его со шкивов. Двумя4rj чЩшк^ФФ^mt _JMfЖУi (Мя^Ш гДт1 " ^Г' "148ЗА РУЛЕМ 7/97 GOHMHG оимишамирожковыми ключами "на 36" и "32" отворачиваем вискомуфту с вентилятором с вала (фото 5, ключи обозначены стрелками). Внимание! На гайке муфты левая резьба. Усилие понадобится немалое - слишком велик момент затяжки. Поэтому на один ключ стоит надеть трубку подходящего диаметра, удлинив рычаг. Вероятно, потребуется помощник. Если не удастся отвернуть с первой попытки, попробуйте сначала завернуть гайку, а потом отвернуть. Несколько таких циклов непременно приведут к положительному результату. Снимаем вентилятор с вала (фото 6). Под капотом двумя ключами "на 13" отворачиваем гайку крепления генератора к натяжной планке (фото 7). Вынимаем болт из планки, поднимаем ее, отодвигаем генератор и снимаем ремень привода генератора и вала вентилятора. Отворачиваем ключом "на 13" гайку нижнего крепления генератора, придерживая болт с другой стороны вторым ключом "на 13" (фото 8). Вынимаем болт из проушин генератора и его кронштейна. Извлекаем генератор и аккуратно кладем его на лонжерон автомобиля (фото 9). Отворачиваем рожковым ключом "на 10" четыре болта, крепящие шкив привода вентилятора к фланцу вала, придерживая последний ключом "на 32" (фото 10). Снимаем шкив с вала. Шестигранником "на 6" отворачиваем четыре болта, крепящие блок шкивов коленчатого вала к зубчатой шестерне (фото 11). При этом коленвал лучше зафиксировать от вращения, включив пятую передачу. Снимаем шкивы с коленчатого вала. Отстегиваем клипсы застежек кожуха зубчатого ремня по внутреннему и внешнему периметрам. помогая иногда отверткой (фото 12). Снимаем два кожуха с двигателя (фото 13). Выключаем передачу и, вращая коленчатый вал за болт торцевым ключом "на 17", совмещаем метки на зубчатых шкивах распределительного и коленчатого валов с метками на кожухе зубчатого ремня (фото 14, метки указаны стрелками) и нижней части блока цилиндров (фото 15, метки на блоке и шкиве отмечены стрелками). Шестигранником "на 6" немного отворачиваем три болта крепления корпуса водяного насоса к блоку (фото 16). Сверху через деревянный брусок (или металлический пруток) осторожно наносим несколько ударов по выступу корпуса насоса (на фото 16 выступ указан стрелкой) и поворачиваем его, ослабляя натяжение ремня (фото 17). Снимаем зубчатый ремень (фото 18), заменяем его новым и все собираем в обратной последовательности. К этому несколько замечаний. Натягивать ремень следует до той степени. пока его можно повернуть пальцами на 90° (как в двигателях "Самары", фото 19). Это примерно соответствует требованию прогиба ремня в середине свободной ветви на 10 мм. Проворачиваем на два оборота коленчатый вал и проверяем совпадение меток. И после этого продолжаем сборку. Правильно натянутые ремни генератора и насоса гидроусилителя должны прогибаться в серединах свободных ветвей на 5-6 мм. А их размеры таковы: генератора 9,5x950 мм. усилителя руля - 9,5x850. Заполняем систему охлаждения жидкостью, предварительно сняв шланг, подводящий ее к корпусу дроссельной заслонки (фото 20). Это самая верхняя точка системы охлаждения, поэтому в ней и будет скапливаться воздух. Чтобы этого не происходило, отсоединяем здесь шланг, и система быстро заполняется. Материал подготовлен в специализированном центре фирмы "Иномотор"ЗА РУЛЕМ 7 97