156
(воимийламиОТВОРИ ПОТИХОНЬКУокошко...Стеклоподъемники большинства российских легковых автомобилей - простейшие, тросовые. Тем не менее при отказе стеклоподъемника нетерпеливый автолюбитель, увидев запутавшийся, выскочивший трос, часто даже не пытается исправить механизм, а спешит купить новый. Кстати, заметим: если уж вы раскошеливаетесь на новый стеклоподъемник, то лучше при его покупке иметь в качестве образца старый во избежание ошибки. Хотя из "левых" стеклоподъемников можно сделать "правые" и наоборот, дело это хлопотное (для соединения штампованных крышек механизма может потребоваться сварка). Зачем вам лишние трудности? Разумеется, перед ремонтом нужно удалить внутреннюю обшивку двери, ручки и т, д. Останавливаться на этом особо не будем: заметим только, что рукоятки стеклоподъемников у наших автомобилей (ВАЗ, например) легко снять подходящей отверткой, так что специальные "съемники", чертежи которых встречаются в литературе, полезны, но не обязательны. При съеме обшивки часто ломаются пластмассовые пистоны- запаситесь ими. Итак, стеклоподъемник открыт вашему взгляду. Наиболее распространенные схемы тросовых стеклоподъемников показаны на рис. 1. Трос огибает ролики в определенной последовательности, а его концы закреплены на барабане, который вы вращаете рукояткой. При этом один конец троса наматывается на барабан, а другой с него разматывается (общая длина троса, натянутого на ролики, неизменна). Опускное стекло закреплено в обойме (рис. 1, а, в), которая, в свою очередь, присоединена к вертикальной ветви троса (здесь обязательно предусматривается возможность регулировать высоту закрепления стекла, чтобы оно полностью закрывалось). На некоторых автомобилях (например, ВАЗ-2105, ВАЗ-2107) со стеклоподъемником, выполненным по схеме 1,6, трос имеет два вертикальных участка, а стекло - два приклеенных специальным клеем кронштейна. В этом случае, регулируя положения кронштейнов относительно троса, добиваются того, чтобы стекло при подъеме (опускании) не перекашивалось в направляющих. Как показал горький опыт владельцев этих автомобилей, со временем (иногда довольно быстро!) кронштейны от стекла отрываются, ставя неопытного автолюбителя в трудное положение. Бывалые же владельцы давно нашли способ ремонта этого узла, впредь исключающий неожиданную полом156 ЗРЛМ 7/97 А УЕ Устройство стеклоподъемника не из самых сложных, однако его отказы весьма неприятны для владельца автомобиля. Как поступать в некоторых типичных случаях, рассказывает Росс ТВЕГ. ку: клеевое соединение заменяют винтовым зажимом, показанным на рис. 2. Размеров умышленно не даем, так как человек, обладающий слесарными навыками, все сделает "по месту", затратив полчаса. В зажиме используют прокладку из сырой резины. Точек крепления на стекле две, прочности такого его защемления вполне достаточно, и больше оно из зажима не вырвется. Другие, исправляя огрехи "фирменной" конструкции, и здесь использовали обоймы, показанные на рис. 1, а, в, то есть от моделей ВАЗ-2101...2106 или от ВАЗ-2108. Это тоже избавляет от "болезней" приклеенных кронштейнов. Обоймы при необходимости обрезают "по месту".I-=1Рис. 2. Так ремонтируют кронштейн ВАЗ-2104.2105,2107 в случае его отрыва. Рис. 1. Схемы тросовых стеклоподъемников: а-ВАЗ-2101,21011,2102 2103,2106; б-ВАЗ-2104,2105.2107; в-ВАЗ-2108,2109:2110, АЗЛК-2141.Стеклоподъемник снабжен пружинным тормозом, не позволяющим опустить стекло усилием, приложенным непосредственно к нему (разумеется, при условии, что этот тормоз исправен). Цилиндрическая пружина тормоза при попытке приложить силу увеличивается в диаметре и стопорит механизм стеклоподъемника. Постепенно механизм изнашивается, а сам трос несколько растягивается. В большинстве конструкций ослабленный трос можно подтянуть специальным натяжным роликом - обычно это один из нижних роликов, закрепленный в овальном отверстии внут-Рис. 3. Стеклоподъемник ВАЗ-2106:1 - рукоятка; 2 - крышка; 3 - пружина тормоза: 4 - механизм стеклоподъемника; 5,9,11 - ролики; 6 - стекло: 7 - трос; 8 - обойма: 10 - зажим.