160
GOHMHG оимиияламиПИНКОВАНИЕ М НЕ ПРОБЛЕМАОпытом восстановления цинкового покрытия кузова делится наш читатель С. ВИНОГРАДОВ. Думаем, вспомнить этот проверенный способ будет полезно автолюбителям, самостоятельно занимающимся ремонтом. Недавно приобрел автомобиль "Ауди" 1985 года. Он приворожил меня изяществом, качеством отделки и окраски, мощностью, управляемостью и, конечно же, оцинкованным кузовом. Казалось, он будет вечным - но, увы! Как выяснилось, на днище, в багажнике, на порогах позади колес за годы интенсивной эксплуатации (включая две российские зимы) целостность заводской (!) мастики и цинкового покрытия оказалась нарушена и сталь начала ржаветь. (Впрочем, хотел бы я посмотреть на двенадцатилетний "жигуль", а тем более "Москвич", на который ни разу после конвейера не наносили краску или мастику.) Как восстановить цинковое покрытие? На ум пришел дедовский способ, который дает отличные результаты при минимуме затрат. Для работы необходимо запастись многожильным проводом, старой лампочкой от фары, кусочком цинка или цинксодержащего сплава размером со спичечный коробок (например, от корпусов батареек, отслужившего свое замка зажигания или некоторых типов карбюраторов), травильной паяльной кислотой и куском неворсистой плотной ткани, скажем, от старой спецовки. Чем мощнее лампа, тем быстрей идет осаждение цинка, но при малой площади обработки и повышенном токе в зоне контакта кислота может вскипать - эффективность процесса снизится. Работать желательно в хорошо проветриваемом помещении, руки защитить резиновыми перчатками, а открытые участки тела кремом или раствором питьевой соды. Последний держите под руками, чтобы быстро нейтрализовать кислоту, случайно попавшую на тело или одежду. При работе под днищем на запястья неплохо намотать кусок ветоши он впитывает стекающие капли кислоты. Начните с подготовки поверхности, очистив ее от ржавчины железной щеткой, шкур-Так цинкуют поврежденный коррозией кузов: 1 - аккумулятор; 2 - лампа; 3 - цинковый электрод; 4 - ткань, смоченная кислотой: 5 - зона обработки. кой и ортофосфорной кислотой до чистого металла. Точечные очаги коррозии или очень слабый налет ржавчины не в счет - они уничтожатся в процессе цинкования. Затем со штатного аккумулятора снимите "плюсовую" клемму и вместо нее подсоедините провод необходимой длины (до места ремонта). Вразрыв провода включите лампочку, а другой конец присоедините к электроду - цинковой пластине. Оберните пластину в один слой тканью, хорошо пропитанной кислотой, и водите по подготовленному участку кузова. Держать электрод на одном месте нежелательно. поскольку ворсинки ткани внедряются в слой цинка и ухудшают качество обработки. По этой же причине приходится время от времени менять использованную ткань. Почти мгновенно на стали появляется матовый налет цинка серебристого цвета. Для качественного цинкования каждый участок рекомендуется обрабатывать около минуты. Интенсивность цинкования, а также отсутствие короткого замыкания контролируйте по яркости свечения лампы, которую расположите на видном месте. Возникающая при коротком замыкании искра портит уже готовый слой цинка. Также необходимо учитывать, что наиболее интенсивно осаждение происходит в зоне наименьшего сопротивления, то есть там, где электрод прилегает к кузову наиболее плотно. Если вы хотите оцинковать небольшую деталь, можно поступить так: в подходящую неметаллическую емкость налейте воду и добавьте немного паяльной кислоты (на 10 л воды примерно 50 мл кислоты). К подготовленной детали подключите "минус" и погрузите ее в раствор. "Плюс" через предохранитель или лампочку подайте на кусок цинка, который тоже опустите в раствор так, чтобы он не касался детали. Время от времени желательно менять взаимное расположение электрода и детали, а также протирать ее тряпочкой для получения более плотного слоя цинка. Окончив цинкование или делая длительный перерыв в работе, обязательно нейтрализуйте оставшуюся на деталях кузова кислоту. Для этого обрабатываемый участок сначала промойте, затем нанесите водный раствор соды, который через пять - десять минут опять начисто смойте водой. Если работали возле шва ив него попала вода, просушите это место струей воздуха из фена или компрессора. Кстати, компрессор с простейшим распылителем удобен и для смывки. После цинкования обработанный участок грунтуют и красят. Если все сделано аккуратно, ржавчины здесь не будет долгие годы. •*_^I[]Р0ШУ ОБЪЯСНИТЬКупил подержанный ВАЗ-2106 с закаленным ветровым стеклом. Когда в него попал камень, оно рассыпалось на мелкие осколки (при уборке я даже порезал пальцы). Почему же такое стекло считается безопасным?160 ЗА РУЛЕМ 7:97Закалка стекла придает ему дополнительные свойства. Первое - повышение прочности. Удар камешка, способный нанести повреждение незакаленному стеклу (в том числе "триплексу"), на закаленном стекле может не оставить никакого следа - при условии, что сила удара не превысит предела, за которым все же наступит разрушение. Второе: разрушается закаленное стекло особым образом, рассыпаясь на мелкие (обычно не более 10 мм) осколки, безопасные для жизни водителя и пассажиров. Но считать "полностью безопасным" такое стекло нельзя, ведь кромки этих осколков стольже остры, как у незакаленных. А значит, не исключаются различные порезы и. главное, травмы глаз. Известны случаи, когда после попадания камня в ветровое стекло водитель, потеряв ориентировку, оказывался виновником ДТП. С этой точки зрения все же лучше трехслойное незакаленное стекло - "триппекс". Оно. даже будучи покрыто трещинами, позволяет нормально доехать до цели и потом только заняться ремонтом. Поэтому настоятельно вам рекомендуем избегать использо• вания закаленных ветровых стекол, отдавая * предпочтение трехслойному.