58
59
ТАТЬЯНА ДРУБИЧ:ВОЖУ МАШИНУ ЛУЧШЕ МНОГИХ МУЖЧИНВ мартовском выпуске "Женского клуба" один весьма уважаемый актер сказал, что женщина хорошо смотрится за рулем автомобиля, когда он стоит на месте. Это, мягко говоря, удивило: ведь иные женщины в вождении не уступят мужчинам. Одна из них - известная актриса Татьяна ДРУБИЧ, очаровательная женщина и опытная автомобилистка. - Таня, существует ли вообще проблема "Женщина за рулем"? - На мой взгляд, она надуманна. Быть за рулем для меня так же естественно, как ходить или дышать. Нигде в мире это не обсуждается всерьез - везде женщины водят машину. Свободный человек - это человек за рулем, ведь так очевидно, и неужели тут могут возникать какие-то вопросы! Что же касается нас, то быть женщине за рулем просто удобно: нет ссор из-за того, что ктото кого-то не отвез, что-то не сделано. Жена не будет отвлекать мужа от серьезной работы, сама съездит в магазин, отвезет ребенка в школу, на дачу. С другой стороны, я знаю пары, где муж "надрессировал* жену ездить по одному маршруту из гостей домой, чтобы можно было там "расслабиться". При этом он сидит рядом, ругается и без конца дает указания. Естественно, при других условиях руль ей не доверяет. Такое вождение скорее мука, чем удовольствие. - Вы сказали, что водите автомобиль с незапамятных времен... - Лет с десяти. Родители всегда считали, что это необходимо любому человеку, поэтому отец научил меня водить, когда я еще до педалей толком не дотягивалась. Потом много с ним ездила. Мой папа умер, когда мне не исполнилось и семнадцати. В семье были "Жигули", нужно было что-то с ними делать - я пошла на курсы и сдала на "права". Тогда это выглядело слегка вызывающе, я даже стеснялась ездить, но другого выхода не было. - С таким стажем вы наверняка чувствуете себя за рулем уверенно? - Думаю, что вожу машину лучше многих мужчин - в любом состоянии, "с закрытыми глазами". В этом году хотели устроить женский заезд в "Гонках на выживание", предлагали и мне, но что-то не сложилось. Конечно же, это аттракцион, но ия не гонщик, и не такая уж спортивная. - На какой машине ездите? - Сейчас - на "Вольво". Это моя первая машина с автоматической коробкой. Очень удобно, но иногда скучаю по "ручке". Еще у меня "Мерседес" - кабриолет 420 SL. - Не боитесь, что угонят? - Две уже угнали. Одну, правда, быстро нашли. До сих пор помню, как глупо себя чувствовала. В тот день пошел первый снег, я выхожу из Малого театра после спектакля и вижу только черный квадрат на асфальте. 58 ЗА РЛМ 7/97 УЕ Но яв таких случаях стараюсь не сходить с ума: обидно, конечно, но машина всего лишь вещь - дорогая, но вещь. - Кстати, об огорчениях: ситуация на дорогах тоже, наверное, положительных эмоций не вызывает? - А чем, собственно, дороги отличаются от остальной нашей жизни? Только на дороге это чувствуешь особенно остро. Все против тебя. Законов нет и здесь! Поэтому хорошая машина для меня это не роскошь, а средство безопасности. В ней чувствуешь себя уверенней. Расхожая шутка "У нас дорог нет, одни направления" наша объективная реальность. Я иногда с ужасом думаю: "Боже! Какая яма! Бедная передняя подвеска!" Машина погибает на наших дорогах, как люди в наших больницах, абсолютно бессмысленно. От этого возникает только протест и агрессивность. Я еще удивляюсь, что у нас водители на красный свет останавливаются. Бывая за границей, часто беру автомобиль напрокат. Едешь в чужой стране, по незнакомому маршруту, и вообще не возникает никаких проблем. Там вся организация движения работает на человека, а не против. Вот и ездят там лучше. Я не представляю себе яму на автобане! У нас сейчас стало опаснее еще и потому, что на дороге появилось много дилетантов. Невозможно даже вообразить, что где-то в мире можно купить себе "права", ведь за этим - отношение к собственной и чужой жизни. - А какой стиль езды предпочитаете вы? Любите ли скорость? - Я вообще спокойный человек, но скорость люблю. Правда, теперь стала ездить острожнее, раньше могла сесть за руль и "подшофе" - сейчас категорически нет. Кроме того, просто глупо так рисковать жизнью. Часто приходится ездить с дочерью, тогда я внимательнее и аккуратнее, чем одна. Получаю удовольствие от спокойной и разумной езды. Живу за городом и после напряженного дня еду 30 с лишним километ0 ров, и уже нет желания кого-то обгонять. Держу километров девяносто и слушаю хорошую музыку. - Как к вам относятся работники ГАИ - узнают? - Знаете, они меня теперь почти не останавливают - не даю им повода. Вообще, у меня к ГАИ сложное отношение. Хотелось бы считать, что люди, которые там работают, - это не враги, а просто сограждане. Обидно бывает, когда гаишник злорадно наблюдает, как кто-то нарушает, не заметив знака, а потом останавливает ис удовольствием начинает унижать. А тут еще бессове- # стные штрафы! - А как по отношению к вам ведет себя "сильная" половина? Ощущаете ли на себе давление, потому что вы женщина? - Нет, я хорошо вожу машину, думаю, мужчины это чувствуют. Но часто вижу хамское отношение к женщинам за рулем, особенно начинающим. Это и снисходительные ухмылки, и подстегивание-поторапливание. Хотя женщины часто и сами бывают неправы. Едет такая на хорошей, дорогой машине и при этом ведет себя как в космосе. Как будто кругом никого. Может ползти в левом ряду 50 км в час или припарковать машину в любом удобном для нее месте, хоть посреди - g дороги. В такие моменты я понимаю мужчин. - Не секрет, что у нас за руль садятся чаще всего дамы самостоятельные, деловые, одним словом, активные. Вы из их числа? - Почему? Я скорее любознательный человек, мне многое интересно. Всю жизнь мечтала, например, полетать на воздушном шаре. Поехала с дочкой в Германию, и полетели. Лечу и думаю: "Как же я, оказывается, боюсь высоты, и дочку зачем-то взяла. Вот дура-то!" Вообще я человек не рисковый и если совершаю какие-то странные поступки, то скорее от беспечности. А водить машину это норма, не только для активных, но даже и для инвалидов. - В фильме "Привет, дуралеи!" вы снимались за рулем грузовика. Трудно было? - Я вообще люблю большие машины. И освоила его элементарно - села и поехала. Конечно, в трюках меня заменял каскадер Сергей Воробьев, но довольно много я проехала и сама за рулем настоящего "Унимога"! - По профессии вы врач-эндокринолог. Занимаетесь ли врачебной практикой, помогает ли специальность оценивать ситуацию на дороге, влияет ли както на стиль вождения? - Да, я работаю. Консультирую, к сожалению, не в том объеме, в каком хотелось бы. Иногда спрашивают, кем я себя больше ощущаю - актрисой или врачом. Профессия врача - это прежде всего взаимоотношения, поэтому со многими и общаюсь, как доктор с пациентом. Это выражается ив терпимости к людям, и в снисходительности. То же и за рулем: вижу - ну, больной человек едет, что с него возьмешь, даже злиться глупо. А вообще, на дороге человеку легко поставить диагноз. Меня часто подвозят разные люди, я молча сижу, но про себя часто думаю: "Нет, с этим человеком я бы дела иметь не стала". Особенно всегда бросается в глаза, когда человек на дороге не думает об окружающих. - Если оказываетесь в машине с мужчиной, то предпочитаете роль водителя или пассажира? - Всегда уступаю руль мужчине. Они I_ очень любят давать советы, а я не хочу спорить. У меня на водительский счет нет амбиций. Мне больше нравится, когда за рулем мужчина, а женщина рядом. Если рядом с женщиной-водителем ребенок, пожилой человек - ее самостоятельность радует, если мужчина - это удивляет и огорчает. Все равно, что идут мужчина с женщиной и она несет тяжелую сумку. Может быть, у меня неправильное, чересчур "женское" восприятие. Я думаю, что какой бы сильной, самостоятельной ни была женщина, она все-таки иногда хочет чувствовать себя ведомой. - Что бы вы пожелали читательницам нашего журнала? - Не бояться машины, мужчин, скорости и быть благоразумными в жизни и за рулем! в Беседу вела Елена БУЛАВИНАВ разгаре лето. Наверное, это любимая пора автомобилистов, потому что самые неприятные сюрпризы погоды снегопад, гололед, мороз, в который машину не заведешь, - уже позади. Но и летом бывают трудности. Представьте себе: июльский день, солнце палит, как в Сахаре, на небе - ни облачка. В такую погоду лучше всего оказаться гденибудь на берегу прохладной речки. Но вместо этого я, как назло, застреваю в дорожной пробке. Перспектива искупаться отодвигается на неопределенное время. Это нервирует. Так же, как ужасный запах выхлопов многочисленных автомобилей, их беспрестанные гудки, нахальные водители, которые своими бестолковыми маневрами лишь усугубляют затор. В машине жара такая, будто паришься в сауне, забыв снять одежду. Раздражение нарастает, я буквально закипаю. И... вижу пар, заклубившийся над капотом! Не галлюцинация ли это? Лишь спустя несколько мгновений я сообразила, что в такую погоду перегреваются не только люди, но и автомобили. Если датчик температуры, вентилятор или предохранитель, с которым он связан, откажут в другое время года, это не всегда сразу заметишь. В жару двигатель перегревается быстрее. Пар, поднимающийся из-под капота, это "второй звонок". Первый даст указатель температуры (если, конечно, датчик температуры не вышел из строя). Каюсь - не заметила, как стрелка приблизилась к красной зоне шкалы. Если, не обращая внимания на оба эти сигнала, продолжать поездку, через некоторое время двигатель станет терять мощность, зазвенят пальцы (появится необычный звук при работе мотора). Если и это не насторожит, могут возникнуть серьезные неполадки в двигателе, а его ремонт потребует времени и материальных затрат. Сумма зависит от того, с каким автомобилем (марка, год выпуска, тип двигателя, наличие кондиционера) случилась беда ив чем она заключается. Поняв, что машина перегревается, съезжайте к тротуару или на обочину. Ко мне водители отнеслись с пониманием и освободили проезд. (К сожалению, не всегда мы окружены чуткими людьми, тогда останавливаться приходится прямо посреди дороги.) Включив "аварийку" и заглушив двигатель, открываю капот, чтобы мотор остыл побыстрее. Только ни в коем случае не открывайте сразу крышку радиатора, иначе на вас обрушится фонтан кипятка - ожог неминуем! Теперь остается ждать минут 15-20, пока двигатель остынет. Пришедшие на помощь бывалые водители подсказали, что уровень охлаждающей жидкости упал, и посоветовали долить в радиатор воду (если нет "Тосола") и отправляться в путь. Уровень определить достаточно просто: открыв пробку радиатора (только после того, как он немного охладился), посмотрите, полный ли он. Если нет, долейте "Тосол" или воду. В некоторых моделях крышки на радиаторе нет. Тогда доливать жидкость нужно в расширительный бачок, из которого она поступит в радиатор. Бачок должен быть заполнен примерно на треть (на нем есть метки шах и min). У меня не только выкипела охлаждающая жидкость, но и прохудился радиатор (что, собственно, и было причиной закипания). Поэтому по дороге домой пришлось еще несколько раз останавливаться и доливать воду, но уже не в радиатор (его я не открывала), а в расширительный бачок. Кстати, ремонт радиатора оказался нетрудным - достаточно было засыпать в него специальную присадку, которая "заклеивает" образовавшееся отверстие. (В Москве купить ее достаточно легко, цена - от 3 до 7 долларов. Воспользоваться присадкой по силам даже новичку, достаточно внимательно прочесть инструкцию.) Чтобы не страдать из-за беспрестанно "кипящей" машины, нужно следить за ее системой охлаждения. У автомобилей старше трех-четырех лет требуется регулярно ее промывать. Открыв краник радиатора и слив старый "Тосол", вместо него нужно залить специальную жидкость для промывки. Не буду углубляться в детали, тем более что для разных препаратов и типов автомобилей они разные. Надо только следовать инструкции. Есть еще одна хитрость, которая позволит избежать неприятностей. На автомобилях с электрическим вентилятором (это, например, вазовские "восьмерки" и "девятки") можно сделать его принудительное включение, сохранив при этом датчик автоматического включения. Попросите мужа или знакомого автомобилиста, чтобы вывел кнопочку, включающую вентилятор, в удобное для вас место. Тогда, как только увидите, что стрелка термометра в критической зоне смело нажимайте кнопку и пусть охлаждение работает до тех пор, пока температура не станет нормальной. Автомат, конечно, дело хорошее, но он, случается, отказывает, а помогает, особенно в пробках, не всегда. Ведь его задача - поддерживать нормальный режим мотора с исправной системой охлаждения, а закипание жидкости - следствие какой-то неисправности. Может, как у меня, "Тосол" подтекает из радиатора или из шланга, на котором ослаб хомут. Еще хуже, если отказал термостат - тогда жидкость просто не циркулирует в радиаторе, и "охлаждать" ее вентилятором - хоть целый день бесполезно! Вы скажете - тонкости, слишком сложно. Но в некоторые тонкости придется вникать, если не хотите "закипеть" посреди перекрестка... Анна АНДРЕЕВА ЗА РУЛЕМ 7/97 59