112
113
Чего здесь только не случалось великие битвы "парней Бентли" с питомцами "Патрона Бугатти", яростные схватки "диких кошек" "Ягуара" и алых "мазерати", поединки "Давида из Маранелло" с "фордовским Голиафом", блестящие победы и трагические поражения "Порше", "МерседесБенца", "Астон-Мартина", "Альфы-Ромео", "Матры", "Лянчи" и многих, многих других. Некоторые когда-то знаменитые автомобильные марки уже давно сошли со сцены, а 24-часовая гонка в Ле-Мане, впервые стартовавшая в 1923 году, до сих пор не только сохранилась, но и обретает второе дыхание. Совсем недавно она, можно сказать, дышала на ладан. Решение Международной автомобильной федерации (ФИА) об отмене мирового первенства спорт-прототипов привело к тому, что на старте "Ле-Мана-94" не было ни одной истинно заводской ко манды, ни одного по-настоящему громкого имени. К счастью, ФИА быстро исправила положение. Появился на свет Международный чемпионат "GT Эндьюранс" - тоже многочасовые гонки на выносливость, но для мелкосерийных машин-суперкаров категории "Гран Туризмо". В этих условиях не входящие в список этапов нового чемпионата "24 часа "Ле-Мана" стали и вовсе уникальной гонкой - от112 ЗРЛМ 8/97 А УЕПорше-911" была в "трех часах" от успеха. "Феррари" выставила модель 333SP - звезду американского чемпионата ИМСА.ныне только здесь могли встретиться и помериться силами и немногие уцелевшие спорт-прототипы, и - в большем количестве - участники чемпионата "GT Эндьюранс". В 1995 году заявки на участие в "24 часах" подали 102 (!) экипажа. В этом году желающих оказалось поменьше - "всего" 86. В число главных фаворитов входили прежде всего экипажи на машинах категории GT заводской подготовки - "Порше-911-RSRТурбо", "Ниссан-ЯЗЭО" и, разумеется, "Мак-Ларен-FI" - к нему приложила руку сама БМВ. "Ниссан" хорохорился, пожалуй, больше всех, нахваливая свой новый автомобиль, оснащенный мощнейшим восьмицилиндровым турбонаддувным мотором. Нельзя было сбрасывать со счетов и некоторые частные команды. В первую очередь, "конюшню" немца Райнхольда Поста, выставившую автомобиль-прототип "TWR-Порiue-WRC95", который выиграл "Ле-Ман" в прошлом году. Эта машина совместный проект "Порше" и английской конструкторской группы TWR родилась шесть лет назад и кое-что позаимствовала у "flryapa-XJR14", но она и сейчас способна на многое, что подтвердил ход гонки. Чтобы обострить борьбу между прототипами и машинами "Гран Ту- к^^т-^шризмо", Западный автоклуб, организатор "24 часов", постарался уравнять их шансы. Технические требования двух этих групп различались по массе автомобилей, ширине покрышек, объему двигателя, запасу топлива... Тот же "TWR-Порше" был на 156 кг легче, чем заводской "911", но его 80-литровый бензобак вмещал на 20 литров меньше горючего. Таким образом, преимущество в весе компенсировалось необходимостью чаще останавливаться в боксах для дозаправок. Задние 16-дюймовые покрышки "Гудьир" на "TWR-Порше" могли работать чуть дольше, чем 14-дюймовые "Мишлен" у "911", а вот в рабочем объеме мотора выигрывал "RSRТурбо"-3164смЗ против 2994. Читатель, наверное, уже догадался, что мы не случайно сравниваем именно эти машины. Действительно, они-то и сыграли главные роли в драматическом спектакле "24 часа Ле-Мана" постановки 1997 года. Убеленный сединами итальянец Микеле Альборето, некогда вице-чемпион формулы 1, показал лучшее время в квалификации, и его "TWR-Порше" стартовал с первой позиции. А вторая досталась как раз заводской машине "Порше" - тряхнул стариной 53-летний француз-ветеран Боб Воллек, уже 26 раз стартовавший на этой трассе. Ровно в 16 часов по местному времени ревущая колонна, завершив прогревочный круг, отправилась в дальний путь по кольцу длиной 13,6 километров. Правила соревнований здесь просты - ровно через 24 часа экипаж, идущий первым, получит отмашку клетчатым флагом. Замену шин, дозаправку, любой ремонт команды производят в удобное для них время. Пилоты - в экипаже их обычно трое - на остановках в боксах меняются. Один садится за руль, другой присоединяется к отдыхающему третьему. К максимальным скоростям никто не стремится - это не принесет желаемых плодов, умение совершать обгоны уходит на второй план. Все решают выносливость и надежность - гонщиков и механиков, моторов и шин. Шутка ли - 24 часа непрерывной работы! А скорости все равно ойой-ой, в прошлом году победители показали среднюю 200,6 км/ч! Сразу после старта Воллек опередил Альборето, чуть погодя это сделал и трижды побеждавший здесь француз Янник Дальма, также пилотировавший заводскую "911". Спустя три часа стало совершенно ясно - дуэт "заводчан", как и ожидалось, потихоньку отрывался от одиночки-прототипа команды "Йост Рэйсинг". К тому же ночью у "TWR-Порше" появились первые проблемы - в холодном воздухе шины отказывались как следует прогреваться и плохо "держали дорогу" - в поворотах пилотам приходилось ехать осторожнее. В семь утра "TWR-Порше" заехал в боксы менять изношенные тормозные диски и отстал от двух заводских "порше", шедших одна за одной, на целый круг. "Да, чудес на свете Пока нет работы, техперсоналу удается нене бывает", много вздремнуть. вздохнули члены команды Райнхольда Йоста. И - ошиблись! Не прошло и часа, как машина Воллека без видимых на то причин столкнулась с "Мак-Лареном"-аутсайдером, отстающим на несколько кругов! "RSR-Турбо" вылетел с трассы и ударился о бетонную стенку - гонка для него закончилась. Воллек, которому ни разу не удавалось выиграть в Ле-Мане. был просто в отчаянии. А за три часа до финиша неудача заводской команды "Порше" превратилась в окончательный факт. Автомобиль-лидер, ведомый напарником Дальма немцем Ральфом Келленерсом, неожиданно загорелся на скорости около 320 км/ч в конце длинного прямого участка трассы - масло из треснувшего маслопровода попало на раскаленные детали мотора. Пилот с немалым трудом остановил объятый пламенем болид и спешно покинул кабину. То, что для одних - горе, для других - радость. Во всяком случае, команда Йоста, уже смирившаяся со вторым местом, испытала это приятное чувство. Ее единственный экипаж оказался впереди всех, причем ближайшие преследователи отставали более чем на круг! До финиша было уже рукой подать. Больших неприятностей не произошло, с малыми удалось справиться - и вот она, победа! Да еще вторая подряд - за всю историю 24-часовых гонок в Ле-Мане такое случилось лишь дважды! На фоне всех этих событий бледно выглядел "Ниссан". Две машины сошли из-за неполадок в самом начале гонки, третья добралась до финиша... двенадцатой. А всего финишировало 17 машин... Что ж, "24 часа" снова заявили о себе как о событии крупного масштаба в мировом автоспорте. Так что - добро пожаловать в ЛеМан ровно через год. Сергей ЗИНОВЬЕВ Фото DPPI ЗА РУЛЕМ 8/97 113тТри часа ночи. "Порше" Боба Воллека проходит обслуживание в боксах. 24 часа позади: победный финиш экипажа 'TWR-Порше"."24 часа Ле-Мана". Итоговые результаты1. М. Альборето, С. Юханссон, Т. Кристенсен (Италия, Швеция, Дания, "TWR-ПоршеWRC95") - 361 круг, 4911,405 км, средняя скорость 204,186 км/ч. 2. Ж.-М. Гунон. П.-А. Рафанель, А. Олофссон (Франция, Франция, Швеция, "Мак-Ларен-R GTR") - отставание 1 круг. 3. П. Кокс, Р. Равалья, Э. Элари (Голландия, Италия, Франция, "Мак-Ларен F1-GTR") 3 круга. 4. Д. Коттаз, Ж. Поликан, М. Гоосенз (Франция, Франция, Бельгия, "Кураж-С41-Порше") 25 кругов. 5. П. Лами, П. Гуслар, А. Хане (Португалия, Франция, Германия. "Порше-911 RSR-Турбо") 30 кругов. 6. Дж. Моретти, Д. Тийс, М. Папис (Италия, Бельгия, Италия, "Феррари-ЗЗЗЭР") - 40 кругов.