106
107
108
Поверьте, для Южной Кореи это не просто громкие слова, и лучшее свидетельство тому - корейские автомобили, которые за последние годы, можно сказать, завоевывают шар земной. По количеству и качеству дорог, по числу автомобилей на "душу населения" можно безошибочно определить экономический "статус" страны. В Корее любого приезжего поражает обилие машин, к тому же исключительно корейских марок и моделей. Но не только это. Наш корреспондент Дмитрий ЖЕРНОВ делится своими впечатлениями о посещении Страны утренней свежести.'Шяь*г <&мт1штПредставьте: в каждой семье - по машине! Что делать? Ну, конечно же, первое - дороги. Во всех мыслимых (и немыслимых) направлениях. Двух- и трехуровневые развязки, четыре, шесть полос в одну сторону. Второе - организация движения. Суть проста: выбрал по указателю цель поездки, прочитал на асфальте разрешенную скорость (не более 70 км/ч) и поехал. Если в дороге забыл о ПДД, дорожный полицейский вскоре тебе напомнит: сохраняя бесстрастное выражение лица, он запишет твои данные в блокнот и подскажет, что штраф лучше заплатить вовремя. Пытаться дать взятку равносильно добровольному визиту к психиатру. С таким плохо соображающим, непатриотичным водителем будет разбираться суд. Полиция ездит на мотоциклах. Причем - только на "Харлей-Дэвидсон". Местная промышленность "нормальных" мотоциклов не делает. Все больше мопеды, скутера и прочие потребительские коляски. Видно, от сознания своего "харлеевского" преимущества полиция вообще игнорирует другую двухколесную технику. Мотоциклисты приравнены к пешеходам и могут ездить где вздумается. За исключением малочисленного офицерского состава, в полиции служат призванные на полтора года в армию молодые парни. Разговаривать с ними бессмысленно. Приказали "дуть в свисток', переключать светофор и переводить через дорогу старушек - все, с поста он не уйдет. Поэтому любой служащий отеля, охранник здания и швейцар ресторана "сам себе свисток". Чуть скопились машины на подведомственной территории давай бегать по проезжей части, наводить порядок. Представьте, водители их слушаются: раз свистит, значит имеет право. После наших дорог и нашей "орга106 ЗРЛМ 8'97 А УЕнизации движения" Корея напоминает торжественное построение пионерской дружины. Идут потихоньку, соблюдая все, что можно соблюдать - трезвые, в костюмчиках, галстуках. В многочисленных пробках стоят: ни тебе прохватить по тротуару, ни подрезать. Ну никакой автомобильной жизни! Скучно. На дороге единственное развлечение иностранца - пытаться подсчитать, сколько же марок автомобилей производят корейцы. Ох, много. Нам известна лишь малая часть - та, что продается в России. Своего потребителя местные производители балуют машинами на любой вкус: представительские, семейные, спортивные, вседорожники. Но больше всего - маленьких грузовиков и микроавтобусов. Монстров "а-ля ЗИЛ-130" - считанные единицы, и те в основном армейские. Зато роль возмутителей дорожного движения с успехом исполняют городские автобусы. В пробках они собираются в стаи и напролом, бампер к бамперу продираются сквозь машины очкастых частных собственников. Последние, скрипя зубами, уступают дорогу, утешая себя мыслью, что не всем еще корейский Бог дал ума заработать на собственный автомобиль. "Мы будем первые в XXI веке", - заявляет второй гигант корейского автомобилестроения корпорация КИА. О ее истории и "русских проектах" мы рассказывали в последнем номере за прошлый год ив шестом за этот. В отличие от других производителей авто в Корее - "Хёндэ", "Дэу" и "Сан Юнга", корпорация сосредоточила свои силы только на производстве автомобилей, и ей всерьез интересен АВТОЗАРУБЕЖЬЕроссийский рынок. Проект КИА-Балтика", о котором сегодня знают многие, нельзя рассматривать как попытку создать хоть что-нибудь ради возможности "застолбить" себя в России. КИА вообще отличается обдуманностью действий и тщательностью расчетов. Она выжидает. Пусть начнется здесь сборка далеко не худших в мире автомобилей, а с ней и непосредственное знакомство с корейскими достижениями и технологиями. А там, глядишь, вслед за "отвертками" и в России появится современное автомобильное производство. выгодное и той, и другой стороне. Что предлагает нам КИА, нетрудно увидеть на заводе фирмы в Асан-бэй. Это, так сказать, большое производство, но есть еще "маленькое" - в Сохари, выпускающее микроавтобусы, грузовики и предназначенный на экспорт легковой автомобиль "Авелла". В Асан-бэй на трех миллионах квадратных метров помимо современных цехов разместились фабрики по переработке газа, пластмассовых компонентов, электростанция, водохранилище, морской порт, учебный, исследовательский центры и испытательный полигон. Рядом несколько жилых кварталов со всей необходимой инфраструктурой для рабочих. Полторы тысячи местных (обращаем внимание) поставщиков расположены в радиусе не далее 100 км от производства и ежедневно снабжают его всем необходимым - от проката до нефтепродуктов. Завод может выпускать 600 тыс. автомобилей в год (да еще в Сохари - 300 тыс.). В среднем в день производят две тысячи, из них 800 - наиболее покупаемой "Сефии". В этом году ожидается спад и сделают не более 480 тыс. машин, из них треть - на экспорт: предложение уже устойчиво опережает местный спрос. Причем этотпроцесс - общий для ведущих промышленных стран Азии. Предполагают, что к 2000 году уровень загрузки производственных мощностей сократится здесь до 60%. В Корее ситуация осложняется еще тем, что в следующем году на автомобильной сцене появится такой промышленный гигант. как "Самсунг", и общий уровень производства у КИА грозит упасть до 50% от возможного. Отсюда ее повышенный интерес к иностранным рынкам - в первую очередь Таиланду, Венесуэле, Китаю, Пакистану и... России. Отсюда суперсовременные технологии, безотходное и экологически чистое производство, высококвалифицированные кадры. На заводе в две смены работают десять тысяч человек. Режим? На каждый час - десять минут перекура, когда можно поиграть в футбол, настольный теннис или бадминтон. Примечательно, что зарплата у рабочих и полутора тысяч управленцев одинаковая - около трех тысяч долларов. Меньше нельзя. Народ привык жить хорошо. Чуть что - забастовка против... иностранных товаров, почти из-гнанных с местного рынка. Приходится поднимать внутренние цены в стране. Кореец и так покупает продукт своей промышленности в два, а то ив три раза дороже, чем он продается на рынках других стран. Тем не менее безработицы в Корее практически нет. Все трудятся, обеспечивая население всем необходимым - от кроссовок и палочек для еды до суперсовременной бытовой и другой техники. Вернемся к заводу. В общем-то он мало чем отличается от аналогичных производств в других автомобильных странах. Так же чисто, конвейер, роботы, белые спецовки, лаборатории проверки качества сборки... Единственное - подчеркнутая важность его как стратегического объекта - тюремный забор, обилие колючей проволоки, ров, заполненный водой, и вооруженные солдаты. Нет промышленному шпионажу! Завод, что памятник охраняется государством. Однако ив этой заповедной зоне действуют привычные рыночные принципы. Опередить конкурентов сегодня можно только комфортными изысками, надежностью продукции и ее безопасностью. Последнему компоненту КИА уделяет огромное внимание. Подумать только: почти половину территории завода занимает испытательный полигон. В центре четырехкилометрового кольца, где "до посинения" гоняют машины, построен один из лучших в мире комплексов пассивной безопасности. Здесь три раза в неделю бьют автомобили ис помощью суперкомпьютера "Крей" обсчитывают даже малейшие смещения кузова. "Убивают" машины не только фронтальными ударами. Сегодня наиболее распространены косые, боковые и смешанные столкновения разной степени тяжести. В соседнем здании в обстановке строжайшей секретности и особого микроклимата "живут" манекены. Это гордость КИА. Один такой стоит более ста тысяч долларов! Среди них не только "дяди" и "тети". Чтобы общество множилось и процветало, на полигоне устраивают ЗРЛМ8 97 107 А УЕ')Завод в Асан-бэй с высоты птичьего полета. пателей: все-таки не былой пляжный красавец, а удовлетворяющий широкие потребности "проходимец". Для представительских разъездов КИА предлагает новый седан "Интерпрайз". Автомобиль только черного цвета с автоматической коробкой передач и шестицилиндровыми двигателями объемом 3и 3,7 л. Поскольку в Корее такую машину могут себе позволить только весьма преВот она - мечта депутата в праздничной упаковке."Стадо" "эланов" на площадке готовой продукции.С таким багажником можно покорять Россию. ДТП, "участники" которых - члены целого семейства. Скажем, "папа", "сын ученик начальных классов", "мама с грудным младенцем на руках" (другой вариант - "беременная") или же иные сочетания. Результаты не заставляют себя ждать. После таких тестов корейских машин среднего класса, проведенных национальным автомобильным институтом, "КИА-Кларус" (для внутреннего потребления - "Кредос", заменивший "Потенцию") признан самым безопасным в стране. У остальных моделей КИА после лобового удара на скорости 50 км/ч двери открывались, а вытекание горючего было настолько незначительным, что до пожара "Скорая помощь" имела шанс эвакуировать пострадавших. В погоне за капризным потребителем заводу приходится наращивать темпы обновления гаммы своих моделей. На усовершенствование выпускаемого автомобиля здесь отводится 14 месяцев, на создание нового - два года, а полная смена продукции происходит раз в четыре с половиной года! Поэтому на Российском международном автосалоне в этом месяце КИА предложит нашему вниманию три новые машины и обновленный вседорожник "Спортидж". Кстати, этот старый знакомый получил к своему имени приставку "Гранд" и увеличенный на 11 см багажник. Думается, новая версия привлечет поку108 ЗРЛМ 8/97 А УЕуспевающие (соответственно - пожилые) руководители компаний, в передние сиденья встроен электрический массажер. Очень полезно для мужчин. Нашим думским сидельцам - то, что доктор прописал. Ну а "горячим русским парням" впору придется родстер "Элан", развивающий скорость 250 км/ч. Среди этой "престижности" микроавтобус "Преджио", пришедший на смену популярной "Бесте", будет смотреться несколько утилитарно. Однако спрос на подобные автомобили (особенно в грузопассажирском исполнении) у нас растет, и "Преджио" может найти свою нишу на российском рынке. Упорство и терпение, с каким КИА приходит в Россию и предлагает свои разработки, достойны уважения. Тем не менее вряд ли в скором времени "рядовой россиянин" может рассчитывать на покупку автомобиля КИА калининградской сборки. Слишком много подводных камней ожидает этот проект. Понимают это ив Корее. Поэтому большие надежды возлагают и на строящийся завод в Казахстане. На Российском автосалоне в Москве автомобили КИА будет представлять "КИА-Балтика". Это ее, можно сказать, первый выход в свет. Что же, будем ждать и второго, и третьего, ибо что полезно корейским мужикам, без сомнения, сгодится и нашим. Включая дорожную безопасность, технологию автопроизводства и радость обладания относительно недорогой современной машиной.Со стоянками автомобилей в Сеуле проблем нет.