На служебном автомобиле с шофером езжу уже несколько десятков лет. Долгое время совмещал церковную деятельность в Москве с работой в духовной академии в Сергиевом Посаде и ежедневно туда и обратно, два-четыре конца... Машина стала как бы вторым рабочим местом. Так что опыт общения с автомобилем у меня большой, но, к сожалению, пассивный. А может, к счастью: если бы ездил сам, моя жизнь и карьера могли бы быстро закончиться. За рубежом , и в Новом, и в Старом Свете, автомобиль - это часть вашего существа, там водители очень дружелюбны по отношению друг к другу. Я был свидетелем того, как в Париже на Конкорде - площади Согласия , где сталкиваютсяпотоки машин со многих направлений , в одители , стоя в пробках, знакомятся, общаются. Продвинутся на метр, продолжают разговаривать и уступают друг другу дорогу. Увы, это совершенно не свойственно нам. И не потому, что мы хуже. Просто, мне кажется, российские автомобилисты только-только становятся на путь, если можно так сказать, автосамопознания. I ^<#^\ Там норма: машина мчится во весь опор, впереди красный свет она останавливается, даже если это глубокая ночь и нет ни одного автомобиля. И пешеход ждет на пустынной улице, когда ему загорится зеленый. Это, если хотите, впитанная с молоком матери культуратисотом" "Мерседесе", но это совсем и не обидно: я чувствую себя хозяином своего положения, поскольку едем по своей полосе и соблюдаем Правила движения, более того, ощущаю преимущество перед "Мерседесом", который их нарушает. Моральное преимущество, а это, поверьте, многого стоит. Есть старая пословица : "По одежке встречают, по уму провожают". Неважно, какой марки автомобиль - главное, чтобы его владелец вел себя достойно, это определяет отношение к нему окружающих и его - к себе самому. У водителя "Запорожца" или "Москвича" ничуть не меньше моральных прав (а чисто правовых тем более), чем у того, кто за рулем "Роллс-Ройса". Главное - самосознание, иначе беда. Пилот сверхзвукового самолета осознает всю полноту своей ответственности в воздухе, как, скажем, и дежурный офицер - за пультом ракетной установки. А водитель за рулем? Ему дано в скорости преимущество перед пешеходом, но не перед человеком. Он тож е обладает мощным орудием убийства и должен себя постоянно контролировать. А варии , по моему глубокому убеждению, результат прежде всего дефицита внутренней культуры человека за рулем. У меня был замечательный шофер, ему было за семьдесят. Раньше он возил Михаила Михайловича Громова - знаменитого летчика-испытателя, совершившего еще в далекие двадцатыеЦ!Корреспондент "За рулем" беседует с одним из самых известных деятелей русской православной церкви митрополитом Питиримом. О чем - можно догадаться: Россия расплачивается за свою автомобилизацию жизнью почти 30 тысяч граждан ежегодно. Как относится к этому церковь, где видит выход из трагической ситуации?(ЧМИ.1мышления человека на дороге. Наши же водители (при всем моем расположении к ним) стараются утвердить свое преимущество. Во всем. Над новичком и малоопытным, над женщиной за рулем, перед владельцем автомобиля более дешевого или старой марки. Мне, скаж ем , доставляет удовольствие ехать в "Оке" даже в качестве пассажира. В этой маленькой "черепашке" сидишь много ниже, чем на каком-нибудь прославленном "шес74 ЗА РУЛЕМ 8/97годы первый перелет Москва - Пекин - Токио. Когда мы познакомились, его стаж за рулем превышал сорок лет - и ни одной аварии! Он считал, что езда на машине - это в том числе и удовольствие, что надо наслаждаться движением (вспомним "гоголевскую тройку"). Лихачить, показывать свою "удаль", обгонять и делать немыслимые зигзаги в тесном потоке машин - это значит не иметь элементарного чувства собственного достоинства.Ну представьте себе того же человека, бегущего среди толпы пешеходов. Всех расталкивает плечами, путается под ногами, падает. Потому что поскользнулся на ровном месте. Никто же себе этого не позволяет, зачем же делать это, сидя в карете? Я помню, покойный патриарх Алексей Симанский, когда шофер превышал скорость за сто километров в час, опускал перегородку и говорил: "Ну хорошо, а если бы ехали на шестерке лошадей