44
45
ТЕХНИКАСТАНЕТ ЛИОБЩИМ"ОБЩИЙ ПУТЬ""Коммон рейл "— система впрыска для легкового дизеляДизельные двигатели на европейских легковых автомобилях - не редкость. Бензин весьма дорог, и потому многие во Франции, Бельгии и Германии считают покупку модели, оснащенной дизелем, выгодной, особенно если по роду занятий на машине приходится "наматывать" за год несколько десятков тысяч километров. ной динамикой. Судите сами: большой, солидный "Ауди-Аб" снаряженной массой около 1,5 тс механической шестиступенчатой коробкой передач расходовал в среднем менее 7л дизельного топлива на 100 км, разгоняясь до 100 км/ч менее чем за Юси развивая на автобане более 200 км/ч. При движении с умеренной скоростью его "аппетит" укладывался в4 л/100 км. Прототип серийного четырехцилиндрового дизеля "Тойоты" рабочим объемом 2лс двумя верхними распределительными валами и турбокомпрессором . оказаться более важными. Поэтому не случайно многие фирмы наряду со сверхэкономичными дизелями непосредственного впрыска по-прежнему выпускают и предкамерные, и вихрекамерные. Только "Ауди" и "Ровер" (кроме "Ленд-Ровера") полностью перешли на моторы с неразделенной камерой сгорания. "Мерседес", отдавая им должное, продолжает совершенствовать предкамерные дизели с четырьмя клапанами на цилиндр. "Пежо" и "Рено" тоже не торопятся снимать с производства свои предкамерные. ФИАТ даже выпускает новые, а БМВ попросту делает вид, что лучший легковой дизель всех времен и народов - их рядная вихрекамерная "шестерка" с турбонаддувом. Что это - здоровый консерватизм или техническое отставание?Как же можно улучшить плавность, экономичность, экологические показатепи дизеля без потери мощности? Тем же способом, как в свое время это сделали на бензиновых моторах, когда карбюратор заменила управляемая электроникой система впрыска топлива. Одна беда - создать электрически управляемую форсунку по образцу той, что используетНынешние дизельные двигатели гоСовсем недавно такие показатели казася в бензиновых двигателях, сегодня техраздо совершеннее тех, что были 10-15 лись просто фантастическими. нологически невозможно: дизельная форлет назад: большинство из них снабжены Путь легковых дизельных двигателей к сунка установлена прямо в цилиндре, где турбонаддувом с промежуточным охлажденепосредственному впрыску (по-другому, температура газов достигает 2000°, а давнием воздуха, а литровая мощность многих дизели с неразделенной камерой сгорания) ление в топпивной системе может в сто и перевалила за 37 кВт/л (50 л. с/л). В конце оказался отнюдь не простым. Сам по себе более раз превышать атмосферное. Сис70-х это считалось совсем неплохим покадизель с непосредственным впрыском далетема "коммон рейл" (Common Rail), что в зателем для "атмосферных" бензиновых ко не новинка. Абсолютное большинство досповном переводе означает "общий двигателей. Динамические качества авто"больших" дизелей сделано именно так. Но путь", "общая магистраль", как раз и примобилей с такими дизелями, равно как и процесс, легко достижимый в моторах с мазвана решить эту задачу. максимальная их скорость, вполне на выксимальной частотой вращения коленчатосоте. Так что те, кто по-прежнему считает го вала, не превышающей 2500 об/мин, До сих пор роль управляющей электдизель маломощным, трясучим и вонючим, крайне сложно организовать в достигаюроники в легковых дизельных двигателях заблуждаются, особенно если учесть, что в щих вдвое больших оборотов. И хотя констсводилась к управлению топливным насоначале этого десятилетия грянула новая рукторы немало потрудились над этим, ресом, давлением наддува, стартовой процереволюция в конструкции моторов с восзультаты пока оставляют желать лучшего. дурой и регулированием холостого хода. пламенением от сжатия. Двигатели с неразделенной камерой Давление в системе практически постоянНепосредственный впрыск топлива перевернул все существовавшие представпения о возможностях дизельных двигателей и сделал реальной их прямо-таки невероятную экономичность в сочетании с отлич44 ЗА РЛМ 89 УЕ /7 сгорания действительно экономичнее своих предкамерных и вихрекамерных собратьев примерно на 20%, но шума и вибраций у них заметно больше. Для легкового автомобиля эти показатели могут но, топливный насос высокого давления (ТНВД) варьирует лишь количество топпива, что подается в цилиндр за один ход, а бездумная форсунка открывается под действием ударной волны в топливе (жид- экологиякость практически несжимаема) и закрывается под действием пружины. В "коммон рейл" все обстоит иначе можно непосредственно регулировать момент впрыска, количество топлива и закон его подачи, даже давление в магистрали. Иными словами, всегда обеспечивать оптимальные условия работы. Принципиальное отличие системы в том, что ТНВД подает топливо не в индивидуальные трубопроводы к форсункам, а в "общую магистраль", оборудованную датчиком давления и обратным клапаном, сливающим лишнее топливо в бак. Форсунки остались прежними, механическими (ничего другого пока не придумали), но вот к каждой добавился пьезоэлектрический клапан, открыванием и закрываниТак что же дает система "коммон рейл" по сравнению с обычным дизелем непосредственного впрыска? По предварительным данным, экономия топлива составит около 10-15%, мощность может возрасти до 40%, ожидается существенное снижение выбросов окислов азота и углерода, а также снижение шума на 10 дБ. На стенде "Тойоты" в Женеве можно было послушать и сравнить запись звука обычного дизеля с непосредственным впрыском и опытного мотора с "коммон рейл". Первый, как и полагается, издавал типично "тракторный" шум, а второй, скорее, напоминал обычный бензиновый мотор со слегка увеличенными зазорами в клапанном механизме. А то, что транспортное средство (грузовик или автопоезд) соответствует европейским нормам по уровню внешнего шума при движении. В 1989 году в Австрии были приняты самые жесткие тогда ограничения по шуму, создаваемому при движении грузовиков (в странах ЕС они вводятся в 1996-1997 гг.). Все автомобили европейских перевозчиков, пересекающие австрийскую границу, должны были соответствовать этим требованиям, иначе их не пускали в страну. Для ускорения процедуры проверки автомобилей на соответствие австрийским требованиям решили выдавать сертификат "тихого" автомобиля и отмечать круглым зеленым значком с буквой L внутри. Позже в Германии появились особо охраняемые экологические зоны, и в них пропускались грузовики, соответствующие тем же требованиям по шуму, что ив Австрии. Но здесь "тихие" машины стали оснащать аналогичными знаками с другой буквой - G. Следующим значком, но уже общеевропейского уровня, стал зеленый кружок с буквой U - е го носитель соответствует не только австрийским требованиям по шуму, но и общеевропейским требованиям "Евро1" на токсичность отработавших газов дизельных моторов. И наконец, в 1997 году появился новый значок - с буквой S. Он указывает, что автомобиль сертифицирован на соответствие новым европейским требованиям на внешний шум и одновременно "Евро-2" - на токсичность отработавших газов. Впоследствии грузовик без такого знака через граем которого управляет электронный блок. Он же управляет ТНВД, обеспечивая разпичную подачу топлива и давление в "общей магистрали". Так, давление на холостом ходу минимально, что позвопяет снизить шум работы форсунок и ТНВД, а при разгоне с низких оборотов - максимально, что обеспечивает наилучшую приемистость. К аквидим , идея отнюдь не сложна . Иное дело, что технологическое ее исполнение в условиях массового производства стало возможно лишь в нынешнем году. Сегодня доподлинно известно, что фирмы "Бош" и "Тойота" располагают готовыми к серийному производству системами впрыска "коммон рейл", причем двигатели с "бошевской" с истемойуже испытаны на серийных моделях автомобилей. По неофициальным данным, это дизельные моторы для нового "Опеля-Астра" и "Мерседеса-А", которые появятся в продаже в начале следующего года. "Тойота" представит свой двигатель на серийной машине примерно через два года. Схема компонентов системы "коммон рейл" фирмы "Бош": 1 - топливный насос высокого давления; 2 - электронный блок управления; 3 - датчик давления; 4 - собственно "общий путь" - коллектор; 5 - обратный клапан ("обратка"); 6 - форсунка с электронным управлением; 7 - топливный бак. Если в наших предсказаниях нет изначально неверных посылов (попагаем, это маловероятно), то всего через полгода мы сможем ознакомиться с таким двигателем на " ж ивом " а втомобиле . К " р убежному " 2000 году система "коммон рейл" с танет непременным атрибутом любого действительно современного дизеля для легкового автомобиля, став "гвоздем" автомобильного сезона , если... Если другая новинка бензиновый двигатель с искровым зажиганием и непосредственным впрыском топлива в цилиндр - не окажется еще более удачной. Европейская презентация "Мицубиси" с таким мотором должна пройти на автосалоне во Франкфурте в сентябре. Анатолий ФОМИН ницы многих стран просто не пропустят. Все названные знаки имеют одинаковые размеры, их устанавливают на бампере или на передней части кабины грузовика. На кабинахзарубежныхгрузовиковможно увидеть круглые зеленые значки сбуквамиLили G. Ч тоониозначают ?!!НШ1 11 ililul /I lib 1 IIPIII•Образцы европейских экологических знаков для грузовых автомобилей. L - знак - сертификат, отвечающий национальным нормам по уровню внешнего шума, обязательным для движения в Австрии. G - аналогичный знак в ФРГ, необходимый для движения в экологически охраняемых зонах. U - европейский знак, обозначающий не только соответствие австрийским нормам по шуму, но и требованиям "Евро-1" на токсичность выброса. S - знак, указывающий, что грузовик сертифицирован в соответствии с новыми европейскими требованиями по шуму и отвечает нормам "Евро-2" по токсичности. ЗА РУЛЕМ 8/9745