165
* К ЛУ ISАвтолюбителейсобен удерживать машину на уклоне 30% (или 16,7°) при четырех-пяти щелчках храповика. Для "Москвича-2141" - 25% при пяти-шести щелчках. Где найти необходимый для проверки уклон? Проще всего - это подъем на эстакаду в любом гаражном кооперативе здесь очень часто делают уклон пандуса в пределах 30%. Эстакады, встречающиеся возле крупных автомагистралей, обычно Где бы ни располагался в машине мотор, какие бы колеса (передние, задние тоже имеют близкий к этому уклон въезда. или те и другие разом) ни приводил он в движение - словом, какой бы ни Здесь, кстати, не вредно помнить, что была компоновка автомобиля, водительское место всегда находится максимальный угол подъема, преодолевавпереди пассажирских. Оно может лишь оказаться справа (в странах с емый легковым автомобилем с полной налевосторонним дорожным движением) или в середине (спортивный "Макгрузкой на первой передаче без разгона, Ларен F1"). А сзади? Трудно поверить, но и такое случалось! Сергей обычно составляет 30-36% (16,7-19,8°). КАНУННИКОВ предлагает обзор оригинальных и курьезных решений, Найдя где-нибудь на горной тропе интенашедших применение в автомобиле. ресующий вас подъем, его можно оценить с помощью двигателя или... "ручника". Одним из первых "оригиналов" такого руль - круглым. Но водитель и пассажир сиИногда можно видеть, как работник ГАИ, не имея возможности проверить ручрода был "Пеннингтон Аутокар", построендели друг за другом (водитель на этот раз ной тормоз автомобиля, как положено, на ный в 1896 году в США. Собственно, эта впереди), благодаря чему малый автомоуклоне, делает это на горизонтальной трехколесная конструкция больше напоми- биль был визуально длиннее и производит впечатление большого площадке. При этом считается, что если солидного. машину нельзя сдвинуть вперед или назад, то все в порядке. Насколько это объеВ 1913 году в Амективно, судите сами: при 23-процентном рике появился "Скрипе уклоне на автомобиль действует скатываБут" - мотоцикл внутр* автомобильного кузова ющая сила, равная произведению веса авКак и подобает мотоциктомобиля G на синус угла уклона, то есть лу, у него были два дисG-0,224 (см. рис.). Иными словами, для авковых колеса, а устойчитомобиля весом 1200 кгс эта сила достивость обеспечивали.. гает 269 кгс! Думаем, что и силу 100 кгс маленькие дополнительспособен приложить не каждый инспектор ные колесики. ГАИ, а ведь соответствующий этому случаю "ручник" фактически уже неисправен! Распространенную ЕВ этом легко убедиться, пытаясь с его поГермании времен первой мощью удержать этот автомобиль даже на мировой войны трехколесную "Циклонетту" выпустила на рынос небольшом уклоне - скатывающая сила "Мессершмитт-Кабинероллер" - нелетающий самолет. фирма "Циклон". Первоначально она прак100 кгс достигается уже на уклоне около 8,4%, то есть при угле меньше 5°. нала велосипед - и рамой, и колесами, и тически не имела кузова, лишь позже "приКстати, на горизонтальной площадке рулем, и сиденьями. Вот только единственобрела" два ряда сидений и двери. Мотоци"ручник" можно проверять с помощью двиный пассажир сидел спереди между двумя клетный мотор приводил в движение передгателя: заднеприводной машине на I переколесами, а водитель - сзади. Двухцилинднее управляемое колесо, располагаясь недаче он не должен позволить провернуть ровый двигатель объемом 1,9 л был подвепосредственно над ним. На базе подобногс автомобиля конструкторам удалось создать ведущие колеса, а на переднеприводной - шен к раме посредине. вызовет их пробуксовку. Распространенные в начале XX века в даже... развозной фургон. В 30-х годах американский инженер Вообще же, при долгой стоянке на укЕвропе "циклекары" (своеобразные гибриды лоне даже на вполне исправный ручной автомобилей и мотоциклов) также имели Р. Фуллер продолжил тему "трехколески натормоз полагаться не следует: в конце похожую схему. Наиболее известна франоборот": его прототипы "Димаксион" имелк концов, каких только случаев не бывало в цузская "Беделия", завоевавшая немало повесьма обтекаемый кузов и мощный мото;: подобных ситуациях! Поэтому непременно клонников благодаря своим спортивным ус"Форд-У8", который приводил в движение принимайте дополнительные меры страпехам. У "Беделии" был вполне автомобильпередние колеса, но располагался... сзади! В 1936 году появился автомобиль "Вуаховки. Включайте низшую (или заднюю) ный кузов, руль-баранка... Что же заставипередачу: даже при самой слабой ком ­ ло конструкторов усадить водителя сзади? зен", имевший... сразу два двигателя! Ом прессии в изношенном двигателе машина Видимо, авиационные "корни" этого забавбыли установлены впереди друг за другом v катастрофически быстро вниз не скатится. ного транспортного средства - один из созобразовывали едва ли не единственный Е Управляемые колеса желательно пра ­ дателей "Беделии" был конструктором саавтомобилестроении рядный (!) двенадцативильно (в нужную сторону) повернуть, чтомолетов. Кстати, послевоенный немецкий цилиндровый силовой агрегат. Два полулитбы при скатывании они уперлись в распо"Мессершмитт-Кабинероллер" (позже FMR) ровых мотора имел и полноприводный "Ситложенное рядом препятствие, например в тоже напоминал самолет. Конструктор роен-2СУ-Сахара", при этом один из ни> бордюрный камень тротуара. Наконец, Ф. Фенд снабдил его большой плексигласо"заведовал" передними колесами, а другой многоопытный автомобилист не погнушавой крышей, которая служила водителю и задними. Несмотря на сложность конструксидящему за ним пассажиру... одновременции и отсутствие багажника (его "съел" втоется в опасном месте подложить под ко ­ но и входной дверью. рой двигатель), полноприводный "Ситроен' леса кирпичи. У автомобиля-тандема "Вандерер-WI оказался популярен и продержался на кон5/12" 1912 года кузов был автомобильным, а вейере с 1958 по 1966 год.М ОТОРВ БАГАЖНИКЕ, ВОДИТЕЛЬ - СЗАДИI•З РУЛЕМ 8/97 165А