122
123
[В СИТУАЦИЯХЧто может быть проще для водителя, чем посмотреть направо? Что может быть проще "правила правой руки"? Ничего. Тем не менее этот главный закон дороги очень часто игнорируют.ЕЖЛИВОСТЬЭлементарный перекресток. Он нерегулируемый, не имеет знаков приоритета (равнозначный). Другими словами, все дороги равноправны - нет главных и второстепенных. Однако диву даешься тому, как водители его проезжают. Такое впечатление, что, оказавшись без защиты светофора и знака 2.4 "Уступите дорогу", водители теряются и ждут доброго дядю постового, который переведет их через улицу. Но с постовыми у нас туго. Особенно на таких примитивных перекрестках. Поэтому тут правят те, у кого больше смелости, а скорее, хамства. "Правило правой руки" они заменили новым: "Кто быстрей, кто наглей". По статистике ГАИ, на равнозначных нерегулируемых перекрестках аварий больше, чем на регулируемых и пересечении неравнозначных дорог вместе взятых. Хотя, казалось бы, что стоит пропустить помеху справа - доли минуты. Нет, не получается. Рассмотрим наиболее типичные для данной ситуации случаи. Как всегда, в этом нам помогут специалисты НИЦ ГАИ МВД РФ. видимости, габаритов транспортных средств, размеров перекрестка Ситуация 1. Автомобиль А намерен пересечь перекресток в пряи мом направлении. Справа от него к перекрестку подъезжает авт. д. Все диктует конкретная обстановка: каким образом сможете обеспечить безопасность движения и соблюдение ПДД. томобиль Б (фото 1). Все понятно: согласно пункту 13.11, автоКонечно, Правила не могут (да и не должны) учитывать все ситуации, возникающие на дорогах. Невозможно на каждый случай дать рецепт. Очень много зависит здесь от самих водителей - от их внимания к другим участникам дорожного движения, вежливости и умения прогнозировать обстановку. Допустим, к перекрестку одновременно с разных сторон подъехали четыре транспортных средства (фото 3). Ситуация скорее гипотетическая. Правила не дают ответа,мобиль А должен уступить ему дорогу (помехе справа). Причем порядок разъезда остается неизменным независимо от того, будут ли дальше двигаться автомобили АиБ прямо или повернут налево. Разумеется, если их пути не пересекаются (допустим, А пойдет налево или на разворот, а Б- направо или А - направо, Б - прямо и т. д.). Здесь "правило правой руки" не действует, поскольку нет помехи справа. В данной ситуации мы рассмотрели, скажем так. основополагаюкак им разъехаться. Выйти из создавшегося "тупикового" положения щий принцип проезда нерегулируемых равнозначных перекрестков. можно только по негласному взаимному согласию водителей (что хаВообще же "правило правой руки" можно назвать краеугольным камрактерно, кстати, для цивилизованных автомобильных стран). Кто-то нем ПДД. Вспомните хотя бы материал в № 6 за этот год ("ПДД в сижестом приглашает другого первым проехать перекресток и разрятуациях"): при одновременном перестроении автомобилей должен усжает обстановку. Этот нормальный, принятый в мире принцип применим в любой ситуации. Например, водитель трактора или грузовика с тупить тот. кто находится слева. "Правый - первый"! Часто водители задают вопрос: где должен находиться автомоогромным прицепом в такой обстановке понимает, что, выехав на пебиль, пропускающий "помеху справа"? Правила однозначно не оговарекресток, он перекроет движение другим автомобилям и на какое-то ривают месторасположение машины. Здесь важно другое - автомовремя блокирует перекресток. В этом случае он вправе отступить от биль не должен создавать помех! То есть своим положением не выпорядка очередности проезда и жестом пропустить других участнинуждать водителя, имеющего преимущество, изменить направление ков дорожного движения. Одно условие: водители должны быть уведвижения или скорость. Об этом говорит пункт 1.2 ПДД. Поэтому, сорены, что все их намерения понятны друг другу! Как показывает блюдая принцип "Уступить дорогу (не создавать помех)", можно ожиопыт, взаимная вежливость помогает не только избежать конфликдать проезда "помехи справа" перед перекрестком или выехав на нетов на дороге, но и повышает их пропускную способность. го (фото 2). Водитель выбирает место остановки с учетом условий Ситуация 2. Автомобиль А поворачивает налево (разворачивается), а автомобиль Б едет прямо (фото 4). Здесь порядок проез-Iin'^1'!" ?-i_- Ш i• '-ill | >ffj|i 113 КАТЕГОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИда регулирует пункт 13.12 ПДД. Водитель А должен уступить дочается, что решает, у кого преимущество, группа разбора ДТП. После рогу транспортным средствам, движущимся со встречного нааварии сотрудники ГАИ будут вынуждены провести экспертизу, устаправления прямо или направо. Между прочим, это не менее фун­новить, имел ли водитель техническую возможность предотвратить даментальный принцип, нежели "помеха справа". Тем более, что наезд или нет. И если да, то у него довольно много шансов сесть на автомобиль Б, в общем, такой помехой и является. скамью подсудимых, даже если пешеход, который попал под колеса, На узких перекрестках нередко случаются ДТП при взаимном повышел на проезжую часть, "не обеспечив собственную безопасность". вороте встречных автомобилей налево: не разъехались. Как правиОтсюда вывод: неукоснительно выполняйте требования пункта 13.1. ло, сотрудники ГАИ усматривают в аварии обоюдную вину водитеТем более, что его поддерживает и пункт 14.1 (в части приоритета пелей. Поэтому будьте внимательны и опять-таки вежливы. Легче прошеходов на нерегулируемом пешеходном переходе). Вспомним, что пустить, чем ремонтировать свой автомобиль. Это в полной мере отименно пешеходы изобрели автомобиль. Будем им признательны, носится ик водителю автомобиля В (фото 5). Он спешит проехать певежливы по отношению к ним и (от греха подальше) пропустим. Ситуация 4. Автомобиль А поворачивает налево, Б едет прямо. На траектории поворота находится препятствие: припаркованный автомобиль В (фото 7). Если нет сплошной линии разметки,рекресток в прямом направлении. Ожидая, пока АиБ сориентируются в новой ситуации (первым должен проехать А, затем В), он ждет, и за это время Б вполне может покинуть перекресток. Автомобиль же •нетерпеливо выезжает на него и тем самым значительно ограничивает маневр другим автомобилям. Достаточно одному водителю не рассчитать траекторию движения - авария неизбежна.то Правила (пункты 12.4, 12.5) не запрещают остановку и стоянку на узких улицах. Более того, автомобиль В имеет право стоять на самом углу пересекаемой проезжей части, поскольку Ситуация 3. Пункт 13.1 ПДД предоставляет на перекрестках пепункт 12.4 гласит: остановка запрещается "на пересечении прошеходам приоритет перед автомобилями, которые поворачиваезжих частей и ближе 5 мот края пересекаемой проезжей части". А в нашем случае В остановился после пересечения. Однако ют направо, налево или разворачиваются (фото 6). Имеются в для автомобиля А он явно создал трудности при завершении маневра: А частично окажется на полосе Би не сможет продолжить движение - коридор для него слишком узок. Как быть ? В Правилах нет ответа и на этот вопрос. Автомобили АиБ оказались как два барана на мостике: с одной стороны, пункт 11.7 дает преимущество автомобилю Б (поскольку после поворота А препятствие на его стороне), с другой - автомобиль А - "помеха справа". Здесь мы возвращаемся к строкам из первой ситуации. Как бы банально это ни звучало, водители, будьте взаимовежливы. Если понятие вежливости для вас нечто из абстрактной морали - не более, то оперируйте более земным и материальным: дешевле обойдется опоздание на минуту-другую, чем трепка нервов в ГАИ и кругленькие суммы на восстановление автомобиля. Не говоря о возможных более тяжких последствиях.Что может быть проще, чем посмотреть направо? Постойте несколько виду пешеходы, которые, следуя Правилам, пересекают проезминут на перекрестке, присмотритесь - чудеса, да и только. Вот жую часть по линии тротуаров или обочин. Однако все не так это все более "овладевающее массами" восприятие других участников дорожного движения не как партнеров, а как соперников, это просто, как кажется на первый взгляд. Пункт 4.5 ПДД обязывает порой доходящее до ненависти отношение друг к другу на дороге пешеходов начинать переход, только убедившись в собственной верный путь к авариям, жертвам, трагедиям. И о какой "правой рубезопасности. Иными словами: видя, что автомобиль начал поворот, пешеход не должен (смешно звучит) 'бросаться под колеса".ке", приоритете пешеходов в этом случае можно говорить? В то же время, если пешеход находится на проезжей части, воСтранно мы себя ведем. Во всем мире игнорирование (а равно незнание) ПДД в первую очередь рассматривается как неуважение к садитель обязан его пропустить. мому себе. Так что ж удивляться, если и окружающие так же отноф В этой ситуации очень трудно за доли секунды разобраться, у косятся к вам? го же приоритет. Зато ясно, что никто не хочет уступить. Вот и полуЗА РЛМ 8/97 123 УЕ