143
йоимиАламиПРОШУ ОБЪЯСНИТЬХочу приобрести иномарку, но одолевают сомнения: как зарубежные автомобили работают на нашем бензине АИ-92, АИ-95? Автомобилей иностранного производства в России становится все больше, и их двигатели на отечественных марках бензина работают вполне приемлемо, если при этом подразумеваются их основные характеристики - мощностные, тяговые, экономические. Что же касается срока службы, то он может оказаться несколько снижен - в основном, из-за присутствия в бензине различных вредных для двигателя примесей: механических (твердью частицы, грязь), смолистых веществ, соединений свинца, воды и т. д. Все эти "ингредиенты" так или иначе мешают нормальной работе двигателя. Рис. 2. Запрессовка ступицы колеса в подшипник: 1 - верхняя гайка; 2 - опора; 3-винт; 4,6 - стопорное кольцо; 5 - подшипник; 7 - поворотный кулак; 8 - нижняя гайка. Твердые частицы в бензине (даже отфильтрованном в соответствии с отечественными требованиями к нему) на состоянии деталей цилиндро-лоршневой группы сказываются незначительно - они очень малы, а сами детали работают с обильной смазкой. Но на состояние высокоточных "пар" - таких, как детали бензонасосов или дозаторов топлива в системах впрыска - эти примеси (а также вода!) оказывают весьма вредное влияние. Поэтому на таких автомобилях в российских условиях топливный насос иногда приходит в негодность уже после пробега 50-60 тыс. км. Всевозможные маслянистые, смолистые примеси шхххЗствуют отложениям нагара на деталях двигателя, а это, как известно, ухудшает процесс теплообмена, приводит к возникновению калильного зажигания, детонации. Соединения свинца, к сожалению, присутствуют - хотя ив незначительных количествах даже в неэтилированных российских бензинах. Поэтому использование последних сравнительно "безболезненно" проходит лишь для ныне устаревших, простых систем - с традиционным карбюратором и без каталитического нейтрализатора выхлопных газов. В системах впрыска топлива, если они работают с лямбда-датчиком (датчиком кислорода в продуктах сгорания), даже незначительное присутствие свинца в топливе рано или поздно выводит из строя этот дорогостоящий датчик, а при наличии каталитического нейтрализатора - и его. По этой причине владельцу такого автомобиля категорически не рекомендуется заправлять бак бензином сомнительного качества, не говоря уже об этилированном. Последний может вывести из строя лямбда-датчик очень быстро, при первой же поездке. Наконец, в отечественной "практике" и з ­ вестно немало случаев, когда октановое числобензина, который вы покупаете, далеко не соответствует официально заявленному. Впрочем, для столицы это менее характерно (см. ЗР, 1997, № 6), а вот где-нибудь в глубинке - по-прежнему не исключено. Многие "жигулисты" гордятся расходом топлива в 7£-8 л/100 км. Считаю, что они либо грешат против истины, либо ездят в каких-то "тепличных" условиях. Моей "шестерке", например, полного бака хватает всего на 300-350 км. Хотелось бы знать: каков максимально возможный расход бензина у "жигулей"? Действительно, при оценке расхода топлива автовладелец, как правило, предполагает, что речь идет о движении по дороге с твердым покрытием, без существенной пробуксовки колес и на высшей передаче. Но вообразите, что обстоятельства вынудили вас ехать по тяжелой дороге на низшей передаче. Если измерять расход в эти минуты, он может оказаться в несколько раз выше. А если (формально) оценить расход в литрах на 100 км в тот момент, когда автомобиль, буксуя, не может выбраться из грязи, то его величина буквально стремится к бесконечности! Ведь в этой ситуации путь, проделанный автомобилем, равен нулю - какое-то количество бензина сгорело впустую. Сделав по труднопроходимой дороге несколько десятков километров и ежеминутно буксуя, вполне можно сжечь все, что залито в бензобак, - бывалым авто- и мототуристам это хорошо известно. При некоторых неисправностях расход топлива может резко возрасти и на дорогах вполне приличного качества. Это случается, когда система зажигания работает с перебоями, карбюратор "переливает", а воздушный фильтр, забитый грязью, создает большое сопротивление потоку воздуха. Результат - предельное обогащение (переобогащение) смеси и такое падение мощности двигателя, из-за которого все подъемы водителю приходится преодолевать на пониженных передачах! Это приводит порой практически к двойному расходу в сравнении с нормальным. Наконец, если речь идет о возможном "шоссейном" расходе топлива совершенно исправным автомобилем, то здесь напомним лишь, что он непрерывно возрастает (на одной и той же высшей передаче) с ростом скорости - и этот рост имеет почти параболический характер. В результате расход топлива при скоростях, близких к максимальным, может увеличиваться до 15-16 л на 100 км. Поэтому в любых поездках на большие расстояния движение с высокой скоростью экономически невыгодно. Для ВАЗ-2106 оптимальной оказывается скорость около 90 км/ч. На иномарках, в большинстве оборудованных системами впрыска, к резкому увеличению расхода топлива может приводить отказ кислородного датчика (лямбда-зонда). Электронный "мозг" системы воспринимает отсутствие сигнала лямбда-зонда или ослабленный сигнал как команду обогатить смесь. Результат - плохая, с перебоями, работа двигателя, низкая мощность, перерасход топлива. ЗА РУЛЕМ 8^7 143ЯМШШШ«JI,»B41.S,|Не забудьте перед запрессовкой смазать посадочные поверхности деталей мо ­ торным маслом. В отверстии поворотного кулака (стойки) недопустимы забоины или иные повреждения. Как при запрессовке нового подшипника, так и при выпрессовке старого нужно внимательно следить за тем, чтобы не происходило перекоса деталей, при котором посадочное гнездо можно по ­ вредить. Если на вашем автомобиле установлены подшипники с другими размерами, внести изменения в приведенные рисунки не ­ трудно. (Размеры двухрядных подшипников наших автомобилей вы можете найти в ЗР, > 1996, № 1).