164
AвтолюбителейIKJTTI УISПРОВЕРИМ "РУЧНИЧОК"...Как-то один из читателей журнала предлагал подумать над устройством, фиксирующим в нажатом положении педаль рабочей тормозной системы (гидравлической), тогда привычный "ручник" не понадобится! В конце концов, разве нельзя использовать в этом качестве подходящую палку, упруго вставив ее враспор между педалью и сиденьем? Оказывается, можно... если вы оставляете автомобиль ненадолго - на минуты, но никак не на часы! Дело в том, что при вполне нормальном состоянии деталей гидропривода тормозов (главного цилиндра и рабочих цилиндров, поршней, уплотнительных колец) обеспечить стопроцентную герметичность не удается - жидкость, пусть очень медленно, но просочится через уплотнение, и педаль, если ее оставить надолго нажатой, в конце концов уп ­ рется в пол. Вот почему рабочая тормозная система, действующая на принципах гидростатики, для применения в качестве стояночной не годится. Кстати, опытные автолюбители знают, что порой в неплохо, казалось бы, работающем гидроприводе тормозов утечка жидкости бывает вполне ощутимой: автомобиль нормально тормозит, педаль не "мягкая", воздуха в системе нет, но если нажать на педаль покрепче и держать минуту-другую, жидкость "уходит". Заглянув в бачок, вы в этом легко убеждаетесь: уровень ее понизился, пора добавить... Стояночный привод тормоза - как правило, простейший, тросовый - действует обычно на задние колеса с барабанными тормозами. А если у автомобиля они дисковые, то механизм тормоза размещается в... ступице диска (этакие ма-аленькие колодочки). Таковы тормоза большинства "мерседесов". Кстати, на некоторых из них стояночный тормоз приводится в действие... ногой, а отключается рукой (подробнее см. ЗР, 1997, № 2). "Болезни""ручника" чисто механические: реже связанные с износом (вытяжка троса, обрыв проволочек, осадка оболочки, срыв резьбы на регулировочной тяге), а чаще - с коррозией. Особенно если машина используется на зимних, обработанных солью улицах и дорогах. Последнее важно запомнить тем, кто редко пользуется "ручником". Отмечалось и такое (в основном на "жигулях"): вечером вам пришлось преодолевать вброд глубокие лужи, а наутро ударил крепкий мороз. В этом случае "ручник" может застыть намертво (внутрь оболочки троса проникла вода) и... порой навсегда! Талая вода об164 ЗА РУЛЕМ 8797Разве не случалось, что эти слова из уст инспектора ГАИ бросали вас в дрожь? И по вполне понятной причине: столь необходимый во многих случаях стояночный тормоз очень часто оказывается неработающим, а установить это инспектору ничего не стоит. Как вернуть "ручник" к жизни? Об этом ведет речь Валентин ГРИГОРЬЕВ.ладает повышенной коррозионной активностью. Последствия здесь те же, что и при коррозии большинства автомобильных узлов. Зазоры между тросом и обо-быть виноват привод троса. Если последний в оболочке перемещается туго, вполне вероятно, что приложенное вами к рычагу усилие расходуется в основном наПроверка стояночного тормоза на уклоне 23%. почкой минимальные, и если затронута ее внутренняя сторона, то продуктам коррозии (достаточно большого объема) некуда деваться - они намертво защемляют трос, лишая его подвижности. Если во ­ время не расшевелить трос и не подать смазку внутрь оболочки, то к весне вам, скорее всего, придется заменять привод новым. Но беда в том, что большинство водителей даже погожими летними днями не любят заглядывать под машину, а что уж тут говорить о зиме. Иногда "закисают" гайки на регулировочной тяге: при попытке отвернуть их срезают сам резьбовой стержень. Правда, спасти этот узел несложно, если у вас под рукой паяльная лампа, горелка или промышленный фен. С их помощью можно сильно нагреть схваченные коррозией гайки, и металл, испытывающий большие напряжения от продуктов коррозии, н е ­ сколько осаживается - после остывания гайки можно отвернуть. Но учтите, что для самого троса сильный нагрев недопустим. Проверить работоспособность "ручника" более чем просто - при том или ином (оговоренном в инструкции) количестве щелчков храповика тормоз должен удерживать автомобиль на определенном ук ­ лоне (каком - об этом несколько ниже). Как правило, на новой машине это получается. А на неновой - не всегда. В чем причины? Во-первых, в этом все-таки можетдеформацию троса и оболочки и лишь некоторая его часть передается на колодки. Полностью заблокированный в оболочке трос, о чем шла речь выше, усилий на ко лодки вообще не передает. Итак, трос в оболочке должен перемещаться свободно. (Кстати, уплотнение троса на входе в оболочку у "жигулей" весьма примитивно здесь впору объявить конкурс для "бывалых" на лучшее решение!) Во-вторых, плохая работа стояночного тормоза - часто следствие банальных причин - износа тормозных колодок и барабанов, замасливания их (в том числе тормозной жидкостью, если рабочие ци ­ линдры недостаточно герметичны). Плачевное состояние задних тормозов нередко остается вне поле зрения автовладельца; передние очень эффективны, а потому общее состояние тормозной системы кажется вполне благополучным. На самом же деле, если вы, заменив трос "ручника" и нормально его отрегулировав, не смогли добиться нужной эффективности торможения задних колес, будьте уверены: там что-то не в порядке. Какова должна быть эффективность ручного тормоза? По ныне действующим в России нормам он обязан обеспечивать неподвижное состояние снаряженного легкового автомобиля на дороге с уклоном 23%, а грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии - на уклоне 31%. На наиболее распространенных у нас автомобилях ВАЗ исправный "ручник" спо-фф*