ТЕХНИКАСТАНЕТ ЛИОБЩИМ"ОБЩИЙ ПУТЬ""Коммон рейл "— система впрыска для легкового дизеляДизельные двигатели на европейских легковых автомобилях - не редкость. Бензин весьма дорог, и потому многие во Франции, Бельгии и Германии считают покупку модели, оснащенной дизелем, выгодной, особенно если по роду занятий на машине приходится "наматывать" за год несколько десятков тысяч километров. ной динамикой. Судите сами: большой, солидный "Ауди-Аб" снаряженной массой около 1,5 тс механической шестиступенчатой коробкой передач расходовал в среднем менее 7л дизельного топлива на 100 км, разгоняясь до 100 км/ч менее чем за Юси развивая на автобане более 200 км/ч. При движении с умеренной скоростью его "аппетит" укладывался в4 л/100 км. Прототип серийного четырехцилиндрового дизеля "Тойоты" рабочим объемом 2лс двумя верхними распределительными валами и турбокомпрессором . оказаться более важными. Поэтому не случайно многие фирмы наряду со сверхэкономичными дизелями непосредственного впрыска по-прежнему выпускают и предкамерные, и вихрекамерные. Только "Ауди" и "Ровер" (кроме "Ленд-Ровера") полностью перешли на моторы с неразделенной камерой сгорания. "Мерседес", отдавая им должное, продолжает совершенствовать предкамерные дизели с четырьмя клапанами на цилиндр. "Пежо" и "Рено" тоже не торопятся снимать с производства свои предкамерные. ФИАТ даже выпускает новые, а БМВ попросту делает вид, что лучший легковой дизель всех времен и народов - их рядная вихрекамерная "шестерка" с турбонаддувом. Что это - здоровый консерватизм или техническое отставание?Как же можно улучшить плавность, экономичность, экологические показатепи дизеля без потери мощности? Тем же способом, как в свое время это сделали на бензиновых моторах, когда карбюратор заменила управляемая электроникой система впрыска топлива. Одна беда - создать электрически управляемую форсунку по образцу той, что используетНынешние дизельные двигатели гоСовсем недавно такие показатели казася в бензиновых двигателях, сегодня техраздо совершеннее тех, что были 10-15 лись просто фантастическими. нологически невозможно: дизельная форлет назад: большинство из них снабжены Путь легковых дизельных двигателей к сунка установлена прямо в цилиндре, где турбонаддувом с промежуточным охлажденепосредственному впрыску (по-другому, температура газов достигает 2000°, а давнием воздуха, а литровая мощность многих дизели с неразделенной камерой сгорания) ление в топпивной системе может в сто и перевалила за 37 кВт/л (50 л. с/л). В конце оказался отнюдь не простым. Сам по себе более раз превышать атмосферное. Сис70-х это считалось совсем неплохим покадизель с непосредственным впрыском далетема "коммон рейл" (Common Rail), что в зателем для "атмосферных" бензиновых ко не новинка. Абсолютное большинство досповном переводе означает "общий двигателей. Динамические качества авто"больших" дизелей сделано именно так. Но путь", "общая магистраль", как раз и примобилей с такими дизелями, равно как и процесс, легко достижимый в моторах с мазвана решить эту задачу. максимальная их скорость, вполне на выксимальной частотой вращения коленчатосоте. Так что те, кто по-прежнему считает го вала, не превышающей 2500 об/мин, До сих пор роль управляющей электдизель маломощным, трясучим и вонючим, крайне сложно организовать в достигаюроники в легковых дизельных двигателях заблуждаются, особенно если учесть, что в щих вдвое больших оборотов. И хотя констсводилась к управлению топливным насоначале этого десятилетия грянула новая рукторы немало потрудились над этим, ресом, давлением наддува, стартовой процереволюция в конструкции моторов с восзультаты пока оставляют желать лучшего. дурой и регулированием холостого хода. пламенением от сжатия. Двигатели с неразделенной камерой Давление в системе практически постоянНепосредственный впрыск топлива перевернул все существовавшие представпения о возможностях дизельных двигателей и сделал реальной их прямо-таки невероятную экономичность в сочетании с отлич44 ЗА РЛМ 89 УЕ /7 сгорания действительно экономичнее своих предкамерных и вихрекамерных собратьев примерно на 20%, но шума и вибраций у них заметно больше. Для легкового автомобиля эти показатели могут но, топливный насос высокого давления (ТНВД) варьирует лишь количество топпива, что подается в цилиндр за один ход, а бездумная форсунка открывается под действием ударной волны в топливе (жид-