46
47
В нашем представлении вездеходамфибия - это обычно железногусеничный многосотсильный монстр, конечно, защитного цвета. Однако бывают они и гораздо более симпатичными, почти "ручными", такими, например, как канадский "Арго".МОЖЕТИдея, заложенная в конструкцию "Арго", предельно проста: пластиковый корпус без какого-либо намека на подвеску и колеса низкого давления, играющие роль упругих элементов. В свое время попытки создания подобных конструкций предпринимались иу нас, но, к сожалению, дальше экспериментальных образцов и опытных партий дело не пошпо. Такие вездеходы с пегкостью преодолевают и грязь, и снег, и болото, что в российских условиях ценится очень высоко. Познакомимся с ними побпиже. КАК ОН УСТРОЕН В основе конструкции "Арго" стальная рама, на которой размещены двигатель и элементы трансмиссии. В зависимости от размеров и колесной формулы используют два разных мотора: "Кохлер" (450 см3) мощностью 16 л. с. ставят на шестиколесный вездеход, а 24-сильный "Кавасаки" (620 см3) - на восьмиколесный. Оба двигателя - бензиновые V-образные, оба - двухцилиндровые четырехтактные с водяным охлаждением и электростартером. При увеличении оборотов двигателя центробежное сцепление подключает трансмиссию. В ней, кроме двухступенчатой коробки передач, есть клиноременныи вариатор, аналогичный снегоходному, который плавно изменяет передаточное отношение. Через дифференциал с помощью цепных передач приводятся во вращение колеса каждого борта, а два дисковых тормоза в трансмиссии затормажива-ВСЕ.гют их с левой и правой стороны, позволяя разворачиваться и останавливаться. Вся эта механика заключена в герметичный пластмассовый корпус, а валы колес через уплотнения выведены наружу. Снизу предусмотрен защитный кожух из ударопрочного пластика. Он предохраняет от контакта с пнями и камнями, а в случае повреждения может быть заменен. Верхняя половина корпуса, образующая кабину и грузовой отсек, по периметру приклеивается к нижней. Кроме двухместного сиденья впереди, вдоль бортов сзади есть еще два сиденья в шестиколесном вездеходе или две длинные лавки на четырех пассажиров в восьмикопесном. Сверху установлены откидывающееся ветровое стекло и легкая брезентовая крыша, а в носовой части - электрическая лебедка усилием до двух тонн. На пневматики довольно просто можно надеть пластмассовые гу-Двухцилиндровый четырехтактный "Кохлер" мощностью 16 л. с. в моторном отсеке шестиколесного вездехода. Колеса каждого борта приводятся во вращение двухрядной цепью.4 6 ЗА РУЛЕМ 8/97 сеницы. Они снижают и без того небольшое давление на грунт до ничтожной величины - 50 гс/смг и позволяют легко передвигаться по болоту или рыхлому снегу. Поскольку "арго" - амфибии, они умеют и плавать, правда, на воде их грузоподъемность чуть ниже, чем на суше. Тяги, создаваемой вращением колес или перематыванием гусениц, хватает для неспешного движения в бурлящей белой пене со скоростью около 2 км/ч. Если этого мало - на корму ставят подвесной лодочный мотор. Развороты в воде, как на суше - притормаживанием колес одного борта. Восьмиколесный вездеход на случай течи оборудован даже электрической помпой. Для движения же по дорогам общего пользования "арго" не предназначены: из светотехники у них только две фары впереди и пара световозвращателей сзади. ЭМОЦИИ В ПУТИ Ну хватит ходить вокруг да около. Пора за руль. Точнее, за рычаги, поскольку управление здесь как в тракторе, рычажное, да и расположено справа. Перешагнув через борт ярко-оранжевого малыша, устраиваюсь на месте "механика-водителя". Да-а... Запутаться с управлением даже при желании сложно: два рычага с "мотоциклетной" рукояткой газа на правом и рычаг коробки передач в горизонтальном пазу. У рычага четыре положения: нейтраль, задний ход, пониженная и повышенная передачи. Такая роскошь, как синхронизаторы, не предусмотрена - на вездеходе передачи включаются, когда он стоит. А вот замок зажигания - вполне "автомобильный". Ключ "на старт"! Из-под капота слышится почти мотоциклетное "тах-тах". Теперь - "коробка": с легким скрежетом рычаг встал в крайнее правое положение. Плавно увеличиваю обороты, и "Арго" тихонечко начинает ползти вперед. Осмелев, прибавляю газ, и вездеходик, фыркнув, тоже заметно прибавляет ход. Так, попробуем развороты. Осторожно тяну на себя левый рычаг, который идет почти без усилия, никак не влияя на траекторию движения. Лишь в самом конце хода рычаг "засопротивлялся" и нос моего "Арго" повело влево. При этом двигатель стал терять обороты. Поворачиваю рукоятку газа почти до упора: рявкнув, вездеходик "крутнупся" на месте и застыл - с перепугу я бросил рычаги. Освоившись, часа два носился по окрестным холмам и полям. Удовольствие, должен вам сказать! Но кое-что надо уяснить, чтобы получить его спопна. Оказалось, что короткая база при отсутствии амортизаторов сообщает шестиколесной машинке хорошо ощутимый эффект "козления": на кочках корпус не столько ходит вверх-вниз, сколько раскачивается с носа на корму. Пару раз, инстинктивно сбросив газ перед ямами, я чуть не "катапультировался". Посадка водителя почти вертикальная и вытянуть ноги, чтобы как следует упереться,просто некуда - впереди моторный отсек. В конце концов поняп, что небольшие неровности нужно или аккуратно "облизывать" на маленькой скорости, или "пролетать" на большой, когда вездеход, подпрыгивая как мячик, несется по верхушкам кочек, закладывая лихие повороты с заносом. Для проверки "Арго" в роли амфибии рискнул преодолеть небольшое озеро. На плаву желательно пересадить пасса, жира в задний отJ Ai§i,,.iy. 4j сек, иначе амфибия получает небольшой, как говорят "морские волки", дифферент на нос. А для ускорения разворота - накренить внутрь поворота. "Посадить" вездеход удалось только один раз - при выходе из воды на берег, когда днище уперлось в какую-то кочку, а колеса еще не зацепились за дно. Восьмиколесная машина вела себя боТехнические характеристики вездеходов "Арго"Модель Параметр Снаряженная масса, кг Грузоподъемность, кг: на земле на воде 327 или 4 чел 454 или 6 чел. Арго 6x6 "Арго" 8x8"Старший брат" - восьмиколесный "Арго": чуть длиннее, чуть мощнее, чуть тяжелее... Управление - как на гусеничном тракторе: два смещенных вправо рычага, но "газ" - типично мотоциклетный, на рукоятке. Съемный капот позволяет при необходимости проводить ремонт на плаву. лее "солидно". Надетые для эксперимента широкие пластмассовые гусеницы позволили без проблем преодолеть небольшое болото. При этом колеи, в привычном смысле этого слова, на поверхности не осталось. Просто две полоски одинаково "причесанной" травы. Максимальная скорость в гусеничном варианте, конечно, поменьше, зато можно въехать чуть ли не на вертикальную стенку - траки держатся на грунте как приклеенные. А теперь вы, конечно, захотите узнать, сколько стоит это удовольствие. Немало: 17 тыс. долларов за шестиколесный и 22 тыс. за восьмиколесный вариант. Выложив такие деньги, трудно относиться к приобретению как к "рабочей лошадке". Сегодня это дорогая игрушка. И дело даже не в самой сумме, которой хватило бы на две "Нивы", а, скорее, в нашей бедности. Когда подобный вездеход будет стоить не 100, а хотя бы 10 месячных зарплат, думаю, на него появится спрос у охотников, егерей, да просто у тех, кто живет вдали от настоящих дорог. Юрий НЕЧЕТОВ Фото Сергея Иванова Редакция благодарит фирму СЕВА за предоставленные для теста вездеходы.385443225 или 2 чел. 330 или 4 чел. + 63 на кормеСкорость, км/ч: на земле на воде Давление на грунт, кгс/см2 на пневматихах на гусеницах Двигатель: 0,158 0,050 V-образный бензиновый двухцилиндровый четырехтактный "Кохлер" рабочий объем, см 3 мощность, л. с. "Кавасаки" 0,150 0,04732292245016620 24На плаву амфибия движется за счет вращения колес, но при желании на корму можно установить подвесной лодочный мотор.