145
(воимий оимииламиRnPbICK: "РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ"Для начала напомню, что "самары" с впрыском для Европы и России между собой конструктивно различаются, хотя переделка одной в другую вполне возможна, что и доказали специалисты ВАЗа на примере редакционной "восьмерки" (ЗР, 1997, № 4). К сожалению, переналадку впрыска пока делают только на заводе (хотя многие реэкспортные машины бегают и без этой операции - ред.). Европейский вариант системы управления двигателем сродни многим иномарочным, так что приведенные ниже рекомендации адресованы не только владельцам "самар". Современные системы впрыска существуют обычно в двух вариантах - с обратной связью и без таковой. Обратная предполагает наличие лямбда-зонда (датчика концентрации кислорода) в приемной трубе системы выпуска и каталитического нейтрализатора отработавших газов. Компьютер, который командует системой, по показаниям лямбда-зонда определяет состав отработавших газов и корректирует подачу топлива в цилиндры, чтобы после нейтрализатора в выхлопе оставался минимум вредных веществ. Подобные системы рассчитаны на неэтилированный бензин, высокое октановое число которого, как известно, достигается неоднократным крекингом, а не добавлением антидетонационных присадок, чаще всего тетраэтилсвинца. Самая примечательная особенность систем с обратной связью - способность "самообучаться" в процессе эксплуатации, адаптироваться к конкретному автомобилю, состоянию трансмиссии и двигателя, "записывая" коррекции в блоке самообучения отдельной "ячейке" электронного "мозга". Причем все изменения держатся в памяти до тех пор, пока система не будет обесточена. Именно поэтому на автомобилях, оборудованных впрыском топлива с обратной связью, не стоит без особой необходимости отключать аккумуляторную батарею (например, на время ночной стоянки). После каждого такого отключения системе придется "учиться" заново. Конечно, двигатель вы пустите и ехать сможете, возможно, даже не заметив ничего необычного, но некоторое время система будет "привыкать" к автомобилю и работать неоптимально. Этот процесс может занимать два часа и более, в зависимости от режимов работы двигателя. Другой вариант вазовского впрыска, рассчитанный на российские нормы токсичности и российские же ГСМ (без лямбдазонда и нейтрализатора, которые боятся Автомобилей, оснащенных впрыском топлива, становится у нас все больше. Отнюдь не всегда это - иномарки. Электронные системы управления двигателем, или впрыск, освоили на ЗМЗ (ЗР, 1997, № 3), есть вариант для двигателей УЗАМ (ЗР, 1996, № 8) и, конечно, раньше, чем у других, эти системы появились на ВАЗе (ЗР, 1995, № 10). Уже несколько лет на экспорт поступают его машины с впрыском, и очень многие из них возвращаются из-за границы домой (или "нелегально" остаются на родине). Но вот теперь, кажется, дошла очередь и до отечественных автомобилистов - в продаже понемногу предлагают "самары" без привычного "Солекса" под капотом. Пора, господа автомобилисты, учиться обращению с электронными системами, советует наш корреспондент в Тольятти Сергей МИШИН.этилированного бензина), к сожалению, лишен обратной связи и способности самообучения. Как отличить одну систему от другой, рассказано в апрельском номере ЗР за этот год. Езда на "впрысковой" машине в сравнении с карбюраторной имеет приятные особенности - о них мы уже не раз сообщали в материалах под рубрикой "Опыт эксплуатации" (см. ЗР, 1997, №№ 4, 7) - и не требует Бензонасос для "Самары* с впрыском. Обратите внимание на маркировку - стрелку (должна смотреть назад) и черную метку (насос для машины с "низкой" панелью).мя образуются пары даже у летнего бензина) и лишь после этого пускать двигатель. Практически сразу после пуска можно начинать движение - впрыск позволяет ехать без "провалов" даже на непрогретом двигателе. Если намерены так и поступать - позаботьтесь о хорошем зим ­ нем масле для двигателя. Отечественный бензин, как правило, содержит большое количество механических примесей. Проще говоря, грязный у нас бензин, да еще иногда ис водой. Заправка им чревата в первую очередь выходом из строя бензонасоса. Поэтому, если не хотите сократить его жизнь, лучше на всякий случай заливать бензин через дополнительную мелкую сетку (хотя бы как в воронке). Говорят, для ракет придумали в свое время чудо-сетку, которая задерживает даже воду; сумеете ее достать - считайте, застраховались от неприятностей (кстати, нам бы такая сеточка тоже не помешала... но это так, к слову ред.). В сомнительных случаях пользуйтесь препаратами, "связывающими" воду в топливе, которые ныне есть в продаже. Мы не раз советовали автомобилистам, какие детали тех или иных машин полезно захватить с собой в дальнюю дорогу. Для "Самары" с впрыском - это датчик положения коленчатого вала и электробензонасос. Отказ любого другого датчика системой парируется - она переходит в аварийный режим, работая (не лучшим, конечно, образом) по показаниям остальных датчи3A РЛМ 8/97 145 УЕспециальных навыков от водителя. Иное дело - особенности пуска холодного двигателя. Напомним, что, заводя утром мотор, не надо трогать педаль акселератора - есть риск "залить" свечи. Электронная система управления сама определит, сколько топлива ему требуется, и "доставит1' его в камеры сгорания в нужном количестве. И только при температуре -20° и ниже можно слегка нажать педаль акселератора (примерно на 10-15% ее хода). Но это еще не все. Системы впрыска с обратной связью настроены (специалисты говорят "откалиброваны") на холодный пуск с зимним бензином, который у нас - бо-о-ольшая редкость. Он отличается от летнего более высоким давлением насыщенных паров (не ниже 600 мм ртутного столба), иными словами - испаряется почти в два раза быстрее. Поэтому нет смысла требовать от мотора замерзшего автомобиля, чтобы он пускался на летнем бензине с первой попытки. Лучше покрутить стартер три-пять секунд, затем выждать секунд тридцать-сорок (за это вре