лашения - о поставке комплектующих и технической помощи в сборке автомобилей. Партнером стала южнокорейская "Хёндэ", объектами производства на начальном этапе - модели "Акцент" и "Соната". Поначалу "Хёндэ" требовала гарантий российского правительства или "первоклассного" банка. К маю оказалось достаточно гарантий саратовских. А пока суд да дело, "Химэкс" за счет собственных (не заемных!) средств уже оплатил первые 120 автокомплектов. В июле 1997-го сертифицировано производство - необходимое условие, чтобы получить одобрение типа транспортного средства. Намечалось, что в августе на рынке появятся первые "хёндэ" с клеймом "Сделано в России": начнется осуществление первого этапа проекта. В чем его суть? Исключительно за деньги российской стороны (или в кредит, но под российские же гарантии) "Хёндэ" будет поставлять в Балаково сборочные комплекты. Каждый включает детали 180 наименований - это не бразильский "Блейзер" для Елабуги, взбирающийся своим ходом на борт корабля. Кузов собран, но все агрегаты - в контейнерах. И не так, чтобы в одном ящике комплект на одну машину (как на "КИА-Балтика" и "Красном Аксае"), а "понастоящему" - контейнер с двигателями,"Хёндэ-Соната".контейнер с амортизаторами и т. д. Сборочный участок мало чем отличается от елазовского. Соотношение "акцентов" и "сонат" должен определять спрос, хотя поначалу корейцы настаивали на пропорции 9:1. Вроде бы нам и вправду нужнее дешевые машины, но российский рынок "силен" непредсказуемостью. Таким образом предполагается собрать 10-15 тысяч машин. Сегодня уже освобожден корпус, а Гипроавтопрому заказан проект конвейерной линии для второго этапа: узлы останутся корейскими, но сваривать и окрашивать кузов будут уже на месте. Участие корейского капитала поставлено в зависимость от развития отношений между партнерами и результатов сотрудничества на первом этапе. На третьем этапе из Кореи будет прибывать только двигатель. Остальное станут делать на Волге (это называют "локализацией производства"). В губернской администрации уже прошло совещание желающих и могущих подключиться к проекту - их набралось немало. К 2005 году планируется достичь уровня 100 тысяч автомобилей в год. Цены по сегодняшним прикидкам на базовые комплектации "Акцента" около 12, "Сонаты" - 20 тысяч долларов. Что касается вседорожника Таллопер", то корейцы проявляют настойчивость - мол, это самый подходящий автомобиль для российских дорог. Но в Балаково знают, что в Финляндии скопилось 5000 "галлоперов", не проданных с 1995 года, - в Европе хватает машин и "покруче". Потомки волжских купцов настроены торговаться. "Хёндэ", конечно, не "Дженерал моторе", а продажа комплектующих - не участие в совместном риске производства и продаж. Важно, что балаковский проект не отдает дилетантизмом. Здесь всерьез настроены создать на Волге еще один центр автомобильной промышленности.НАЧИНАЕТ С "БЛЕЙЗЕРА"Об этом проекте журнал писал чаще и подробнее, чем о других, но без его упоминания наш обзор был бы неполон - тем более, что нынешний год и здесь, в Елабуге, стал переломным. Начались сборка и продажа "Шевроле-Блейзера". Напомним: по сути, машину делают за тысячи верст отсюда - в бразильском городе Сан-Паулу. К тому же вариант для российского рынка упрощен вдвойне - не только по комплектации кузова, но и по конструкции. Это не полно-, а заднеприводная машина - скорее универсал, чем вседорожник. С последними его роднит лишь внешность, большие колеса да дорожный просвет в 196 мм. Иронии, скепсиса в отношении проекта "Елабуга-Дженерал моторе" было предостаточно: и кто-де купит "Блейзер" за такие деньги, и что, мол, это за сборка - зеркала да бамперы навесить... Нет"Шевроле-Блейзер". 8 ЗА РУЛЕМ 9/97лучшего способа развеять сомнения, нежели успешно повести дело. Пока оно идет своим чередом: на конец июля в Елабуге собрано около 1000 машин, а когда выйдет этот номер, на дорогах, возможно, появятся и полноприводные "блейзеры" - "настоящие" вседорожники. Корпорация развивает дилерскую сеть и ведет напористую рекламную кампанию: щиты с "портретом" "Блейзера" примелькались куда быстрее самой машины. (К слову: базовый вариант"Блейзера" стоит около 22 тысяч, с опциями - почти 25.) Утверждают, что к "Блейзеру" проявило интерес правительство Москвы, намереваясь приобрести его для милиции, - а какой завод не мечтает хоть о небольшом, но правительственном заказе! Главное, однако, в том, что сборка "блейзеров" рассматривается как пилотный проект, стартовая площадка для последую- ф щего запуска полномасштабного производства автомобилей "Джи-Эм". Его рассчитывают создать отнюдь не в отдаленном будущем - в первые годы следующего десятилетия. Значит, и здесь выстраивается логическая цепочка долгосрочных планов (не забудем о другом направлении - сотрудничестве "Джи-Эм" и ВАЗа, см. ЗР, 1997, № 6). То есть "другой" автопром, альтернативный (назовем его так) отечественному, может все-таки.» стать реальностью...