76
77
78
Ей посвящено бессчетное число стихов и песен, о ней написано множество книг и снята масса фильмов. А какие имена связаны с ней! Москва - вдохновительница многих талантов. "Каждый найдет в Москве свое, для себя', - писал известный историк Г. Федотов,вряд ли имея в виду автомобилистов. И все-таки попробуем. Столица 850-летней давности с этой точки зрения вряд ли может нас заинтересовать (хотя "гужевой транспорт", как это сегодня называет шершавый язык ПДД, тоже, по большому счету, неплох). Но даже за крошечный, с исторической точки зрения, менее чем вековой срок в жизни МосквыДорога к храму. Она была долгой и непростой. Еще недавно старая открытка выглядела экзотически - в современности золотых куполов вдали не было. Зато был Комсомольский проспект, прорубленный с Ленинских тор и ориентированный... на пустое место. Ведь Дворец Советов, планировавшийся взамен разрушенного храма Христа Спасителя, так и не возник, вместо него заплескался открытый бассейн "Москва", зимой видный по клубящемуся пару. Зато была гордость инженерной мысли - метромост, отмеченный наградами за супернововведения. Которые его и погубили, сделав к сегодняшнему дню аварийным. А храм все-таки возродился из руин. И теперь к нему ведет оживленная дорога... Комсомольского проспекта! произошли громадные изменения. Другим стало все: облик столицы, дома и дороги, машины и нравы людей. Из спокойного, тихого города Москва превратилась в место стремительных скоростей.Городовой - он следил за порядком на улицах. На это место набирали молодых высоких солдат, выходивших по окончании срока службы из гвардейских полков. Это были силачи и великаны, стоявшие на перекрестках улиц. Современные автоинспекторы, преемники городовых, работают, пожалуй, в более трудных условиях. Движение сумасшедшее, нарушители спокойствия нередко "вооружены и очень опасны", зарплата, увы... Хотя всенародная любовь к городовым и сегодняшним гаишникам примерно одинакова.i76З РУЛЕМ 9/97 А -летиюМчатся машины, спешат люди, калейдоскопически меняется все вокруг. Это каким же должен быть город и его жители, чтобы всего за шесть десятков лет успеть разрушить самый большой храм на Руси и... вновь отстроить его! Что уж говорить о других заново рожденных зданиях, о появившихся за последние годы бурного роста дорогах, мостах, скоростных шоссе! В Москве за 1997 год будет отремонтировано 30% всех дорог. Построят около 500 многоэтажных гаражей и стоянок, бензоколонки контейнерного типа превратятся в стационарные. Кстати, помните, как часами стояли в очереди за бензином? Как к единственной на весь район АЗС тянулись километровые хвосты, в которых автомобилисты читали, ели, спали, выясняли отношения и даже умирали от инфаркта. Кажется, это - было давно и не с нами. Сейчас в столице не десятки бензоколонок - 600 с гаком! А сколько появилось новых современных моек, где в баре, пока на автомобиль наводят чистоту, можно выпить чашечку кофе. А сколько платных стоянок (будь они неладны, но красивы же!), где автомат выдает чек и шлагбаум сам открывается. Даже на нашем веку Москва успела побывать городом, по которому плыли редкие ЗИСы (где в провинции столько увидишь!), а подтянутые красавцы постовые регулировали спокойное движение; грязным мегаполисом, по которому дымят грохочущие на ухабах грузовики, едут все одинаковые ("москвичи", "жигули" - что еще?) простенькие легковушки; местом жуткого скопления автомобилей и их агрессивно настроенных водителей... И мало-помалу начинает превращаться в цивилизованную европейскую столицу с нормально организованным движением. Когда на каждого пятого москвича приходится один автомобиль, уже невозможно уместиться в узкие рамки городских улиц. В радикальные советские времена прорубали проспекты, безжалостно ломая историческую застройку. Сейчас, слава Богу, стали поаккуратнее. Значит, чтото нужно придумывать, принимать более красивые и оригинальные решения. Грандиозный проект МКАД уже известен своим размахом всей России. Здесь Москва тоже показа-VQ 7 r. ••Г£I I ! M. Ш,LB3jWlSpb- »l 45ЙЛiipilSEiСтрастная - современная Пушкинская площадь. Всего-то 65 лет прошло, а и монастыря (в правом верхнем углу на старом фото А. Родченко) нет, и дома по Тверской снесены, и Пушкин "переехал* на противоположную сторону улицы (видите, справа, у фонаря зелененький такой стоит на современном фото?). И трамваи давно не ходят. Зато возникли стеклянные пирамиды, коробки новых, довольно безликих зданий. Кстати, в самом верху справа на старом снимке строительные леса: это здание "Известий". Единственное в этом месте, сохранившееся поныне (вы его видите на современном фото - с круглыми окошками-"иллюминаторами" наверху).Улица Никольская. На том же месте век спустя. А что? Очень узнаваемо. Дорога так даже намного лучше сегодня, да и дома почище. И еще неизвестно, что нужнее: синодальная книжная лавка или "Русское бистро".ла себя стольным градом, которому все по плечу. Теперь на очереди не менее эпохальный и даже более удивительный своей необычностью проект - третье кольцо. Проложить его в центре города, разгрузив уже давно не справляющиеся с транспортным потоком улицы. - трудная, почти невыполнимая задача: разрушать, чтобы строить, здесь нельзя. И все-таки, оказа-лось, задача имеет решение, да еще какое красивое! Скоростную магистраль решено возвести... над Московской окружной же-Для тех, кто не узнал Лубянскую площадь: за спиной - здание КГБ, справа - Центральный "Детский мир". А ворота рядом с башней видны (с другой стороны) в глубине старого фото Никольской. Увы, нет теперь ни их, ни башни, ни огромного количества экипажей. Есть клумба на месте памятника Дзержинскому и нескончаемый поток машин.Лубянская Площадь - Place Loubisnskata. он ик автомобилистам, "взбадривая" их время от времени малоприятными новшествами вроде блокираторов, эвакуаторов и инструментальных техосмотров. С другой стороны - сами-то мы так ли уж добры к своему городу и друг к другу? Ни в каком другом местеТверская: прошлое и настоящее. Интересно, что сказала бы публика, гуляющая по той улице в шляпах и картузах среди экипажей и вывесок с "Ъ". окажись она в том же месте сегодня? "Саньо", "Кэнди", "Макдональдс", "Кокакола" - и дымящие четырехколесные чудовища. А может, им понравилось бы? Все-таки и нынешняя Тверская неплоха, даже красива. лезной дорогой! Она окольцевала, можно сказать, центр столицы, имея диаметр чуть больше Садового. Если удастся выстроить над ней автомобильную трассу, город только выиграет: дорога и улучшит архитектурную среду, и ликвидирует оторванность друг от друга двух "берегов" по сторонам "железки", и... Впрочем, не будем заранее радоваться - осуществление проекта впереди. Да, в свои восемь с половиной веков Москва вовсе не старушка, а развивающийся, с большими и радостными перспективами город. Конечно, не все в нем сегодня безоговорочно нравится. Не слишком ласков России (не говоря о Западе) нет такого водительского хамства. Где еще так грубят собратьям за рулем? Где еще можно лихо вытряхнуть пепельницу из окна машины прямо на мостовую? Где еще можно по полгода ездить на немытом автомобиле и гордиться этим? Где еще увидишь машину на газоне или в детской песочнице? Увы, многие москвичи делают это, нисколько не сомневаясь в своей правоте. А ведь город должен быть любим, только тогда жить в нем комфортно.Лихач - так назывался этот персонаж из серии "Русские типы". Вот как о них писал В. Гиляровский: "сытые, в своих нелепых воланах дорогого сукна, подпоясанные шитыми шелковыми поясами, лихачи смотрят гордо на проходящую публику..." Правда, похоже на нынешний типаж "крутого водилы"? Он летит, разгоняя всех мигалкой (кстати, не всегда законно установленной), нарушая все, что можно нарушать, считая, что ему все позволено, ведь он ездит с "Шефом" на "шестисотом" "Мерседесе"... Но, бывает, и современного лихача постигает неудача: каково ему под пристальным оком автоинспектора своими руками скручивать номер у собственного (или хозяйского) автомобиля! Эх, кабы каждому лихачу - такую бесславную участь...Как будто и не пронеслось над этим местом разрушительное время. Как будто и не сносили никогда Иверские ворота, и не въезжали через пролом на Красную площадь парадом танки и ракеты...Жаль, что обычно мы вспоминаем это лишь "по случаю". И хорошо бы всем - и жителям столицы, и ее гостям сделать юбилярше подарок: стать достойными ее. Почему бы не попробовать ездить на чистых, с нормальным выхлопом автомобилях (кстати, от сажи, изрыгаемой машинами, здания разрушаются и выглядят безобразно), быть вежливее, соблюдать правила дорожного движения. Или это уже невозможно? Интересно, каким будет представляться нынешнее время далеким потомкам? Как они представят себе 850-летнюю Москву? Надеемся, что и для них сольется много в этом звуке. В своих, сегодня пока фантастических автомобилях? автолетах? пепелацах? они будут передвигаться по необыкновенно красивым, чистым, гостеприимным улицам такой узнаваемой и через века Москвы... Елена ВАРШАВСКАЯ Фото Валерия Утца