152
153
С^БОИМИС: воими^илами{£0ГДА КОЛЕСА НЕ В СТРОЮО проблемах устойчивости (или неустойчивости) заднеприводного автомобиля написано немало. Например, беседы об этом мы вели в журнале за 1994 год. Но тема, как и сам автомобиль, "вечная" - с ней рискует столкнуться на практике каждый, часто помимо своего желания. Вспомните о главном для устойчивости машины: это симметрия сил, действующих на нее справа и слева, а значит, прежде всего - геометрическая симметрия основных элементов подвески и колес. Кстати, за отступление от этого требования - а таковых в реальных конструкциях встречается немало - так или иначе приходится платить. Например, для "Жигулей" с их поперечной тягой в задней подвеске характерно не всегда приятное поведение при прыжке через выступ дорожного покрытия: автомобиль может получать ощутимый толчок в сторону. На устойчивость автомобиля часто влияют и не столь очевидные факторы. Так, для шин задних колес обычно рекомендуется более высокое давление воздуха, чем для передних. Ведь если деформация и увод задних шин больше, чем передних, автомобиль на ходу словно плавает, двигаться устойчиво и прямо он не желает. И это - подчеркнем! - для одинаковых шин. Когда же на автомобиле одновременно работает целая их коллекция - разного типа, а то и размера, вопрос "ловли" становится куда как актуальным! Особо грубой ошибкой является - об этом не раз уже говорилось - использование диагональных шин сзади при радиальных впереди. Произвольная (без разумной системы) замена местами изношенных шин тоже может привести к ухудшению устойчивости, о чем мы уже рассказывали (ЗР, 1996, № 10). Кроме того, на движущийся автомобиль действуют различные внешние силы. В первую очередь, это реакции дороги, приложенные к колесам, плюс аэродинамические, действующие преимущественно на кузов. Всякая асимметрия в распределении этих сил (когда справа и слева они не равны по величине) оборачивается тем, что машину с завидным упорством "уводит" в сторону. И так до тех пор, пока не исчезнет источник асимметрии - например, боковой ветер. Или пока вы не подкачаете приспустившую шину переднего колеса (эффект от заднего малозаметен - вспомните случаи его проколов). Но, положим, давление в норме. И даже пресловутый "сход-развал" уточнен, а картина все та же: тянет в сторону! Что дальше? 152 ЗРЛМ 9/97 А УЕ Читатель жалуется: по непонятным причинам автомобиль на ходу стал неустойчив. Ехать можно - но неприятно, машину постоянно приходится "ловить". Проверил одно, другое... Но дефектов не нашел. К этой популярной теме вновь обратился Виктор СЛЕСАРЕВ. редних колес (не забывайте о наличии рулевой трапеции!), - значит, при движении прямо колеса приобретают отрицательное схождение. А это и неправильный износ шин, и повышенный расход топлива, и ухудшение управляемости. А что происходит при энергичном Рис.1. разгоне? Ведущая Автомобиль со смещенным задним задняя ось стре ­ мостом: а - устойчивое поломится "убежать" жение (руль - прямо); б - движение в прямом направлении; в - поворот направперед, создавая во; г - поворот налево; ЦП - центр поворота момент тяговых сил теоретический, ЦТ- центр тяжести, стрелками вправо относительпоказано направление движения колес. но центра тяжести автомобиля. Если силы сопротивления передних колес большие (например, на рыхлой грунтовой дороге), то дестабилизирующий момент, создаваемый ими, складываясь с предыдущим, очень легко что не только подвеска пострадает - порой может вызвать занос задней оси влево. При равномерном движении с умеренстановится кривым весь кузов. А уж о таких "житейских" вещах, как смещение балки ной скоростью на хорошей дороге особых заднего моста, и упоминать как будто нехлопот у вас нет, не считая усилия на руле. ловко. Но все же упомянем - тем более, что Но если увеличивать скорость, то придется эта беда знакома и владельцам многих друвспомнить о моменте тяговых сил и сил сопротивления передних колес относительно гих автомобилей. Что же происходит с устойчивостью? аэродинамического центра давления - маЕсли передняя подвеска с колесами в полшина все сильней стремится отклониться ном порядке (для простоты наших рассужвправо. Случись это на льду - не исключен дений), то единственно устойчивое положезанос на высокой скорости. Кстати, к вредние баранки - по-прежнему прямое (рис. 1, ному действию указанных выше сил может а). Машину же "подруливают" задние колеса добавиться и какой-нибудь дополнительный - если отпустить руль, она стремится уйти аэродинамический эффект, зависящий уже от особенностей кузова. Скажем, автомовправо. А при движении прямо? Взгляните на биль не только норовит повернуть вправо, рисунок 1, б. Теперь, приложив некоторую но появляется еще и чисто "парусная" сила, силу к рулю, передние колеса приходится стаскивающая его к обочине. Поведение такого автомобиля при тордовернуть влево. Помните конструкцию подвески? Из-за поперечного наклона осей можении трудно спрогнозировать - тут мноповоротных кулаков передок машины тегое зависит от эффективности тормозов перь чуть-чуть приподнят, а сама она неусспереди и сзади. Так, если тормозится, в тойчива. Освободите баранку - она опустит основном, передняя часть (задняя неиспередок и снова пойдет вправо. Понятно, правна), то вполне возможен снос передней оси вправо. Исправные тормоза сзади этому надеюсь? Заметьте: чем сильнее "сбит" мост, тем препятствуют. Но при обратной картине (косущественнее разница углов поворота пегда плохо тормозятся передние колеса) резВспомните, не довелось ли вам накануне лихо прокатиться на нагруженной машине по сильно разбитой дороге? Известно: наши колдобины способны "тряхнуть" так, С^воимиС^иламикое торможение задней оси способно сорподстерегать серьезные неприятности извать уже ее вправо. за поломок деталей трансмиссии. В этих На дороге, далекой от идеала, то есть условиях полуоси могут испытывать больпривычной нам, такой автомобиль может шие переменные напряжения изгиба. Пеоказаться довольно норовистым, - наприрегружаются и подшипники, и ряд других мер, при проезде волнистого участка непридеталей. Деформированную балку нужно ятно раскачивается. Кроме того, его прихонемедленно ремонтировать (в тех случаях, дится "ловить" в ситуациях, когда сила тяги когда она еще поддается "правке") или засменяется на обратную - силу сопротивлеменять новой. ния, то есть когда вы "топчете" педали газа Коль скоро мы это упомянули, нужно и тормоза. подчеркнуть следующее. Хотя теоретически Теперь попробуем повернуть. Выше достаточно мала веротность того, что дебыло показано (рис. 1, а), что поворот радиформация передней подвески скомпенсирууса R происходит с рулем, стоящим прямо. ется деформацией балки заднего моста, поНо все прочие требуют-таки работы рулем. хожее порой случается. И бывает, что досВзгляните на рис. 1, в: колеса при таком потаточно "кривой" автомобиль едет по дороге вороте катятся с тем или иным боковым проскальзыванием. Оно тем больше, чем сильней смещен a мост. Напомню, что подобное проскальзывание прямо провоцирует ЦТ занос задней оси автомобиля, стоит Ф лишь ему оказаться на скользком участке дороги. (Реальное направление движения колес показано "следами" в виде стрелок.) При повороте влево картина, естественно, несколько иная, но ив этом случае поворот сопровождается проскальРис. 2. Деформирозыванием задних колес, чреватым ванная балка заднего моста: а - вид заносом. сверху, 6 ив - вид На практике, даже не имея посзади. мощников-наблюдателей, в смещении заднего моста убедиться нетрудно. Например, можно проехать в прямом направлении по ровной площадке, припорошенной снегом, и, остановившись, просто изучить следы автомобиля. Можно воспользоваться описанным в номере 8 журнала за 1996 год приспособлением для регулировки схождения, - устапрямо, без увода. Но это не повод для радонавливая его на задние колеса, теперь насти - взгляните на шины и вы все поймете. тягивают ниточку вперед. Очевидно, что при Их, как говорят, не обманешь... Здесь ведь участии такого приспособления мост можно примерно та же механика, что ив случае вернуть на его "законное" место. (см. выше) смещенного заднего моста - его Мы рассмотрели лишь один пример надействие вы компенсировали собственной рушения геометрии автомобиля, правда, силой. Но шины-то изнашиваются непраочень типичный. А в жизни случается всявильно! Заменив же свою силу какой-то кое. Отнюдь не редкость деформация (издругой, - например, "подрегулировав" схожгиб) балки заднего моста - в этом случае дение передних колес так, чтобы они сами действуют те же закономерности, что нами уравновешивали действие "сбитого" моста, рассмотрены, но картину усложняет то об- условия работы шин вы не улучшите. стоятельство, что согнуть балку можно Опытный автомобилист, вероятно, з а ­ больше или меньше - и в разных местах... метил, что целый ряд важных тонкостей мы И тут уж плоскости вращения задних колес опустили, стремясь упростить беседу. На становятся непараллельными (рис. 2, а, б, самом деле поведение конкретной марки, в). Соответственно, поведение автомобиля модели автомобиля в разнообразных услооказывается строго индивидуальным, у кавиях эксплуатации может быть достаточно ждого свое. Например, деформация а высложным - это хорошо знают водители вызывает увод автомобиля влево, при дефорсокого класса. И все же, если ваш автомомации б он идет прямо, а при в возможен биль стало систематически уводить в стороувод вправо. Кроме того, если балка заднену, весьма полезно проверить его "геометго моста деформирована, не забывайте о рию" на соответствие чертежу. другом важном обстоятельстве: даже в случае приемлемого поведения автомобиля на дороге (никуда его не уводит!) вас могут Окончание. Начало на стр. 148 Зубилом разгибаем края контровочных шайб на валике вспомогательных механизмов и распределительном вале. Накидным ключом "на 17" н е ­ много отворачиваем два болта этих валов, зафиксировав их от вращения воротком, вставленным между цепью и средней звездочкой (фото 12). Еще раз проверяем совпадение меток. Торцевым ключом "на 10" снаружи отворачиваем два болта, удерживающих натяжитель в головке цилиндров (фото 13), и вынимаем его. Ослабив цепь, отворачиваем до конца болты распределительного вала и валика вспомогательных механизмов. Помогая мощной отверткой, осторожно, чтобы не по ­ вернуть валы, снимаем сначала среднюю звездочку (фото 14), затем верхнюю - на распределительном вале (фото 15) и цепь. Снаружи отворачиваем ключом "на 10" два болта крепления успокоителя цепи (фото 16, указаны стрелками) и вынимаем его (фото 17). Ключом "на 15" отворачиваем болт крепления натяжителя (фото 18) и вынимаем его из блока (фото 19). Поддев мощной отверткой, снимаем звездочку коленвала (фото 20). Внимательно осматриваем детали - изношенные меняем. Кстати, не ошибитесь при покупке но ­ вых деталей: для "жигулевских" моторов есть две разные цепи и столько же натяжителей - д ля низкого (ВАЗ-2101) и высокого (ВАЗ-2103) блоков цилиндров. Первая насчитывает 114 звеньев, вторая - 116. Как отличить одну от другой, не пересчитывая звеньев, см. ЗР, 1996, № 4 . Сборку выполняем в обратной последовательности. После монтажа и натяжения цепи поворачиваем коленчатый вал на два оборота и еще раз проверяем совпадение меток. Сальник ко ­ ленчатого вала, установленный в крышке, лучше заменить новым, если он уже проработал более 50 тыс. км. При установке передней крышки вначале следует затянуть болты и гайки ее крепления к блоку цилиндров, а затем - к поддону двигателя. Шкив коленвала устанавливайте аккуратно, чтобы не повредить сальник, запрессованный в переднюю крышку. После окончательной сборки стоит проверить и отрегулировать начальный угол опережения зажигания. Материал подготовлен Олегом БУДКИНЫМ в технической лаборатории "За рулем"пDЗА РУЛЕМ 9/97153