Мой путь в Лондон начался в "Ниве" одного приятеля, который согласился подбросить до "Шереметьево-2". Его манера вождения неотделима от комментариев дорожной обстановки и действий коллег-водителей: "Ну, куда же ты влез ...? У-у-у! Да это дамочка! Кто же ей машину купил?" - темы разговора хватило до самого аэропорта. Под впечатлением от этой беседы я, прилетев в Великобританию, решил расспросить английских автомобилисток о том, совместимы ли, по их мнению, женщина и автомобиль.то женщины - на пассажирском сиденье. Правда, в автошколах по-прежнему работают специальные женщины-инструкторы для тех дам, которые не могут позволить мужчине их чему-то учить. Но ведь феминизм просто реакция на наше неравноправие, и найти взаимопонимание - это скорее проблема мужчин-инструкторов". Эдриенн ДЖЕССОП, за 50, доктор биологии и преподаватель университета, замужем, "Пежо-205" 1984 года. "Ну, я не водитель - просто надо же как-то добираться до работы. Один раз, правда, ездили с мужем во Францию. Вон, видите, на полу до сих пор листочки грецкого ореха - это из Бургундии. Пропылесосить? А что, в России принято пылесосить машину? "Пежо" мы купили просто потому, что как раз в этот момент дилер объявил большие скидки. Они иногда это делают, для рекламы. Вы не видели, какая она была красавица, когда мы ее купили - она тогда была мытая... А что, она как-то не так шумит? Думаете, подшипник ступицы? А где это? Может оторваться колесо? Тогда поеду помедленнее. Это, наверное, очень дорогой ремонт?.. Не может быть, чтобы 200 фунтов - сама машина столько не стоит. Ничего, вот если оторвется колесо - позвоним в автоклуб, у меня членская карточка, приедет мастер и приделает колесо обратно. Я же не автогонщица. Я считаю, что у автомобилей нет будущего, по крайней мере в Англии - наша природа просто не выдерживает такую нагрузку. Если бы у нас нормально ходили автобусы, я бы не села за руль. Когда я жила в Дании, то ездила как все, на велосипеде. Помоему, это гораздо разумнее. Но у нас здесь на велосипеде слишком опасно - водители не привыкли к велосипедистам, просто не замечают их. Один парень из Лондона заключил договор с газетой, что объедет на велосипеде вокруг земного шара. Он проехал самые опасные районы мира - оставалось всего 400 миль до Лондона, и тут у нас в Глазго его сбил автобус. А в автомобиле безопасно - все-таки железо со всех сторон. А насчет - как это? - подшипника ступицы я, пожалуй, все-таки скажу мужу. Спасибо, что подсказали, а то пришлось бы платить лишние 20 фунтов за диагностику". Барбара ХЕЙСТИНГС, 40 лет, замужем, двое детей, учитель физкультуры, "Форд-Сьерра" 1989 года. "Да. это моя машина, не мужа. Нет, у нас всего одна машина, но муж сейчас без работы и не может выплачивать страховку. Ездит на электричке. Амне надо детей отвезти в школу, купить коечто - не могу без машины. А что в ней понимать - карбюраторный двигатель 1,6 литра, без всякой электроники, задний привод, механическая коробка. Я не люблю "автоматы", да они и не такие экономичные. "Форд" хорош тем, что запчасти можно купить на любой бензоколонке. Когда мы покупали машину, то разыграли с мужем целый спектакль. Муж бегал по гаражу и кричал "Ой, какая хорошенькая, красненькая!", а я сразу стала спрашивать про гарантию, проверила амортизаторы, пороги... Продавец так растерялся, что все время молчал и, кажется, продал машину себе в убыток. Новую мы просто не можем себе позволить: не выплачен кредит за дом, девочкам надо учиться. Вот, может быть, муж найдет хорошую работу, тогда посмотрим. Мне нравится "Ситроен-Ксантия" с активной подвеской. Нам как-то дали прокатиться в таком, так муж не мог наиграться с электрическими стеклоподъемниками". Джасмин ХАН, 28 лет, менеджер, от обсуждения деталей работы и семейного положения уклонилась, "Ровер-214" 1995 года. "Этот автомобиль принадлежит компании. Мне по должности полагается машина. Ну, нельзя сказать, что бесплатно - машины компаний облагаются очень большим налогом, платить его должна я, ну и бензин за мой счет, конечно. Зато каждые два-три года получаю новый автомобиль, который могу использовать, как мне нравится - и для бизнеса, и для отдыха. Мне не очень нужна машина, но считается, что от этого зависит престиж компании. Какую машину покупать - решаю не я: у нас есть "флит менеджер" ("завгар" - прим. авт.), который знает, что дешевле и при этом соответствует имиджу фирмы. Женщина за рулем? У нас в Британии эта тема безнадежно устарела. Мои родители приехали из Пакистана, но это не значит, что я должна носить чадру, о-кей? Извините, я немного спешу". ...Увы, мне не удалось дополнить эту коллекцию беседой с идеальной леди-автомобилистом, как я ее себе представляю. Ну, понимаете, мчится "Порше-кабриолет", кругом цветущие луга, ветер развевает белокурые локоны и уносит легкий шарфик... Впрочем, кажется, это из какого-то рекламного ролика. Реальные леди оказались не совсем такими, как я ожидал. В рекламные ролики они вряд ли попадут, зато где-нибудь в субботней пробке на Ярославском шоссе выглядели бы вполне уместно. А моего приятеля-женоненавистника мы бы уж как-нибудь приструнили. Алексей ЮРЬЕВ З РУЛЕМ 9/97 А 71Мойра СТАРК, 30 лет, по профессии техник-лаборант, замужем, двое детей, ездит на "ФИАТ-Панда" 1989 года выпуска. "А что, в России женщина-водитель большая редкость? У меня права с 18 лет. Езжу, правда, не много: только на работу и за покупками. Когда вместе с мужем, то за рулем обычно он. Нет, не потому, что не доверяет: просто это естественно - он глава семьи, он и "рулевой". А насчет того, что женщину нельзя пускать за руль - спросите у страховых компаний. Они давно подсчитали, что у женщин аварии бывают реже и ущерб обычно меньше, так что у нас в семье обе машины застрахованы на мое имя, а муж записан как второй водитель - так страховка получается дешевле. Кстати, то, что машина записана на меня, будет полезно, когда придет время ее продавать. В объявлениях часто пишут "заботливая хозяйка - дама", и покупатель знает, что машина будет чистая, ухоженная и без табачной вони. В машине я ничего не понимаю, знаю, как ехать вперед, назад - хуже, но при необходимости могу, а остальное меня не беспокоит. Когда "полетела" коробка передач и машина двигалась только задним ходом, мне пришлось ехать до дома задом наперед. За мной выстроился хвост в несколько миль, а когда дорога стала шире и они смогли меня обогнать - не было ни одного раздраженного взгляда, все улыбались и махали мне. Сейчас уже никто не считает, что мес