179
Автолюбителей• 20% более "скоростной" - это все равно, что на "Самаре" перейти с четвертой передачи на пятую. Согласно данным завода, это повышает экономичность на 5-6%. Если для "Нивы" действуют похожие закономерности (законы физики-то одинаковы!), то 6% от 15 литров составят... 0,9 литра. (Кстати, на пятискоростной "Ниве" (ВАЗ21213) движение на пятой ("экономической") передаче дает этот же результат.) Накинем еще чуть-чуть на отсутствие приводов передних колес, уменьшение массы машины... Конечно, при одной и той же скорости движения без "раздатки" мотор "Нивы" работает на пониженных на 20% оборотах, что влияет и на его "внутренние" процессы (иные нагрузки, меняется теплоотдача и т. д.). В итоге, возможно, что путевой расход "Нивы" без "раздатки" может снизиться литра на полтора... Автору могут возразить: а как на низших передачах? Ведь при малых скоростях влиянием аэродинамических потерь можно пренебречь, и решающее значение приобретают механические? Действительно, в этом случае "экономия" будет ощутимей, но... много ли вам приходится ездить на низших передачах? А главное, при необходимости ехать по тяжелой дороге заднеприводная машина вас разочарует - и будет "не до экономии"! Так стоила ли овчинка выделки? Теперь о недостатках - минусах. Отказ от " раздатки" означает, что крутящий момент на ведущих колесах уменьшится на всех передачах все на те же 20% (!), а его избыток, от которого зависят динамические показатели (ЗР, № 8, 1997) - в еще большей степени. И если при движении на низших передачах по хорошей дороге с этим легко смириться, то на высшей машина "вялая" (см. рисунок). Вы заметите это на первом же подъеме (не дай Бог, при встречном ветре!). На тяжелом участке дороги, требующем максимальных тяговых сил (крутые подъемы, рыхлый песок, грязь и т. п.), "вездеходность" автомобиля на низших передачах будет недостаточной. Но все это - не самая главная беда. Отказавшись от полноприводной схемы, вы пересядете в опасный автомобиль! Ведь не случайно схема 4x4 все чаще применяется не только на автомобилях для бездорожья, но и для спорта, и просто на нормальных дорожных машинах. Они го ­ раздо дороже, поскольку сложнее - зато намного безопаснее: крутящий момент двигателя делится между ведущими осями. Так, заставить колеса буксовать - при "дележке" 50:50 - мотору вдвое сложней. Это хорошо знает любой владелец "Нивы", до этого ездивший, например, на "шестерке". Даже на льду, при "дубовых" шинах, "Нива" ведет себя намного спокойнее. Решив переделать ее в заднеприводную, вспомните, как непросто ездить по гололедице в "Жигулях". Между тем, "Жигули" - вполне доведенный, тщательно отработанный автомобиль. И все же при его геометрических характеристиках (база, высота, ширина) и развесовке по осям уверенно ездить на нем во время гололедицы могут лишь те, кто владеет специальной техникой управления. Лишив "Ниву" переднего моста и раздаточной коробки, вы уменьшаете нагрузку на передние колеса, ухудшая упраНа боковинах некоторых шин есть вляемость и устойчивость машины. Полстрелка, показывающая ный крутящий момент передается на заднаправление вращения. А я ставил ние колеса, теперь на льду ждите "подарпо-разному и ничего не заметил! ков" от автомобиля - особенно с диагоВ чем же тут хитрость? нальными шинами. Когда шина эксплуатируется в простых усА вот еще одно обстоятельство. Положим, летом на ровном шоссе вы сэкономиловиях, например, на дороге с чистым, сухим те-таки заветный литр... А что будет зи ­ асфальтовым покрытием, то стрелкой, о которой мой? Вспомните: полноприводная "Нива" во вы написали, можно и пренебречь. Направление время снегопадов на неочищенных (по вращения для некоторых типов протекторов обыкновению) дорогах порой расходует имеет значение в тех случаях, когда нужно отменьше бензина, чем бедствующие в сневести из зоны контакта воду, жидкую грязь, мокгах "Жигули". Там, где "шестерка" ежемирый снег и т. д Например, рисунок протектора, нутно "садится", у "Нивы" нет проблем. похожий на елочку (см. рис.) в зависимости от Сделав же ее заднеприводной, в зимних ориентации совершенно по-разному работает в условиях, когда дорога покрыта водой. Если шиусловиях об экономии можно будет забыть. Итак, основательно обсудив поставна установлена правильно (а), вода, оказавшаяленную читателями задачу, "зарулевцы" ся в пятне контакта по середине шины, попадает сошлись на том, что переделка "Нивы" в в канавки и легко выбрасывается из них наружу заднеприводную не имеет ровно никакого (в этом случае первой в контакт с дорогой вхосмысла (здесь стоит вспомнить также оза ­ дит середина "елочки"). Если же шина установтратах на нее, если сами вы не слесарь!). лена неправильно (б), то при качении по пленке воды последняя "закачивается" из плечевых зон Но все ли стороны проблемы мы обсудили? Не все. Есть еще правовая сторона. к середине шины. Это может привести к наруСейчас вряд ли стоит цитировать ГОСТы, шению устойчивости и управляемости автомоОСТы и иные документы, на которые в биля вследствие аквапланирования (своеобразсвоей работе опирается ГАИ. Суть их своного "всплывания" шины на водяном слое). дится к тому, что на автомобиле не допусРисунок (а точнее, конструкция) протектора каются никакие переделки, затрагивающие многих современных шин гораздо сложнее. В безопасность. Что бы вы ни "задумали" в процессе создания новой шины фирма-произсвоей жажде изобретательства, ваши действия должны быть одобрены заводом-изПри правильной готовителем, переделки зарегистрированы ориентации протектора первыми вв ГАИ и т. д. Если же вы реконструировали контакт с дорогой машину "втихаря", то не дай вам Бог стать входят основания ветвей"елочки"- и участником (даже не виновником!) аварии - вода (грязь) по калюбые переделки, которые найдет у вас навкам отводится в стороны (а). НеГАИ, "сыграют" против вас. верная ориентация Вот об этом забывать не стоит. шины (б) приводит к P. S. Как видно из рисунка, без разда"подсасыванию" воды в центр пятна контакта и точной коробки крутящий момент на ведууже при небольшой скощих колесах уменьшится на 20%. Динамирости может вызвать ческие же показатели автомобиля опредеаквапланирование: ляются запасом, показанным стрелками. 1 - направление качения шины; Поэтому их ухудшение из-за снятия разда2 - стрелка на боковине; точной коробки еще более ощутимо. Числу 3 - направление оборотов максимальной мощности 5600 движения воды. об/мин в этом случае формально соответствует скорость около 158 км/ч, для "Нивы" водитель проводит различные исследования, недостижимая. На деле максимальная скоиспытания и т. д. При этом учитываются особенрость окажется около 130 км/ч, а двигатель ности работы шины в самых различных условине "раскрутится" выше 4600 об/мин. ях (особенно если шина отнесена к разряду универсальных). Поэтому шину, на которой есть стрелка "направление вращения", обязательно нужно ориентировать в соответствии с рекомендациями специалистов.ПРОШУ 1 'ОБЪЯСНИТЬ*#•>Ф•З РЛМ 9/97 179 А УЕ