154
155
АСШ1УЕ ./автолюбителейР ТО ВЕЛИЧЕСТВО -^ СЛУЧАЙЧЕМ КОВАРНЫ ОБОЧИНЫ?Осень - пора урожая. Фрукты и овощи дешевы, как ни в одно другое время года. И все же... хочется дешевле (иначе зачем обзаводимся мы собственнь1ми огородами!). А если по пути вашего следования расстилаются бескрайние кукурузные поля - почему бы не поживиться? Притормозив со своих "ста с гаком" километров до шестидесяти, вы сворачиваете на травяную обочину... Что такое: скорость кажется совсем ничтожной, но машина вдруг начинает скользить, как по льду... Позже, когда у вас будет много времени для размышлеНа дворе осень. Пик отпускных поездок, бесконечные вереницы дачников на дорогах - все это позади. Неплохие (по нашим меркам, конечно!) дороги, почти всюду худо-бедно отремонтированные, - практически свободны. Почему бы не "втопить" педаль газа в пол, особенно если обстановка позволяет, - ну "какой же русский не любит быстрой езды"! И тут-то каждый может столкнуться с коварством, казалось бы, таких надежных, внушающих доверие дорог -ив лучшем случае после этого рассказывать, какими способами удалось выпутаться... Увы, есть и такие, кто рассказать уже не сможет! Не попадаться на крючок Его Величества Случая (ЕВС) человеку помогает личный опыт - говорят, что его ни за какие деньги не купишь и на курсах не "освоишь"... Но верно это лишь отчасти. В каждом дворе, где собирается вечерком компания автолюбителей, идет постоянный обмен опытом. Наш журнал - тоже сродни клубу, только очень большому. Итак, послушаем бывалого водителя Виктора СЛЕСАРЕВА. "ушей", но вытащили "Волгу" из канавы далеко не сразу. Правильно выпопненная обочина имеет наклон к канаве, что и объясняет сползание к ней автомобиля во всех случаях, когда так или иначе ухудшено сцепление колес с земной твердью. Ухудшить же его можно разными способами - не только перечисленными. Но бывает, что на обочину надо выехать сознательно, невзирая на сопутствующиений (ГАИ в таких случаях не торопится), вы непременно сдепаете верные выводы. Например, при совершенно сухой дороге (теплым днем под лучами солнца это не удивительно!) обочина оказалась предательски скользкой полчаса назад прошел тут короткий сильный дождь. И не стоило выкатываться на травку при скорости выше "пешеходной"!.. Кстати, оценивая скорость на глазок (не глядя на спидометр), нетрудно ошибиться. Стоит сбавить скорость со ста до шестидесяти километров - и кажется, что вы почти остановились. Это свойство "приборов" в голове - помните о нем и посматривайте хоть иногда на щиток приборов, ведь даже 20 км/ч иной раз далеко не безопасны. Уровень мастерства вождения у всех разный, а ЕВС словно ждет... ...И, бывает, дожидается своего: вот кто-то ехал вдоль совсем сухой и, казалось бы, надежной обочины. Почему бы лихо не съехать на нее, если уж, как говорят, приспичило... И тотчас правые колеса проваливаются в рыхлый песок, что на "скромной" скорости 50 км/ч вполне может обернуться 154 ЗРЛМ 10/97 А УЕv*-*^--^-"ушами" (так эту фигуру пилотажа называют спортсмены). Как водится, потом вы, конечно, начнете поиск разгильдяев-дорожников, забывших обозначить свеженасыпанную обочину необходимыми знаками. Но только найдете ли? Весьма сомнительно. А вот еще случай, реально имевший место: водитель - дело было ночью - с повышенной скоростью съехал на обочину, боясь проскочить нужный съезд с шоссе на грунтовку. Обочина всем была хороша, за исключением одной детали: кто-то здесь рассыпал строительный керамзит - этакие симпатичные шарики величиной с орех (для тех кто не знает). Обошлось-таки безэтому опасности. Любой из нас не застрахован от ситуации, требующей единственно верного решения - когда, избегая лобового столкновения, вы вынуждены пропустить встречного нарушителя. Сами же, возможно, окажетесь под откосом... Это очень обидно машина разбита не по вашей вине, а "бандит" безнаказанно уехал... А что можно предложить взамен? Не уступить, "наказать" нарушителя? Но лобовой удар куда страшнее любого кувырка под откос. Значит, обидное для вас решение - подчас единственно верное. "Грубым дается радость, нежным дается печаль..." - словно о нас, водителях, писал русский поэт... АвтолюбителейКТО О ЧЕМ, А МЫ ОБ АМОРТИЗАТОРАХ!В последние годы наш журнал все чаще призывает автомобилистов уделять амортизаторам особое внимание. Скорости объективно возросли (кого из нас не "подогревают" своей резвостью иномарки?), а в этих условиях пренебрежение к состоянию подвески для многих оборачивалось трагедией. К сожалению, иные пострадавшие даже отдаленно не представляют себе истинных причин случившейся неприятности. Однажды мне довелось видеть, как на впереди идущей машине уже при скорости 60 км/ч одно из задних колес, подскакивая с большой частотой, словно висело в воздухе над дорогой - очевидно, амортизатор совсем не работал, а колесо не было отбалансировано. Чаще это происходит на высоких скоростях. Как-то раз, прокатившись на машине приятеля с подобной неисправностью, мы оба заметили любопытную деталь в ее поведении: при совершенно исправных тормозах ее "уводило" вправо при каждом торможении, если скорость была больше 80 км/ч. Оказалось, что из-за "убитого" амортизатора на этом режиме левое переднее колесо почти не контактировало с дорогой настолько же снижалась и его тормозная сила. Когда же мы тормозили на скорости 30 км/ч, машина шла как по линеечке. Надо отметить, что при таких же неисправностях задней оси автомобиля "увод" малозаметен, эффективность же торможения будет снижена в обоих случаях. Возрастет и тормозной путь автомобиля. А теперь представим себе, что отскакивать от покрытия начнут сразу все четыре колеса. Да это будет настоящий "аппарат на воздушной подушке", ибо на "резонансных" скоростях у автомобиля появятся примерно те же свойства. Незначительного ветерка или наклона дорожного полотна будет достаточно, чтобы машина, не подчиняясь рулю, сползала к обочине, входила в занос, не слушалась тормозов, превращая езду в сплошную нервотрепку. А вот другой пример. Антиблокировочные системы тормозов на иномарках - явление вполне обыденное. Но, несмотря на свое вполне благородное предназначение - сохранять устойчивость машины на дороге при неравномерном торможении, они в "российских реалиях" способны сыграть злую шутку. В первую очередь, если "колдобины" таковы, что уже никакие амортизаторы не могут исключить хотя бы кратковременных отскоков колес от покрытия. При торможении такое колесо мгновенно блокируется, а умная система, как ей и положено в этой ситуации, машину растормаживает! И тут уж вы вряд ли ее остановите там, где хочется... Результат же зависит от ЕВС: любой "пустячок", любая "мелочь" в конкретной ситуации может сыграть неожиданно роковую роль. Например, вы неоправданно подняли давление в шинах - и их качение по неровной дороге перестало быть безотрывным. Когда же амортизаторы не в порядке и не способны, как это положено, гасить колебания подвески, колеса, особенно если они имеют погрешности формы ("квадратные") или плохо отбалансированы, на некоторых режимах будут отскакивать даже от идеально ровного дорожного покрытия - вот уж где АБС может крепко вас подвести! Эта система не терпит подобных неисправностей, и если вы хотите, чтобы от нее была польза, а не вред, то уделяйте максимум внимания амортизаторам, дискам колес, шинам. Можно лишь сожалеть о том, что у нас традиционно считается исправным всякий амортизатор, в котором шток еще шевелится, а жидкость вытекла не вся! роде" не пришла ему в голову, а подружка от такого куража была просто в восторге! Продвигаясь по течению ручья, перед самым выездом на шоссе "окунулись" - тут было едва ли не полметра воды. "Волга" это стерпела, не заглохла. А зря! Потому что дальше едва не случилось ЧП: вырулив на шоссе, наш герой на прямом участке разогнался километров до восьмидесяти, перед поворотом нажал на педаль тормоза, но машина, как говорят, и бровью не повела тормоза исчезли, хотя педаль была вполне "твердая". Лишь каким-то чудом удержавшись в повороте, приятель понял, что подвели его намокшие колодки. Притормозить, подсушить их надо было еще раньше, сразу после водных "процедур". Кстати, не за горами зима. Помните, что такая беда может подстеречь вас и после того, как вы "прокатились" по глубокому мокрому снегу. ...Во время продолжительных дождей мы часто расплачиваемся за излишнюю лихость на пересечениях "своей" дороги с сельскими. Здесь шоссе покрыто слоем грязи, порой на сотни метров в обе стороны, - и тут нужен глаз да глаз. Иначе либо вы когото, либо вас. Правда, на просторных равнинных дорогах такие события легко предсказуемы, нужно лишь внимательно смотреть вперед. Попав же куда-нибудь в горы, вы будете осваивать "местные правила поведения", которые, в сущности, лишь повторяют требования официальных ПДД, но здесь вы поймете на практике, как важно быть внимательным и осторожным. Во многих местах "переломы" профиля таковы, что не позволяют вам видеть вперед дальше чем на 15-20 метров, добавьте к этому и резкие повороты, подъемы, спуски... Здесь не повредит вспомнить о еще одном "критическом факторе", свойственном, правда, не только российским дорогам. Представьте, что вы, преодолев "на грани фола" поворот, увидели перед радиатором разгуливающую по шоссе корову или лошадь! Представили? А это вполне житейская ситуация... Но если у этих животных все же есть хозяева, то дикие кабаны, олени, лоси буквально гуляют "сами по себе". Кое-кто видел их даже на московских улицах - что же говорить о периферийных трассах? Случаи, когда кто-то на большой скорости въезжал в стаю отдыхающих на дороге ворон... с тяжелыми для себя последствиями, кем-то воспринимаются как анекдотические. Но только до момента, когда сам "словишь" эту птичку при скорости за сто. Хорошо, если дело ограничится только заменой стекла, а не больничной койкой. Имейте и это в виду! Только собственная внимательность помогает избежать таких обидных злоключений. И, конечно, если не вмешается этот самый... ЕВС! Фото Александра Полунина ЗА РУЛЕМ 10/97 155НЕ ОПУСКАЯ "МЕЛОЧЕЙ""Иду это я как-то за сто, мотор поет, дорога стелется - и вдруг..." Многие именно с таких слов начинают свои рассказы о каком-нибудь грустном "приключении". Если у вас опыта - пока! - кот наплакал, прислушайтесь к чужим байкам! ... Один из моих знакомых, заядлый автотурист, в ущелье на черноморском берегу "открыл" чудесную речку. И покатил по ее руслу - благо, глубина по щиколотку и ровное каменистое дно это позволяли. Мысль о недопустимости такого поведения "на при-