88
89
90
в гостяхДо сих пор в России проходило только одно соревнование столь высокого ранга внедорожный марафон "Мастер-ралли" этап Кубка мира. Но эта гонка из тех, что лучше смотрится по телевизору - старт в Париже, финиш в Пекине. К международным сериям других, более популярных, динамичных и остросюжетных видов автоспорта мы руку еще не прикладывали - не хватало сил, умения и, как всегда, средств. И вот, наконец, этот шаг сделан. Россияне сегодня если не законодатели мод в кроссовом первенстве континента, то уж завсегдатаи и, бесспорно, одни из фаворитов. И это при том, что зарабатывать зачетные очки и завоевывать призовые места приходилось только на "чужом поле". А в гостях, как известно, все достается труднее, чем дома, так что значение домашней гонки просто нельзя переоценить. Когда-то, в советские времена, функции "своего поля" исполняла латвийская трасса "Бауска", считавшаяся лучшей в СССР. Здесь наши спортсмены выступали, как правило, удачно. Но Латвия сегодня - заграница, выехать туда теперь посложнее, чем в ту же Чехию, да и немногим ближе. А хозяевами там себя нынче чувствуют, разумеется, латыши среди них тлже есть гонщики, претендую88 ЗАРУЛЕН 10/97Воскресным утром старенькая "шестерка" увозила нас из столицы в направлении Дмитрова, и я все еще не мог поверить, что через какойнибудь час своими глазами увижу на кроссовой трассе Дмитровского автополигона (НИЦИАМТ по-научному) настоящий этап чемпионата Европы!*Дебютанты чемпионата Европы Хельмут Вильд и его "CEAT-Ивиса" сразу вошли в число главных фаворитов (вверху). Большая неудача постигла латыша Алдиса Зебергса - его "Тойота-Селика" испытала на прочность новенький отбойник.щие на награды чемпионата Европы. В России же не было ни одной кроссовой трассы европейского уровня. Летние кроссы "местного значения" проходившие на Дмитровском полигоне, не пользовались особой любовью наших спортсменов, привычных, казалось бы, ко всему. Неровная дорожка, камни, то и дело вылетающие из-под колес машин, зрители, перебегающие трассу во время гонки, невероятно долгие паузы между заездами (результат неважной организации соревнований) - кому такое по душе. От всего этого быстро не избавишься. Поэтому многих - и меня в том числе просто ошарашило известие о том, что директор полигона и вице-президент Российской автомобильной федерации Вячеслав Резниченко отправил в ФИА заявку на проведение в Дмитрове этапа чемпионата Европы. Было это год назад. "Ничего не выйдет, - сказали одни, - Париж на такую авантюру не пойдет" "А если и пойдет, - вторили им другие, - будет еще хуже: опозоримся на всю Европу!" Как выяснилось позже, все мы оказались плохими прорицателями. Международная автомобильная федерация дала "добро": "Сообщаем, что Ваша гонка включена в календарь в качестве резервного этапа"..., который "станет основным в случае благоприятных результатов инспекторской проверки..." Признаюсь, я упорно не верил, что придирчивые комиссары поставят дмитровской трассе хорошие оценки. Поставили! Правда, после того как полигоновцы вырубили сотни полторы берез и елей (удалось отстоять один-единственный дуб), росших внутри трассы, и обнесли всю гоночную арену металлическим забором. Тогда-то стало совершенно ясно, что здесь ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СОСТОИТСЯ этап чемпионата Европы и никуда от этого уже не денешься. Наверное, пора было отмахнуться от всех неверии, но я почему-то продолжалКроссовая трасса Дмитровского полигона сегодня отвечает европейским стандартам.Победителем одного из квалификационных заездов стал Илья Резниченко (№ 195).сомневаться - теперь уже в успешном завершении самой гонки. Вспоминал случаи, когда на полигоне из-за всяких проволочек едва успевали уложить в светлое время суток десять заездов, а тут в день финалов планировалось аж 18! Достаточно ли гладкой будет дорожка? Сумеют ли избавиться от неприемлемых для европейского кросса камней и пыли? Наконец, мучил и другой вопрос: приедут ли к нам иностранцы в должном количестве и качестве? Ведь немало уже прошло на Руси "международных" гонок, где число зарубежных гостей не поднималось выше трех-четырех. С такими невеселыми мыслями отправился я на полигон и... Не скажу, что потерял дар речи, но увиденное меня поразило. Переполненные трибуны. Гладкая, утрамбованная, обрамленная стальными отбойниками трасса - идеальная по нашим понятиям. Восемнадцать заездов провели за какие-то четыре часа, в промежутках успевая поливать дорожку водой - простейший способ устранить пыль. Совсем без камней не обошлось, но это были уже совсем не те опасные булыжники как раньше - так, мелочевка. А главное - 57 участников в трех классах машин, из них 19 иностранцев - немцы, чехи, латыши, литовцы, французы, голландец. Приехали практически все, кто по итогам первой половины сезона рассчитывал на одну из наград чемпионата, то есть лидеры и фавориты - цвет европейского кросса! Зрители, уж не знаю, каких было больше, местных или приехавших из Москвы гонка на удивление широко афишировалась, всего за десять тысяч рублей (столько стоил входной билет) увидели зрелище экстракласса. Больше всего переживали, разумеется, за своих, россиян. Но, увы, то ли звезды расположились в тот день неудачно, то ли фактор "своего поля" подействовал расслабляюще - ни один из наших гонщиков, а собрались в Дмитрове действительно лучшие, в призеры не попал. Особенно обидно за тех четверых, которые в ных "квадр" и "турбо" обречена на роль аутсайдера. Ан нет - не все решает техника. Баггист из московской команды "Газпром" Александр Желудов на машине с мотором "Опель" благополучно пробился в финал багги "1600" и даже стартовал из первого ряда, но, допустив ошибку, довольствовался шестым местом. Представлявший "АвтоВАЗ" Григорий Соломенцев, напротив, ехал безошибочно - и только пятый. Хотя, пожалуй, это не предел возможностей специально подготовленного вазовского 1600-кубового мотора - 16-клапанного ис впрыском. Последней нашей надеждой был второй газпромовец, Роман Колесников первый и единственный из россиян, перешагнувший из класса багги "1600" в элитарный европейский багги - "3500". К этоЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ ПО КРОССУ, 5-й ЭТАП му сезону он получил новую машину, поЛегковые автомобили строенную в Голландии и укомплектован1, Хельмут Вильд (Германия, "СЕАТ-Ивиса"); 2. Арвидас Вайше (Литва, "Фордную 2-литровым двигателем, "ФольксваЭскорт"); 3. Ладислав Брожек (Чехия, "Форд-Эскорт"); 4. Владимир Колесов ген" - точно такую же, как у чемпиона Ев(Россия, "Лада-Самара"); 5. Николай Коротенко (Россия, "Лада-Самара4x4")... ропы Хорста Уленброка. Однако немец уже Багги "1600" два этапа выиграл, а Колесников выше ше1. Фриц Дюизендстра (Голландия, силовой агрегат- "Фольксваген"); 2. стого места не поднимался. Стартуя в фиТорстен Шуберт (Германия, БМВ); 3. Петр Барташек (Чехия, "Ауди"); 4. Вацлав нальной гонке четвертым, Роман сразу выФейер (Чехия, "Хонда");5. ГригорийСоломенцев(Россия, ВАЗ)... шел на третью позицию и долго ее удержиБагги "3500" вал, отбивая все атаки чеха Яромира Го1. Хорст Уленброк (Германия, "фольксваген"); 2. Франсис Варнье (Франция, шека. Камнем преткновения на сей раз "Ауди"); 3. Яромир Гошек (Чехия, "Форд")... 7. Роман Колесников (Россия, стала коробка передач, исправно отрабо"Фольксваген")... тавшая только четыре круга из семи. КоПоложение после пяти этапов. Легковые автомобили: 1. Брожек - 73 очка; лесников получил зачетные очки - и не2. Вильд - 57; 3. Эгг (Швейцария) - 57... 8. Котелло - 37... 11. Ханжаров -17... Багги плохие - за седьмое место, но ждали-то " 1600": 1. Дюизендстра - 68,5; 2. Барташек - 56,5; 3. Фрейшлад (Германия) -45... все большего... 6. Желудов-38,5... Багги"3500": 1. Уленброк-81;2. Варнье-62;3. Винсендо Впрочем, я не заметил, чтобы на три(Франция) - 59... 5. Колесников - 40. бунах кто-то уж очень расстроился - слишком велико было удовольствие от полуэтом сезоне выступают на всех этапах чемдимир Колесов. Хотя, казалось бы, его маченного зрелища. И от сознания, что в непионата - долгожданная домашняя гонка шина с колесной формулой 4x2 и карбюрабоскребе мирового автоспорта теперь не принесла им радости побед. Девять буторным двигателем в компании из сплош- есть еще один, пусть не самый большой, но наш этаж. А вывод для себя я сделал тылок призового шампанского вылились на довольно простой: прежде чем кричать головы ив желудки гостей. Даже не успев толком почувствовать Роману Колесникову (№ 19) никак не удается от"Мы никогда не сможем это сделать!", наличиться в новом для него классе багги -"3500" до попробовать. себя хозяевами трассы, выбыли из борьбы (вверху). Сергей ЗИНОВЬЕВ тольяттинец Борис Котелло, в прошлом Похоже, Хорст Уленброк станет чемпионом втоФото Андрея Клещева призер чемпионата, и самарец Динар Ханрой год подряд. жаров, выступающие в дивизионе легковых автомобилей. Первого, тремя неделями ранее блестяще выигравшего этап в Чехии, еще на тренировке подвел мотор полноприводной "восьмерки". А у 650-сильного "Рено-21" Ханжарова не выдержала нагрузок трансмиссия. После этого все внимание болельщики сосредоточили на Илье Резниченко и его "Фольксвагене-Гольф" полигоновский спортсмен красиво выиграл один из квалификационных заездов и явно рассчитывал подарить землякам маленькую сенсацию. Но нет, ничего не смог противопоставить Илья маститым иностранцам - по ходу финала шел лишь пятым, пока... не закипел двигатель. Лучшим из россиян в этом классе оказался чемпион страны вазовец Вла90 ЗА РУЛЕМ 10/97