125
126
П РИЛОЖЕНИЕКЖ УРНАЛУ" З АР УЛ№ЖЖШ- ь-АШСОДЕРЖАНИЕКакг "ппЛвпмтк"гяйк11гтипи|| "победить" гайки ступиц "Москвич-2141": ставим прицепное устройство "Жигули": разбираем электровентилятор радиатора "Опель-Кадет": снимаем бензобак... и разбираем стартер Тише, редуктор! Зажигание? Под замком! Этот "вечный" краник... "Дубль-l" и II: подключаем тахометр • Сколько цепочке ни виться Прошу объяснить 194 125 12817АК "ПОБЕДИТЬ"JL^. I AT/llvT/T fl Лг| Т/| При некоторых ремонтных работах - замене ШРУСов, сцепления, колесных подшипников переднеприводных автомобилей - приходится отворачивать и затягивать гайки ступиц. А это не так просто, как кажется - утверждает Антон УТКИН. В 1984 году после двух десятилетий тель, а автозаводы, их применяющие, пригосподства конических роликовых подшипчем после долгих согласований. Поэтому ников в ступицы отечественных легковых рекомендации разных заводов относительавтомобилей вернулись шариковые, правно момента затяжки даже одного и того же да, выполненные на ином техническом подшипника, как правило, не совпадают. уровне. ЗР подробно рассказывал о них в Причины могут быть как объективные (раз№ 8 за 1991 год. А в № 3 за 1994 год были представлены конструкции узлов ступиц нескольких поколений, применяемые как на наших автомобилях, так и на иномарках. Главная особенность современных узлов ступиц в том, что отпала необходимость кропотливо регулировать подшипники. Известно, что при этом порой бывает трудно обеспечить необходимый осевой зазор. В современных двухрядных шариковых и роликовых подшипниках (или однорядных с упорным буртиком) осевой зазор определен изготовителем подшипника и не нуждается в регулировке при сборке узла. Рассмотрим в качестве примера распространенный на отечественных автомобилях ступичный узел с двухрядным шариковым подшипником (рис. 1). При затяжке гайки 7 хвостовика ШРУСа (или цапфы) половинки внутреннего разрезного кольца Рис. 1. Узел ступицы с двухрядным шариковым подшипника смыкаются и дальнейшее подшипником: 1 - половинки внутренней обоймы; 2 наружная обойма; 3 - шарики; 4 - сепаратор; 5 - цапфа сближение их беговых дорожек невозмож(наконечник ШРУСа); 6 - шайба; 7 - гайка. но. В таком рабочем состоянии осевой зазор в подшипнике находится в пределах Рис. 2. Переходник под трубу 11/2". 0,06-0,085 мм. Отсюда следует, что одно из назначений гайки 7 - удерживать половинки обоймы прижатыми друг к другу в течение длительного пробега (десятков тысяч километров), не допуская увеличения расстояния между ними. Чем больше момент ее затяжки и лучше упругие свойства материалов внутренних колец, цапфы и самой гайки, тем дольше будет сохраняться осеная прочность материалов ступиц, цапф, вой зазор 8 подшипнике. гаек), так и субъективные (творческая инПримечательно, что момент затяжки дивидуальность и плюрализм мнений воздвухрядных подшипников ступиц устанавможны не только в искусстве и политике, но ливает отнюдь не предприятие-изготовии в технике). Например, конструкторы ВАЗа129130-131132 134 136 137 138139,140, 143,145,151Фланец ШРУСа деталь ответственная! Осторожно-фальшивое масло! Трамблер - на стенде и под капотом КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ Прохлада или тепло - по заказу Самая красивая "Волга" Высокий титул "Чемпиона" Впрыск на "Волге": советы разработчика "Дверцу выбросил шофер..." Его величество случай Советы бывалых Страничка "Мота"140142144146148 150152 153 154 157 159 СвоимиС^: •воими^иламидля подшипника 6-256907Е2С17 (передняя ступица "2108") указывают момент 23-25 кгс-м. АЗЛК для него же (задняя ступица "2141") предписывает всего 14-16 кгс-м, да еще предупреждает о недопустимости превышения. Конструкторы из Запорожья сочли за благо занять промежуточную позицию и тот же "девятьсот седьмой" (передняя ступица "1102") рекомендуют затягивать моментом 15-20 кгс-м. Или еще пример. Для мощного подшипника 6-256908Е217 передней ступицы "Москвича-2141", который, казалось бы, можно затянуть и покрепче, АЗЛК рекомендует момент всего 18-20 кгс-м. А маленький 6-256706Е1С17 передней ступицы "Оки" затягивают моментом 19-23 кгс-м. Опыт эксплуатации отечественных переднеприводных машин показал, что однократной затяжки гайки ступицы на заводе явно не хватает на весь расчетный ресурс подшипника. Напряжение в узле постепенно ослабевает (из-за изменения структуры металла). При этом даже незначительное увеличение рабочего зазора между шариками и беговыми дорожками резко сокращает срок службы подшипника, особенно при эксплуатации на плохих дорогах. Вот почему целесообразно изредка подтягивать гайки ступиц, как это делают с болтами головки блока двигателя. Несмотря на то, что в перечне ТО такая работа не указана, ее можно проделывать через каждые 20 тыс. км. Отворачиваем гайку ступицы на один оборот и вновь затягиваем. Вывешиваем колесо с помощью домкрата, вращаем его на несколько оборотов в обоих направлениях и, опустив на землю, затягиваем гайку еще крепче. Затем снова повторяем последние три операции, окончательно затянув гайку нужным моментом. Но чем же затягивать гайки ступиц? Ведь инструмента, способного выдерживать такие усилия, в арсенале автолюбителя обычно не водится. Динамометрические ключи из тех, что имеются в продаже, отпадают сразу - момент 15 кгс-м для них обычно предельный. Примерно столько же выдерживают воротки из отечественных наборов торцевых головок. До эпохи переднеприводных этого было вполне достаточно, разве что любителям "повоевать" с передней подвеской "Волги" приходилось доставать сверхпрочный инструмент. А владельцу "Самары", решившему самостоятельно поменять, скажем, диск сцепления или просто порванный чехол ШРУСа, гайка ступицы покажется будто бы приваренной. При попытке отвернуть ее, удлинив трубой во126 ЗРЛМ 10/97 А УЕ роток из набора, последний, как правило, сгибают. Удлинять трубой ключ-"трещотку" вообще опасно - внезапное разрушение "собачки" в его механизме под нагрузкой чревато серьезной травмой. Обзавестись подходящим инструментом можно двумя способами. В мелких мастерских обычно приваривают крепкую торцевую головку к мощному и, главное, достаточно жесткому в плоскости вращения рычагу. Конструкция и исполнение такого "притужальника" (это словечко из лексикона водителей грузовиков обозначает ключ для мощного крепежа) з а ­ висят от фантазии и возможностей изготовителя. Другой способ, ставший доступным в последнее время, - купить готовый ключ из бортового комплекта можно выточить из стали переходник, на который надевают метровый кусок трубы. Показанный на рис. 2 (диаметром 40 мм) рассчитан под трубу "полтора дюйма". Как свидетельствует практика, момент затяжки обычно не дозируют, а смело налегают всем весом на метровый рычаг. И все получается нормально. Видимо, для того чтобы деформировать внутренние обой-Фото 1. Удлинение накидного ключа трубой Фото 2. Момент 28 кгс м обеспечен.Фото 3. Торцовый ключ 30x32 от грузовика "Урал".грузовиков ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и др. Они сейчас свободно продаются в крупных магазинах запчастей и на рынках. Например, накидные кольцевые ключи 24x30, 30x32 и т. п. легко выдерживают момент до 30 кгс-м. Иногда их называют "стремяночными" именно такими затягивают на грузовиках гайки стремянок рессор. Ключ можно удлинить трубой (фото 1) или просто наступить ногой на противоположный конец (фото 2). При этом момент затяжки нетрудно рассчитать. Если длина ключа 400 мм, а вы перенесли на него весь вес своего тела (скажем, 70 кг), то момент составит около 28 кгс-м. Для "Москвича-2141", имеющего гайки передних и задних ступиц соответственно "на 30" и "на 32", идеально подходит двойной торцовый ключ "30x32" из бортового комплекта грузовика "Урал" (фото 3). Он представляет собой мощную поковку в форме гантели с двумя отверстиями диаметром 20 мм под вороток (хотя здесь уместнее "ворот"). Если жесткого воротка нет,мы подшипников из твердой стали и недопустимо сблизить беговые дорожки шариков, нужен еще больший момент. А сорвать резьбу на гайке или цапфе практически невозможно (ту же резьбу М20х1,5 имеют колесные гайки ЗИЛ-130, которые обычно отворачивают трехметровым рычагом, развивая момент свыше 60 кгс-м). И в заключение - о взаимозаменяемости гаек ступиц с двухрядными подшипниками. Штатные гайки имеют фиксирующие пояски - либо самоконтрящие обжимные, либо мягкие, которые вдавливают в пазы цапфы. Резьбу М20х1,5 и шестигранник "на 30" имеют гайки ступиц передних колес "Москвича-2141" и всех колес "Самары" и "Оки". Гайка передней ступицы "Таврии" (резьба М18х1,5, шестигранник "на 27") абсолютно идентична гайке левой передней ступицы "Жигулей", хотя и несет другой номер по каталогу.D