108
109
СТРЕЛОЧНИКИСегодня просто трудно представить нашу жизнь без светофоров. С детства мы усвоили: "красный", "желтый", "зеленый" и как азбуку знаем их предназначение. Но вот дополнительные секции - те самые "стрелки", без которых невозможно ныне организовать городское движение, - вызывают порой вопросы. Попробуем на конкретных примерах рассмотреть порядок проезда перекрестков при работе светофора с дополнительной секцией. Отвечают на вопросы и комментируют ситуации специалисты НИЦ ГАИ МВД РФ. Начнем с вопросов общих. /. В каких случаях применяют дополнительную секцию? Согласно ГОСТ 32457-86 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения", светофоры с дополнительной секцией применяют "при необходимости раздельного пропуска транспортных потоков в определенных направлениях с одного подхода к перекрестку". Мудрено, но в общем - понятно: разделить движение автомобилей таким образом, чтобы на перекрестке свести до минимума "конфликтные точки" - пересечения траекторий движущихся транспортных средств и повысить пропускную способность перекрестков, что сегодня более чем актуально для больших городов. Сразу отметим основные правила проезда перекрестков, оборудованных светофором с дополнительной секцией. Первое (пункт 6.3 ПДД): "Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией". Второе: при движении в направлении стрелки, включенной одновременно с красным сигналом, пункт 13.5 ПДД обязывает водителей уступить дорогу ТС, которые едут с других направлений. Это правило касается и водителей трамваев. Кстати, "стрелка", разрешающая движение налево, разрешает и разворот. Разумеется, если это не запрещено соответствующим знаком. 108 ЗРЛМ 10/97 А УЕ 2. Что означает стрелка, направленная вертикально вверх? Она, в зависимости от цвета сигнала, разрешает или запрещает движение в прямом направлении. Учтите: перед тем как ехать на "зеленую стрелку", включенную вместе с "красным", вы должны пропустить автомобили, движущиеся с других направлений (см. ситуацию 5). ли. Для удобства зрительного восприятия ГОСТ предусматривает оборудование светофоров экранами белого цвета. Однако широкого применения они не нашли. Поэтому на "сложных" перекрестках обычно устанавливают дублирующие светофоры. временно занять крайнее положение на проезжей части. Что касается пешеходов, то в данной ситуации пункт 4.4 ПДД запрещает им переходить улицу. Они должны руководствоваться основными сигналами светофора, а для них горит "красный".• »А теперь рассмотрим конСитуация 2. Тот же перекресток, кретные ситуации. В какой постолько со стороны П нет "стрелледовательности разъезжаютки" и горит "зеленый". Одновре3. В пункте 6.4 ПДД сказано: ся ТС? В каких случаях и кто менно со стороны Л включена "Если на основной зеленый сигдолжен уступить пешеходам? "стрелка" направо (фото 4). нал нанесена... стрелка, то она (На приведенных ниже снимках НИЦ ГАИ. Это наиболее чаинформирует водителей о налиситуации показаны частично.) сто встречающаяся ситуация. чии дополнительной секции Пункт 13.5: водитель, поворачисветофора и указывает иные Ситуация 1 - Т-образный перевающий направо ("на стрелку"), разрешенные направления, чем кресток. Для простоты будем должен уступить дорогу ТС, двисигнал дополнительной секции". рассматривать пересечение жущимся со встречного направНадо ли понимать это так, что проезжих частей именно как буления налево. В этом случае не может быть светофоров с кву Т: основание (О), левое (Л) пункт 13.1 обязывает водителей дополнительными секциями ии правое (П) крыло. Итак, со пропустить пешеходов, перехо"чистым" основным сигналом? В всех сторон на светофорах годящих проезжую часть на разрепротивном случае водитель рит "красный", но со стороны П шающий сигнал светофора. должен догадываться о присути Л включены "стрелки": с Л наОт редакции. По сути один ствии "стрелки". А ночью дополправо, асП-налево (фото3). и тот же перекресток, а правинительную секцию вообще неНИЦ ГАИ. Пункт 13.3: перела проезда меняются на противозможно разглядеть. кресток, где очередность двивоположные! Как тут с ходу Да, если есть дополнительжения определяется сигналами разобраться? Особенно водиная секция, то на основной сигсветофора, считается регулирутелю, перед которым "стрелнал должна быть нанесена конемым. Следовательно, согласно ка". Приходится прибегать к турная стрелка (фото 1). Если пункту 13.4, водитель, повораосновному, ныне российскому, ее нет (фото 2), то это противочивающий налево, обязан уступравилу - "Дай Дорогу Дураречит ГОСТу. Исключение сопить дорогу ТС, движущимся со ку". Правда, остается надежда ставляют очень редко встречавстречного направления напрана так называемую взаимовежющиеся светофоры-повторитево. Об этом же говорит и пункт ливость. Во всяком случае, те, 8.9 ПДД: для авкому надо поворачивать напратомобиля, повораво, должны быть предельно чивающего налевнимательны и осторожны. во, ТС, движущиеНевзирая на нетерпение сзади ся со встречного стоящих (не их автомобили понаправления, явпадут в ДТП), при повороте ляются помехой следует посмотреть, начали ли справа. Напомним движение ТС со встречного наи пункт 8.5. Он правления прямо или нет. Это обязывает водиболее надежный способ, нежетелей перед поволи пытаться разглядеть на • ротом заблагопротивоположном светофоре, есть там дополнительная секна разрешающий сигнал светофора. Да, в такой ситуации не ция или ее нет. Ситуация 3. Вернемся к Т-обпозавидуешь участникам доразному перекрестку из первой рожного движения. От редакции. Спасибо за ситуации. На этот раз "зеленый" горит со стороны О. На П сочувствие! Позвольте переи Л есть "стрелки", но включенадресовать замечания контолько поворот налево со стокретному отделу ГАИ Москвы, в чьем ведении находится роны П (фото 5). НИЦ ГАИ. Разумеется этот перекресток. Раскроем (пункт 13.5), автомобили, двикарты, О - Окружной проезд, жущиеся со стороны О, имеют аПиЛ - это Измайловская преимущество. Те, кто собираулица. Хотелось бы, чтобы ется ехать на "стрелку", обязаНИЦ ГАИ организовал для соны уступить дорогу. Вместе с трудников отдела показательтем все автомобили должны ные проезды на их служебных пропустить пешеходов. На их и личных машинах по этому перекрестку. С разбором ДТП. защите стоит пункт 13.1 ПДД. Ситуация 4. Последняя на "мноСитуация 5. В завершение нагострадальном" перекрестке. Сошего обзора рассмотрим ситуастороны О - "зеленый", со сто­цию с вертикальной "стрелкой". роны П - "стрелка" налево, а со Итак: в прямом направлении стороны Л - направо (фото 6). включены красный и "стрелка", НИЦ ГАИ. Скажем так: дана для автомобилей, движущихся ная ситуация на грани допустипо примыкающей дороге слева, мой. Ее с трудом можно наустановлен знак 4.1.2 "Движезвать корректной: такое впение налево" и горит "зеленый" чатление, что организаторы (фото 7). НИЦ ГАИ. Согласно пункту движения на этом перекрестке старались создать водителям 13.5 ПДД, автомобили, движумаксимальные сложности. Пощиеся на "стрелку", должны пропустить тех, кто поворачипробуем в этом разобраться. Автомобили со стороны О вает налево на разрешающий имеют однозначное преимущесигнал светофора. Очевидно, ство - поэтому начинают двикогда сменится фаза работы жение первыми. Одновременсветофора, в прямом направлено может ехать направо и авнии будут гореть и "стрелка", и томобиль со стороны Л . Тот, "зеленый", а на примыкающей кто поворачивает налево, долулице включится "красный". Авжен уступить дорогу (тем, кто томобили, движущиеся на "Зеедет со стороны О, в соответленый", теперь имеют возможствии с пунктом 13.5, а со стоность повернуть налево. Такая роны Л - с пунктом 8.9 ПДД). организация движения обеспеПри этом все автомобили обячит максимально возможный заны пропустить пешеходов, проезд машин, движущихся в переходящих проезжую часть прямом направлении. От редакции. Вообще дорожное движение должно быть организовано таким образом, чтобы у водителей не возникало сомнений, на какой скорости, в каком ряду ив какой последовательности проехать данный участок дороги. Не говоря уже о том, что средства организации движения (светофоры, знаки, разметка) не должны вводить в заблуждение участников дорожного движения. К сожалению, до сих пор мы только стремимся к этому, а водители зачастую ломают голову: как проехать перекресток? Если горит "стрелка", то водитель должен быть уверен: его маневр безопасен, ему разрешено движение и никаких "точек соприкосновения" с другими автомобилями на перекрестке у него нет и быть не может. Вот тогда мы можем говорить о пропускной способности и многом другом, ради чего и ввели во всем мире светофорные "стрелки". P. S. Когда верстался этот номер, из ГАИ Москвы сообщили, что режим работы на Т-образном перекрестке, о котором здесь шла речь, изменен. Спасибо!ЗА РУЛЕМ 10/97 109