143
СвоимиСлламии вынимает из него один из последних отчетов о таких испытаниях: "Исследование соответствия качества товарных образцов масел производства АООТ "ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез", поступивших из торговой сети, заявленному уровню эксплуатационных свойств". Заглянуть бы внутрь - но без разрешения "ЛУКойла", заказавшего испытания, этого мы сделать не можем. (Позже "ЛУКойл" дал "добро", и мы готовим подробный рассказ в следующих номерах. - ред.) Так что производителям или официальным дистрибьюторам, заинтересованным в подобном контроле, мы всегда готовы помочь. - Занимаетесь ли вы испытаниями и сертификацией синтетических масел? В чем их преимущества и недостатки по сравнению с обычными минеральными маслами? - Основных преимуществ у "синтетики" два: более широкий диапазон температур эксплуатации и лучшая приспособленность к работе в высокотемпературных условиях на форсированных двигателях, например с меньшей склонностью к лакообразованию в зоне первого поршневого кольца. Недостатков давайте для ровного счета назовем тоже два. Самый главный - высокая химическая (в том числе коррозионная) активность базовых компонентов синтетических масел, которую производители "выправляют1' специальными присадками, и второй - вероятность несовместимости с минеральными маслами при смешивании, например доливке. - Если повышенная химическая активность скомпенсирована присадками, то покупателя она, наверное, заботить не должна? - Это не совсем так. Химическую активность масла проверяют на взаимодействие со сталью, цветными металлами и, наконец, с неметаллическими материалами (в том числе с резиной). Именно здесь могут начаться неприятности, ведь компонентный состав металлических и резинотехнических изделий на импортных автомобилях и на наших отличается. Известны случаи, когда дорогое синтетическое масло выводило из строя уплотнения на наших двигателях. И это отнюдь не оттого, что масло плохое, а оттого, что производитель ориентировался на импортные сорта резины (не лучшие или худшие, а просто другие). Все эти сюрпризы, конечно, проявятся не сразу, а через 20-30 тыс. км. Справедливости ради заметим: речь идет не о непригодности всех или большинства синтетических масел к нашим моторам, а лишь об изредка встречающихся случаях. Но все же, если вы решили купить импортную "синтетику" для автомобиля отечественного производства, то соблюдайте известную осторожность. Хорошо бы знать, прошло масло цикл испытаний на наших моторах или нет. Таких возможностей у покупателя, конечно, немного, но попросить у продавца сертификат можно всегда. Если в нем есть ссылки на рекомендации наших автозаводов - это хорошо. Сам по себе сертификат на импортное масло (без каких-либо проверок применительно к отечественной технике) гарантирует лишь соответствие масла некоему евростандарту. - По каким критериям следует выбирать импортные масла для наших двигателей? - Прежде всего по вязкости и уровню эксплуатационных свойств. В соответствии с классификацией SAE регламентируется низкотемпературная и высокотемпературная вязкость масла (независимо от того, синтетическое оно или минеральное). Так, в обозначении по SAE, например 5W50, чем меньше первая цифра (здесь - 5), тем лучше прокачиваемость масла при отрицательных температурах, то есть тем лучше его пусковые свойства зимой. Чем выше вторая цифра (здесь - 50), тем выше вязкость при температуре 100°С. Уровень эксплуатационных свойств масел оценивается по классификации API в зависимости от напряженности двигателя. Скажем, в категории S (карбюраторные двигатели) буква D обозначает пригодность масла для двигателей производства до 1968 года, Е - для слабофорсированных без наддува производства до 1988 года, F - для среднефорсированных двигателей без наддува до 1988 года, G - для высокофорсированных двигателей как без наддува, так ис наддувом до 1994 года, Н - то же для самых современных (с 1994 года) моторов; пример "SAE15W40APISF/CD". - Борис Семенович, какие еще советы могли бы вы дать нашим автомобилистам, собравшимся приобрести масло или какую-нибудь техническую жид ­ кость для автомобиля? - Старайтесь не делать подобных покупок в сомнительных торговых точках, ориентируйтесь, по возможности, на фирменные магазины. Не бойтесь показаться "странным", спросив сертификат, и всегда проверяйте этикетку: качество полиграфии, дату изготовления (на подделках она часто отсутствует), проверьте, надежна ли пробка на канистре. Одним словом, обращайте внимание на то, что считается мелочами, памятуя, что главная опасность - напороться на подделку. Для отечественных автомобилей предпочтительнее минеральные масла - меньше вероятность ошибиться (см. выше), да и вообще лить "синтетику" в потрепанные "Жигули " едва ли целесообразно. И еще один важный момент. Не следует думать, что если вы купили масло вдвое дороже, то менять его можно вдвое реже или, допустим, не менять фильтр, а если оно самое дорогое, то его вообще хватит на всю жизнь. Безрассудные эксперименты с различными добавками в масло, обещающими баснословную экономию топпива и резкое снижение трения в двигателе, тоже могут выйти боком. Уважайте свою машину, и она вам за это отплатит.ПРОШУ 11 ОБЪЯСНИТЬПри включении указателей поворота на "Самаре" не загорается ни один фонарь как по правому, так и по левому борту. При этом контрольная лампа горит, не мигая. Иногда после тряски на плохой дороге работа "мигалок" восстанавливается сама собой, а затем снова пропадает. Дважды менял реле поворотов и даже подрулевой переключатель, но безрезультатно. В чем дело?Во многих современных автомобилях питание указателей поворота поступает через нормально замкнутые контакты выключателя аварийной сигнализации, о чем порой не знают или забывают и механики автосервиса. Например, на "Самаре", "Москвиче-2141" и "Таврии-Люкс" это контакты, соединенные с выводами 2и5 выключателя 37.3710-05.03. Так сделано для того, чтобы обеспечить постоянную готовность к работе редко включаемой аварийной сигнализации. Например, если колодка сойдет со штекеров выключателя аварийной сигнализации, водитель сразу это обнаружит, поскольку перестанут работать указатели поворота. Устранив эту неисправность, он тем самым восстановит и работу аварийной сигнализации. Побочным эффектом такого решения является то, что со временем поводок постоянно прижатого контакта теряет упругость, электрическое соединение становится нестабильным и цепь указателей поворота периодически размыкается (особенно при тряске ив холодную погоду). Ремонт здесь прост. Снимаем с машины выключатель аварийной сигнализации и, отжав стенки его наружного кожуха, сдвигаем последний с корпуса выключателя. Затем подгибаем поводок подвижного контакта (показан на фото стрелкой), чтобы он лучше прижимался к неподвижному. Для надежности можно зачистить контакты мелкой шкуркой или надфилем. Теперь в течение нескольких десятков тысяч километров работа "мигалок" будет стабильна.ЗА РУЛЕМ 10/97 143