48
49
ЕмРЕПОРТАЖ ЗРНаверное, у каждого есть на земле место, куда хочется вернуться. Для меня одно из таких мест - маленький узбекский городок Асака, который не на любой карте и отыщешь. Напомним: здесь вот уже полтора года работает первый в Узбекистане автозавод "УзДэуавто" (см. ЗР, 1996, № 1,10). Кто-то неутомимо спорит о правильности попитической линии руководства Узбекистана. Кто-то сомневается в обоснованности экономических решений, принимаемых в среднеазиатской респубпике. Кто-то просто не верит в перспективы "отсталой хлопковой окраины" бывшего Союза. Но стоит однажды побывать здесь, в Асаке, оглядеться вокруг, поговорить с пюдьми - и скепсиса как не бывало. Нет, не потому, что все в Узбекистане выше всякой критики. А оттого, что здесь всегда есть хорошие новости. Со времени прошлого приезда прошен почти год - новости сыпались как из рога изобилия. Забор вокруг завода, кажется, стал более неприступным, а охрана сделалась намного строже (были на то основания, как нам намекнули). Чуть подроспи у здания дирекции елочки, все в радугах от поливальных фонтанчиков. Ольга Борисовна, главный экономист, научилась водить машину и теперь, как все руководители завода, сама ездит на "Нексии". Прежнего первого заместителя генерального директора - немолодого, мудрого корейца, строившего предприятие, - сменип новый - молодой, энергичный, живо всем интересующийся господин Пак. Выпустипи 50-тысячную машину: маленький, но юбилей. "УзДэуавто" перестал быть диковиной, чем-то инопланетным. Меньше стало эйфории, больше нормальной, повседневной работы. Похоже, лишь знаменитый на всю республику асакинский ппов из какого-то особенного, топько здесь растущего риса остапся неизменным. Например, выяснилось, что даже недавно попавшие в редакцию "Тико" и "Нексия"... уже устарели! Не успели мы написать об их достоинствах и недостатках, как первые успели приумножиться, а вторых убавилось. На "Тико" есть теперь центральный замок дверей, открывается изнутри крышка бензобака. Смущало в "малышке" отсутствие задних стеклоочистителей, крайне необходимых на грязных российских дорогах, - появились, долгожданные! Вызывали нарекания тормоза - они усовершенствованы. Бампер усилен дополнительной силовой балкой из стали, что, безусловно, сде48 ЗА РУЛЕМ 10/97лало автомобиль безопаснее. Ну как, впечатляет? Тогда - главное: отпускная цена на "Тико" снижена на 10%! Есть приятные перемены ив "Нексии". Теперь на нее ставят шины шириной не 155, а 175 мм, и с ними машина заметно похорошела, обретя пропорциональность. Плюс к этому меняется на более современную панель приборов, немного другим становится и внешний вид автомобипя (впрочем, это хоть ив недалеком, но пока в будущем - с начала следующего года). Снова надо подчеркнуть: нововведения не вызовут подорожания "Нексии". Сегодня любой россиянин может купить в автомагазине Узбекистана "Тико" от 5 268 долларов, а "Нексию" - от 9 026 долларов - и никакого растаможивания! "А цвета наши новые видели? - спросили на заводе. - Обязательно посмотрите, красивые". Целый набор новых "металликов" пополнил цветовую гамму узбекских "дэу": от благородного темно-лилового до сверхжизнерадостного "полинезия грин" (даже когда произносят это название, все упыбаются). "А вы видели? А вам нравится? А знаете?"... - эти фразы слышишь на "УзДэуавто" то и дело. Новостями готовы поделиться в дирекции, в цехе, на площадке товарной продукции. Но, конечно, лучше всего все знает сам генеральный - Шухрат Фаттахович Юсупов."Нексии" новых цветов выглядят нарядными.- А вы слышали о наших новых заводах? - сначала, как полагается, интересуется он. И, услышав, что только из кратких сообщений телеагентств, вздыхает: придется, значит, начинать рассказ издалека. -Давно у нас не были... За минувший год "УзДэуавто" пополнилось совместными с Кореей предприятиями по выпуску комппектующих. В Андижане теперь делают сиденья, детали отделки, бамперы. Кстати, смонтирована пиния окраски бамперов, так что с нового года узбекские "нексии" ничем не будут отличаться внешне от корейских, получив бамперы в цвет кузова. На новом заводе бамперы снабжают энергопоглощающим элементом - это сотовая конструкция, распределяющая энергию удара по всей ширине профиля. Заводы - с иголочки. Новая "безлюдная" технология, компактное оборудование - загляденье! Хотя теперь это привычно: современные автомобильные производства в Узбекистане. Попным ходом идет строительство завода глушителей и бензобаков. Вот-вот сдадут предприятие, выпускающее лаки и краски. Начали строить стекольный завод. Это все означает не только "мощную индустриальную поступь молодой республики", как сказали бы в 30-е годы. А вполне конкретно - удешевление производства автомобипей и, как следствие, возможное снижение цен.9л. ^в ДТП! Днем с огнем не найдешь, где недорого отремонтировать, с ног собьешься в Может, помните, в одном из репортапоисках нужной запчасти. Ладно, "Нексия" жей мы писали об отвратительном топливе, всего, что "между" металлом и краской. За- для нее подойдут некоторые детали от на котором ездят в Узбекистане, - в новекупили по лизингу оборудование и начина"Опеля". А "Тико"? С ней вообще неизвестхонькие "нексии" на "УзДэуавто" заливали ют производство стальных колес. Дилеры но как быть. Вот и нет ожидаемого большохотят часть с алюминиевыми? Уже идут пего спроса на недорогие и качественные, в реговоры о поставках легкосплавных дисобщем-то, автомобили. Если крупные гороков. На каждый вопрос ищут ответ, на кажда как-то решают вопрос с обспуживанием, дую претензию - решение. Согласитесь, то в небольших, где его нет, люди воздерживаются от покупки узбекских машин. это не может не вызвать симпатию. Хотя не все идет гладко. Есть ошибки, Сейчас, сказали в Узавтопроме, наверкоторые стоят узбекским автопроизводитестывают упущенное. Открыли несколько долям очень дорого, тормозя продвижение черних предприятий в России: в Москве, машин на рынок. Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Первая - рекламная политика. То ли руТюмени, Новосибирске, Череповце. Сеть авки не дошли, то ли решили, что автомобили и торизованных станций гарантийного и послетак купят, но никакой информации о своей гарантийного обслуживания узбекских мапродукции "УзДэуавто" не распространяло. шин будет создаваться и расширяться. Для Дилеры же зачастую не были заинтересоваэтого в российской столице создается центр ны афишировать узбекское происхождение обучения и поддержки тех, кто хочет органи"нексии" и "тико" - это позвопяло держать зовать в России свой автосервис "УзДэу". более высокую цену. Или сделать хитрый Словом, жизнь юного узбекского автоход, объявив, что цены на "Нексию" снижепрома кипит. По Ташкенту, кажется, "дэу" езны. Оттого кое-где стали появляться слухи, дит уже бопьше, чем "жигулей". В здании что узбекские машины хуже, что на "УзДэуУзавтопрома толпятся бесконечные делегаавто" экономят краску (поэтому ставят черции, просто ходоки, слышится разноязычнкая Внешний вид выпускаемого в Асаке микроавтобуса ные бамперы) и еще много чего "удешевипи". речь. И каждый в республике может что-ни"Дамас" стал другим: вместо круглых, "лупоглазых" будь рассказать о заводе, добавив немного фар в дешевом пластмассовом обрамлении - более Разговоры возникали самые нелепые. солидные, современные. Еще один серьезный просчет сильно от себя. Но что говорят уверенно и все - уже повредил имиджу автомобилей "УзДэуавто" через пару пет предприятие обновит свой 72-й бензин? Так вот, больше этого не бу- - отсутствие сети сервисных станций и мамодельный ряд. Этому веришь. Ведь к хородет. В Бухарской области вступил в строй газинов запчастей. Расценки на автосервишим новостям привыкаешь быстро. опять-таки сверхсовременный совместный сах - как на "настоящие" иномарки. Не дай Елена ВАРШАВСКАЯ нефтеперерабатывающий завод. И это норБог, что-то выйдет из строя или пострадает Узбекистан - Москва мально, закономерно. Ведь суть поступательного движения не в том, чтобы сразу сделать гигантский прыжок, причем совершенно безошибочно. А в том, чтобы шаг за шагом, выбирая оптимальный путь, непрерывно двигаться вперед. Опасаются российские потребители, что покрытие кузова не выдержит соленую зиму? Приняли решение об антикоррозионной обработке кузова, подписали договор со швейцарской компанией, она будет поставлять грунтовку, материапы для фосфатирования, силинга Ждут своего часа на площадке готовой продукции узбекские "кореянки".Конечно, от Кореи до Узбекистана - не ближний свет. Помните пословицу о телушке, которая за морем - полушка? Вполне естественно желание сэкономить на перевозе. Причем не топько путем организации на месте производства абсопютно всех комплектующих. Зачем - разумнее кооперироваться с теми, кто их уже делает, и хорошего качества! Амортизаторы, скорее всего, будут из Румынии, с нового завода "Крупп", аккумуляторы, возможно, оттуда же. Идут переговоры с фирмой "Бош", ее совместными предприятиями в России. "УзДэуавто" думает покупать у них свечи зажигания, компоненты впрыска, тормозной системы. Италия готова поставлять стеклоочистители, стеклоподъемники, приводы к ним... Устали от перечислений? Тогда остановимся, надо же отложить что-то на потом.Линия контроля - развал-схождение, тормоза, свет фар и прочее - сплошь компьютеризована.*