80
81
9nPEPBAHBblfl«IHrliVnЛев Еремеев, рисовавший знаменитые ЗИМ и «Волгу» ГАЗ-21. Низкая посадка водителя и пассажиров требовала радикального увеличения колесной базы. Были серьезные замечания и по другим узлам и системам автомобиля. Образцы второй серии имели уже увеличенную по сравнению с ГАЗ-13 колесную базу и колею - на 200 и 50 мм соответственно. Высоту капота ограничили одним метром. Это благоприятно сказалось»Двадцать лет назад в ПАМСе (Производство автомобилей малых серий) ГАЗа кипела работа - срочно собиралась первая партия новых автомобилей большого класса ГАЗ-14. «Чайка» второго поколения должна была, в соответствии с тогдашними традициями, стать «подарком» горьковских автомобилестроителей к 60-й годовщине Октября. О ее судьбе рассказывает заместитель главного конструктора ОАО «ГАЗ» Владимир НОСАКОВ, в те годы - ведущий конструктор ГАЗ-14. В действительности, автомобиль с порядковым номером «1» (единственный, выкрашенный в темно-вишневый цвет) почти годом раньше - в декабре 1976-го - уже был подарен на 70-летний юбилей большого автолюбителя Леонида Ильича Брежнева. Увы, «Чайка», рожденная к юбилею одного «коммуниста № 1 планеты», прожила весьма недолгую для машин такого класса жизнь. Попав в кампанию борьбы с привилегиями под горячую руку другого «коммуниста № 1» - Михаила Сергеевича Горбачева, она была «показательно» уничтожена. Машину не просто сняли с производства - была разрушена вся технологическая оснастка. Каждый автомобиль несет в себе черты своей эпохи. В середине 60-х стала очевидной необходимость замены «Чайки» ГАЗ-13. Ее помпезная внешность отлично смотрелась на фоне шпилей знаменитых московских «высоток» и прочих «излишеств» сталинского «барокко», но никак не вписывалась в улицы с блочными пятиэтажками или стеклянно-бетонными параллелепипедами Калининского проспекта. Когда это поняли в «высоких кругах», в Горький полетела соответствующая команда. На ГАЗе конструкторы в свое время вывели некую «классическую» схему, согласно которой неизбежно изготовление трех серий опытных образцов: первая - чтобы узнать, как не надо делать; вторая - чтобы узнать, как надо делать; третья - чтобы сделать как надо. Новая «Чайка» прошла все эти стадии по полной программе. В первой серии (1967 год) мы выяснили, что не удастся соединить кузов новой формы с шасси старой компоновки: при низкой крыше высокий капот, накрывающий двигатель, установленный по-старому, нарушал главные пропорции автомобиля. А ведь над дизайном работал поначалуна внешнем облике автомобиля, улучшив его пропорции. Но вот двигателю и его системам под низким капотом пришлось серьезно потесниться. Новый внешний вид рисовал уже Станислав Волков, тогда молодой выпускник художественно-промышленного училища им. Мухиной. Предложенный им и принятый вариант едва ли не в самом начале карьеры придал дизайнеру уверенности в своих силах. С каким энтузиазмом лепил он интерьер «Чайки»! Позже он был автором и руководителем дизайн-проектов новых грузовиков среднего кпасса и «Газели». Именно на долю второй серии выпали дорожные и стендовые испытания. Тогда еще не было ни расчета прочности кузова методом конечных элементов, ни компью-80ЗА РУЛЕМ 10/97 ЗАГЛЯНЕМ В СВЯТЦЫтерных симуляторов испытаний. Зато новенькие дороги Дмитровского полигона наши «чайки» преодолели без замечаний. Куда более тяжелыми оказались скоростные заезды по горным серпантинам Крыма и Кавказа: досталось всем - и двигателю, и трансмиссии, и тормозам, и подвеске, и колесам. Правда, режимы движения были не совсем штатными. Например, при скоростных спусках с перевала Ай-Петри в Крыму шины на поворотах подворачивались так, что стирались об асфальт белые полоски на боковинах. Приключения на маршруте мы назвали «Крым-Кавказ и КЭО ГАЗ» (КЭО - конструкторско-экспериментальный отдел). Дома пришлось серьезно поработать, но через год мы повторили маршрут без всяких проблем. Это были уже приемочные испытания, по результатам которых государственная комиссия рекомендовала ГАЗ-14 к постановке на производство. В конечном итоге последний - восьмой - опытный образец отличался от первого больше, чем тот - от старой модели. Новая «Чайка» являлась автомобилем большого класса не только в соответствии с типажом, но и по существу. Не используя каких-то сверхоригинальных узлов, а просто путем удачного сочетания известных, мы получили солидный автомобиль с внушительным внешним видом, но не такой громоздкий и тяжелый, как аналогичныелимузины вроде «Линкольна», «Кадиллака» или отечественного ЗИЛа. ГАЗ-14 были присущи и легкость, и динамичность: разгона до 100 км/ч за 15 си скорости 175 км/ч для семиместного автомобиля было тогда вполне достаточно. При этом новая «Чайка» была очень комфортабельной. Мягкая подвеска и огромные шины сглаживали даже крупные дорожные неровности, а большая колесная база длинного автомобиля с просторным кузовом, покоящимся на мощной раме, делала езду очень плавной и бесшумной, превращая поездку в особое удовольствие: автомобиль как бы плыл над дорогой, не ощущая ее, и лишь плавно покачивался при движении на высокой скорости. Представительский лимузин стал полигоном для внедрения новых конструкций, материалов и технологий. На «Чайке» первой из легковых машин ГАЗа появились передние дисковые тормоза. Получили прописку на массовых моделях фароочистители струйного типа, гнутые (цилиндрические) боковые стекла, энергопоглощающая обивка кузова из пенополиуретана. А вот бесшкворневая передняя подвеска, гидромеханическая трансмиссия так и остались уделом мелких серий. По тем временам машина была весьма насыщена электрической и электронной аппаратурой (одних электродвигателей -Техническая характеристика автомобиля «Чайка» ГАЗ-14Двигатель - бензиновый V-образный. с двумя карбюраторами К-114; число цилиндров, клапанов, рабочий обьем - 8-16-5526 см 3 : мощность - 220 л. с. при 4200 об/мин: максимальный крутящий момент - 46 кгс м при 2500 об/мин; трансмиссия - гидромеханическая; подвеска: передняя - независимая. задняя - зависимая, база - 3450 мм: габарит (длина, ширина, высота) - 6114x2020x1525 мм; снаряженная масса - 2590 кг; максимальная скорость - 175 км/ч; разгон с места до 100 км/ч - 15 с; расход топлива - 16 л/100 км.от стартера до магнитолы - насчитывалось 17). Салон обогревался тремя отопителями, включенными в систему охлаждения двигателя. Следует отметить отсутствие выступающих порогов и высокие дверные проемы, облегчающие вход и выход. Все автомобили красили только в черный цвет, а вот у обивки салона было два варианта - бежевый и серо-зеленый. Существовал и вариант «кабриолет» (он имел индекс ГАЗ-14-05). Один хранится в музее ГАЗа. Делали его исключительно для военных - на таких «чайках» принимали парады в округах. Как и аналогичный ЗИЛ, принимающий главный парад на Красной площади, эти машины красили в серый цвет. Всего было выпущено 1120 «чаек» второго поколения. Последняя покинула заводские ворота 24 декабря 1988 года. В 1989 году вся технологическая оснастка была уничтожена. Представительские автомобили класс довольно консервативный, мало подверженный капризам моды. Не исключено, что заложенные в «Чайке» дизайнерские решения после некоторой модернизации вполне позволили бы ей держаться на рынке и сегодня. По крайней мере, спрос на машину существует до сих пор. Год назад даже собирался техсовет ОАО «ГАЗ», где обсуждалась возможность «реанимации» ее производства. Увы, автомобиль, даже самый хороший, - не храм Христа Спасителя, чтобы возрождать его любой ценой. Хотя «Чайку» с полным основанием можно считать «жертвой политических репрессий».ЗА РУЛЕМ 10,9781