94
95
96
штшшШШтшшшШтБЫЛОЕН!УКД ЧУДАКОВАИмя Евгения Алексеевича Чудакова. несомненно, знает большинство читателей: с ним неразрывно связано развитие науки об автомобиле в нашей стране. Автору публикуемых заметок - профессору, заслуженному деятелю науки Российской Федерации Вячеславу Александровичу ПЕТРОВУ посчастливилось знать этого замечательного человека, работать с ним. Подчеркну главное в научной деятельности Чудакова: он стал основоположником теории автомобиля как научной и учебной дисциплины. Именно он очертил границы теории автомобиля как самостоятельной науки, ввел понятие эксплуатационных качеств автомобиля и выделил среди них следующие: тяговая динамика, управляемость, устойчивость, плавность движения, проходимость и топливная экономичность. Примечательно, что сформулированные Чудаковым направления, принципы снижения расхода топлива используются и сегодня - естественно, с опорой на современные технические средства. ПРИШЕЛ СТУДЕНТ К АКАДЕМИКУ В 1946 году студентом МАМИ я проходил преддипломную практику на ЗИЛе (тогда ЗИСе) под руководством талантливого инженера В. Ф. Родионова, впоследствии главного конструктора по легковым автомобилям, доктора наук, который до этого был в Америке и собрал там материал по автоматическим ступенчатым коробкам передач. С помощью Василия Федоровича я спроектировал автоматическую коробку передач, управляемую электромагнитными муфтами, которую на кафедре решили показать академику Чудакову - вот, мол, какие у нас дипломные проекты. Евгений Алексеевич в те годы руководил Автомобильной лабораторией ИМАШа и одновременно заведовал кафедрой "Автомобили" МАМИ. Приемная Чудакова всегда была полна народа. Среди других я увидел там молодого красивого генерала. Как узнал позднее, это был Георгий Владимирович Зимелев - уже известный ученый, начальник кафедры "Автомобили" Бронетанковой академии. Тут кто-то вышел из кабинета, и секретарь Чудакова, Анна Самойловна, глянув в записную книжку и на часы, пригласила пройти к Евгению Алексеевичу. Естественно, я очень удивился, что меня пропускают раньше генерала. Но таков был Чудаков - пунктуальный, исключительно внимательный к личности и достоинству человека, кем бы тот ни был. Я вошел и остановился в растерянности, впервые увидев живого академика. .Евгений Алексеевич не без труда встал изОсновные вехи научной биографии Чудакова. В 1918 г. основана Научная автомобильная лаборатория (НАЛ), заведовал которой H. Р. Брилинг (1896-1961), а его заместителем стал 28-летний Чудаков. В 1921-м на базе НАЛ организован Научный автомоторный институт. Его первым директором стал Брилинг, а заместителем по научной работе - Чудаков. Позднее этот институт разделился на три самостоятельных: авиационных моторов (ЦИАМ), автотракторный (НАТИ) и автомоторный (НАМИ). В 1936 г. по предложению Чудакова в Академии наук СССР организовали комиссию машиностроения, на базе которой в 1938-м создан Институт машиноведения АН СССР (ИМАШ). Чудакова назначили его директором. В 1939 г. он был избран действительным членом АН СССР, а вскоре - ее вице-президентом. В 1918 г. Чудаков начал читать лекции в МВТУ им. Н. Э. Баумана, где в дальнейшем заведовал кафедрой "Колесные машины". В 1923 г. организовал автомобильную кафедру в Московском автотракторном институте им. Ломоносова (впоследствии Московский автомеханический институт - МАМИ); в нем Чудаков до конца своей жизни заведовал кафедрой "Автомобили". С момента организации в 1932 г. военной академии механизации и моторизации Красной Армии Евгений Алексеевич в течение десяти лет возглавлял там кафедру "Бронеавтомобили".человека". Я показал соответствующий график; Чудаков задумался, затем с ходу очень квалифицированно раскритиковал действия автоматической системы. О ее недостатках я, признаюсь, не подозревал и лишь заметил, что сделал все это на осноза стола, подошел ко мне, взял под руку и вании американских данных. Прощаясь, усадил рядом. Бегло взглянув на общий Чудаков сказал: "Для успешного внедрения вид коробки передач, он сказал: "Опытные автоматических коробок необходимо разконструктора, очевидно, могут сделать и работать такие действия автоматики, при лучше. Важно другое: в какие моменты ив которых она не уступает водителю". Тезависимости от каких параметров автомаперь сказали бы: "Разработать алгоритм тическая коробка переключает передачи, автоматического переключения передач". Таким образом, Чудаков сформулирото есть насколько она способна заменить1 . П 1"!94ЗА РУЛЕМ 1V97 •••*вал актуальную научную задачу, сделав то, чего обычно не хватает начинающему ученому для приложения своих сил. По распределению я попал в НАМИ, где занимался кандидатской диссертацией своего начальника: спроектировал гидромуфту и проводил ее всесторонние испытания на стенде и на автомобиле, а вечерами думал над поставленной Евгением Алексеевичем задачей. Я ее решил и опубликовал две статьи, которые удалось показать Чудакову. Евгений Алексеевич перелистал страницы журналов и сказал, что возьмет их на воскресенье домой, чтобы внимательно прочесть. Как и случай с генералом, сейчас это понять не просто. Но Евгений Алексеевич привык все делать обстоятельно, добротно, а если что изучал, то глубоко и досконально. При следующей, очень короткой встрече Чудаков ничего не сказал о статьях: очевидно, он был полностью согласен с нерами и учеными, направляя их в дереввыводами, а мне сразу предложил постуню председателями колхозов и директорапить к нему в аспирантуру. ми МТС. Как пахать и сеять, эти горожане не знали, ничего не смыслили в зерноубоАВТОМОБИЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ рочных комбайнах, но обладали одним Я успешно сдал экзамены в аспирантуважным качеством - они были неспособны ру, но только в 1950 году наступил счастпропить оставшееся в селе народное добливый день, когда я, уволившись из НАМИ, ро. Так добросовестный и законопослушпоявился во владениях академика Чудаконый Рубанович, боявшийся потерять партва - Автомобильной лаборатории ИМАШа. билет, очутился в деревне, где честно проВ одном из боксов молодой инженер работал два года. Витольд Иосифович Бернацкий скоростной Одна из комнат в том же здании прикиносъемкой через кварцевые стекла фикнадлежала созданной Чудаковым Особой сировал процесс сгорания в эксперименавтомобильной лаборатории при НАМИ тальном двигателе с квадратными поршня(ОАЛ). Ее сотрудники намечали основные ми. Поскольку успех исследований опреденаправления развития конструкций отечеляют люди, нелишне сказать несколько ственных автомобилей. Руководил ОАЛ слов о Бернацком. На автомобиле одного вместе с Чудаковым Олег Васильевич Дыиз наших сотрудников застучал двигатель. бов, который впоследствии предложил неКак всегда, собрались специалисты, вымало ценных изменений в конструкцию авсказывали различные соображения. Подотомобиля ФИАТ-124 перед его постановшел Витольд, послушал и, не задумываясь, кой на производство под маркой ВАЗ-2101. сказал: "Ослабли болты бензонасоса". Их В Автомобильной лаборатории было подтянули - стук прекратился. Образцом много талантливых молодых людей. Возизящества и технического совершенства раст старшего среди автомобилистов Дмибыл созданный им своими руками для шестрия Петровича Великанова, которого за тилетнего сына маленький мотоцикл с бен- глаза называли "дядя Дима", ненамного зиновым двигателем. Сейчас на этом мотопревышал сорок лет. Великанов занимался цикле катается внук. вопросами эксплуатации автомобилей и их В другом боксе Владимир Иванович технического обслуживания. Лишенные Кнороз, великолепный экспериментатор математического описания, они мало инте(впоследствии доктор наук), также с поморесовали Чудакова. "Дядя Дима" давно щью киносъемки исследовал процессы, знал Евгения Алексеевича, а в качестве происходящие в пятне контакта при качепредседателя государственных комиссий нии заторможенного колеса по закаленновесьма успешно проводил ходовые испытаму стеклу. К этому времени Чудаков опубния (обычно в Крыму) опытных образцов ликовал уже две монографии, посвященавтомобилей перед их постановкой на проные теории качения колеса, и продолжал изводство. Дмитрию Петровичу, на мой накапливать экспериментальный материал. взгляд, не хватало теоретических знаний, Одним из наиболее опытных специалиТем не менее после смерти Чудакова он, стов был кандидат наук Иосиф Маркович будучи кандидатом наук, не только защиРубанович. Небезынтересно сложилась тил докторскую диссертацию, но и стал тоего судьба. гда первым автомобилистом - членом-корПартия и правительство решили укререспондентом АН СССР. плять сельское хозяйство опытными инжеВ ипостаси членкора надо было решать крупную проблему, и она нашлась. ГОСТ ограничивал нагрузку на ось автомобиля, предназначенного для всех дорог, шестью тоннами. Чтобы поднять производительность автомобилей, конструкторы заводов настаивали на увеличении нагрузки, а сэкономленные деньги предлагали направить на строительство дорог. Великанов же вел с конструкторами упорную и многолетнюю (дошел до А. Н. Косыгина) борьбу, утверждая, что такие автомобили разрушат наши дороги. Поскольку не делалось глубоких технических и экономических проработок, спор был подобен тому, "что раньше появилось - яйцо или курица". ЗИЛу удалось получить разрешение на увеличение осевой нагрузки до восьми тонн и тем самым повысить грузоподъемность автомобилей с четырех до шести тонн. КамАЗ проектировался на осевую нагрузку шесть тонн и получился дорогим трехосным. Я отвлекся, но трудно пройти мимо нашей истории. Среди сотрудников Лаборатории царила очень доброжелательная, почти домашняя обстановка. Неудивительно - все люди были на редкость интеллигентными. К праздникам готовились с любовью и выдумкой. Однажды придумали аттракцион - на двери одной из комнат было написано: "Первый экипаж человека", на другой - "Путешествие вокруг света". В первой комнате стояла детская коляска, а во второй - сопровождающий каждого входящего в темноте водил за руку вокруг горящей свечи. Все это организовал Игорь Сергеевич Лунев, будущий заместитель директора НАМИ по науке. Когда из райкома пришло распоряжение отправить в колхоз на уборку картошки двух человек сроком на месяц, мы посовещались и сказали: "У нас нет "рыжих", если поедем, то всей лабораторией на несколько дней". Более сплоченного коллектива мне не приходилось встречать.ЗА РУЛЕМ 119795 вы были Ньютон, Эйнштейн, Эдисон и другие - сами выдвигали идеи и их разрабатывали. Вторые, имевшие доступ к распределению средств и оборудования, осуществляли общее руководство и лишь наблюдали за тем, как работают другие, венчая своими фамилиями их труды. Так стали академиками многие директора академических НИИ. Чудаков относился к первому типу. Он работал сам, причем только с 1947 по 1952 год написал около ста работ, в том числе 16 книг общим объемом 3800 страниц (237 печатных листов) - титанический труд! Писал Чудаков не беллетристику, а излагал результаты научных разработок. Сами разработки требовали экспериментов по составленным академиком программам, расчетов по выведенным им формулам (тогда считали на логарифмической линейке!), построения по точкам многочисленных кривых и т. д. Эту вспомогательную работу В 40-е годы Е. Чудаков (на переднем плавыполняли сотрудники лаборатории. Никто не) возглавлял Научно-технический совет из них не вел собственных исследований и Мииавтопрома СССР. Государственными испытаниями "Победы" руководил его научных разработок. Автомобильная лабоученик Д. Великанов (крайний справа). ратория выпускала свои научные труды. Единственным их автором (13 выпусков) Как-то Чудаков вошел в одну из комбыл Чудаков. Но после его смерти многие нат и увидел сидящего на столе сотруднииз помощников (И. С. Лунев, Ю. Г. Стефака. Возмущению и негодованию академика нович, Г. А. Гаспарянц, В. И. Бернацкий и не было границ - чуть не дошло до увольдругие), выполнив собственные научные нения. Но порой возникали ситуации отисследования, вскоре защитили кандидатнюдь не безобидные. Одна из сотрудниц, ские диссертации. Работоспособность Евгения Алексееотдавая дань времени, в "патриотическом порыве" стала собирать на всех компромевича была потрясающей: казалось, он нитирующий материал: кто на сколько опокогда не отдыхал. При отъезде на дачу под здал на работу, кто сколько болтал по тевоскресенье водитель Чудакова Н. А, Жулефону и т. д. Все это она записывала в ков с кем-нибудь из механиков вносил в тетрадку, которую случайно оставила у теслужебный ЗИС-110 академика большой лефона в приемной Чудакова. Мы не знали сундук с книгами, отчетами и другими макак поступить. Неожиданно для всех Евгетериалами для продолжения работы. ний Кирыч Кореи предложил передать тетЗа все годы существования Автоморадь академику. Поняв в чем дело, Чудабильной лаборатории я оказался единстков не стал ее читать: "Такие люди нам не венным аспирантом Евгения Алексеевича нужны - уволить!". Только обильные слепо автомобильной тематике, который рабозы, упоминание о маленьких детях и наше тал не на "хозяина", а на самого себя. Спузаступничество позволили сохранить рабостя два года после поступления в аспиранту несчастной женщине. туру представил академику переплетенную Здесь нельзя не сказать о самом Кор- диссертацию. Вот тут-то и началась моя си. Он был крупнейшим специалистом в обучеба. Чудаков вернул диссертацию, всю исласти теории и конструкции двигателей внутреннего сгорания, не имея ученых степисанную замечаниями с обратной сторопеней и званий. Он не страдал тщеславины листа: принципиальными - как было бы ем: степени ему в принципе были не нужлучше поставить эксперимент и подойти к ны, а приличные деньги зарабатывал инарешению той или иной задачи; относящиче, проектируя по договорам, в свободное мися к форме изложения - о чем следоваот основной работы время, уникальные ло бы сказать в начале, о чем позже и числюстры - для станций метро, театров, конто стилистическими. Он также отметил, цертных залов. Подобных специалистов в что мне удалось, а что не очень. Писал Чустране было немного - требовались талант даков только что появившейся шариковой ручкой, мелким почерком, больной, лежа в архитектора и глубокие знания. постели. На защите Чудакова не было. ВозможЧТО ТАКОЕ "ШКОЛА ЧУДАКОВА" Наверное, это прозвучит неожиданно: но, потому, что его присутствие могло бы на мой взгляд, у Чудакова не было научной помешать другим критиковать мою работу. Однажды Чудакову позвонил его сташколы в общепринятом понимании слова. Есть две категории ученых. Первые - такорый товарищ еще по Императорскому Московскому техническому училищу (позже МВТУ) Александр Александрович Микулин - известный конструктор авиационных двигателей, любимец Сталина, академик, генерал, Герой социалистического труда, и сказал: "Вот ты, Евгений Алексеевич, все копаешься и копаешься, улучшая экономичность, а у меня "Победа" на сто километров расходует два литра. Приезжай, посмотри". Чудаков сослался на занятость и сказал, что пришлет своего специалиста. Направляя меня на завод к Микулину, он предупредил: "Не поддавайтесь авторитету генеральских погон!" Александр Александрович рассчитывал встретить более солидного человека, однако принял меня вполне любезно и попросил своего инженера показать автомобиль. В двигателе я не обнаружил ничего нового, проехал на автомобиле по заводскому двору и все понял. На следующий день я докладывал Чудакову: "Микулин установил на "Победу" главную передачу с очень низким передаточным числом. Так можно значительно сократить расход топлива, но не до двух литров на 100 километров. Ездить на таком автомобиле нельзя". "Другого я от него и не ожидал", - заметил Евгений Алексеевич. * .-# * Евгения Алексеевича Чудакова не стало 19 сентября 1953 года. Горжусь тем, что Чудаков определил направление моей научной деятельности, многому научил и, уходя из жизни, наметил дальнейшую работу на несколько лет вперед. Поскольку рядом с Чудаковым не было крупного ученого - доктора наук, с его кончиной перестала существовать Автомобильная лаборатория. Больше того - по моему мнению, перестала гармонично, как единое целое, развиваться отечественная автомобильная наука.Так теорию поверяли практикой: испытания | "Победы" на проходимость.96ЗА РУЛЕМ 11/97