паНЕ СЛУЧИЛОСЬНесмотря на "большую разъяснительную работу", в том числе и нашего журнала, продолжают ходить истории, как кто-то где-то поставил под капот что-то ну очень электронное - и автомобиль стал просто неузнаваем: разгоняется быстрее, возросла максимальная скорость, уменьшился расход топлива и тому подобное. "Зарулевцы" не склонны верить таким рассказам, но почему бы не проверить лишний раз? И когда нам предложили поставить на редакционный автомобиль безынерционную электронную систему зажигания БЗМ-1 - не раздумывая, согласились. Новая система зажигания представляет собой электронный блок, размером с обычный телефонный аппарат, который монтируется непосредственно в моторном отсеке. Кроме того, взамен штатного датчика момента искрообразования устанавливается датчик углового положения распредвала и исключается из работы коммутатор. Стоимость БЗМ-1 - 1 млн. 400 тыс. рублей плюс 100 тыс. за установку, которая занимает пару часов. Сопроводительные бумаги сулят улучшение разгонных характеристик на 20%, топливной экономичности на 12 - 15%, а еще - гарантированный пуск при низких температурах, высокую стабильность работы двигателя и, опять-таки, гарантированное снижение вредных выбросов до нормируемых (?) величин. Эти преимущества обеспечивает умная электроника, которая оптимизирует момент зажигания не только по скорости вращения, но и по угловому ускорению, и даже по изменению этого ускорения! Все обещания подкреплены актами испытаний в Центральном НИИ топливной аппаратуры и на Заволжском моторном заводе. Новую систему смонтировали на "Оку" ВАЗ1111 - заслуженный "штык" редакционного автопарка. Вот что рассказал ее "хозяин".опять.'АКТЕРИСТИКИ ВАЗ-1111 "OKA" СО ШТАТНОЙ И БЕЗЫНЕРЦИОННОЙ СИСТЕМАМИ Система Штатная БЗМ-1Параметр Время разгона, с 0-100 км/ч 60-90 км'ч Максимальная скорость, км/ч Расход топлива, л/100 км при 60 км/ч при 90 км/ч 3.33 4.01 3.73+0.4 (+12.0%) 4,35 +0.3 (+7,5%) 24.0 16,4 126.5 23,8 16.9 128.5 -0,2 (-0,8%) +0.5 (+3,0%) +2 (+1.6%)один из дней я провел объективные замеры. В этом мне помогали расходомер с ценой деления 0,5 см 3 , секундомер и штатный спидометр. В оправдание последнего скажу, что он хоть и неточен, зато более-менее постоянен в своих преувеличениях, независимо от системы зажигания. Замеры проводились на ровном пятикилометровом участке шоссе при многократных заездах в разные стороны. Сначала была обкатана безыПервую пробную поездку я совершил с нерционная система зажигания, потом, поспредставителем фирмы, устанавливавшей ле получасового перекура и "рокировки" сисистему. Пытливо глядя в глаза, он все спрастем - штатная. шивал, чувствую ли, насколько резвее стала В каждом случае максимальная скомашина. Порадовать его я ничем не мог, рость замерялась дважды, а время разгона с хоть ты тресни. А он принялся рассказывать, места до 100 км/ч - четырежды. Разгоны от как некий гонщик на спортивной "восьмерке" 60 до 90 км/ч не так напрягали скудные ло- только благодаря новой системе зажигашадиные силы "Оки" - их сделал по полтора ния! - выиграл две (!) секунды в разгоне до десятка. Расход же бензина замерял и вовсе сотни. Слушаю и расстраиваюсь: какой же раз по двадцать на каждом режиме. из меня испытатель, если не могу заметить Что же получил в итоге? По динамичедвадцатипроцентного прироста мощности? ским характеристикам явно выраженных изНевразумительно промычал в ответ: "Ну, коменений нет: то чуть лучше, то чуть хуже. нечно... Эффект, вроде, есть. В общем, поезПричем о двадцати процентах и речи нет дим - увидим", - и отбыл восвояси. максимум три, да и те в "минусе". Строго гоПроездив неделю с новой системой и воря, разница в результатах - в пределах стараясь оценить разгонные характеристики, погрешности измерений и говорит только о временами ловил себя на мысли: да, вроде том, что секундомером и спидометром она бы еду шустрее. А может, нет... Но вот уменьточно "не ловится". А вот расходомер покашения аппетита "Оки"я точно не почувствозал картину достаточно ясную - ухудшение вал: как заправлял по двадцать литров кажтопливной экономичности на 12% и 7,5% на дые 310-330 км, так и сейчас заправляю. Хоскоростях 60 км/ч и 90 км/ч соответственно. тя цифры эти не строгие: и режимы бывают Для проверки "гарантированного снижеразные, и недоливы случаются, и спидометр ния токсичности до нормируемых величин" подвирает. Один раз ради эксперимента закарбюратор сознательно разрегулировали. правился "76-м". Двигатель вполне прогнозиГазоанализатор показал 3,0% СО со штатруемо задетонировал. Перевел специальный ной системой зажигания. Переход на безытрехпозиционный переключатель в нужное нерционную систему позволил снизить эту положение - детонация уменьшилась, хотя не величину до 2,8%, так что, в принципе, эфисчезла. Во всяком случае, до следующей фект есть, хотя до нормируемых полутора АЗС доехать можно без опасений. процентов еще далеко. Да и какой электроКроме того, проявился интересный эфнике под силу исправлять огрехи в регулифект: когда едешь на "ровном газу", с посторовке карбюратора. Что осталось "за кадром" - уверенный янной скоростью, машина едва заметно позимний пуск? Это похоже на правду, но точдергивается. Чтобы расставить все точки над "i", в но ответить можно будет только зимой. А как вам такой, не мной придуманный пассаж: "надежность системы обратно пропорциональна ее сложности"? Электронный А ведь новые электронные "мозги" отблок и датчик нюдь не проще старых. углового поЧто же касается субъективных ложения распредвала. ощущений, мне вспоминается рассказ одного моего приятеля. Еще лет двадцать назад он "покупал" своих знакомых - давая им прокатиться на своей, совершенно стандартной "шестерке", говорил, будто на ней сверхмощное электронное зажигание. И друзья, цокая языками, совершенно искренне отмечали "улучшение" динамических показателей. Велико же было их удивление, когда, открыв капот, они обнаруживали самый обычный трамблер... Юрий НЕЧЕТОВ Фото Сергея Иванова ЗА РУЛЕМ 11/97 77