97
98
99
ПУТЕШЕСТВИ1 ____________Оружие оставьте дома. Минское шоссе на всем протяжении широко и свободно - сбрасывать скорость приходится лишь в населенных пунктах. После Смоленска залил бак доверху - о том, что до Минска заправок не будет, я знал заранее. На границе с Белоруссией один за другим несколько КПП, где с водителей берут деньги, в каждом месте за чтото свое. Российских сборщиков моя Таврия" не заинтересовала, а на одном из белорусских кордонов потребовали два доллара за дорогу. Но у меня наготове были 55 тысяч "зайчиков" (купил еще в Москве). Не останавливаясь больше, доехал до Минска, преодолев 700 километров за 10 часов. Гостиницу нашел быстро - высокое здание стояло на пригорке посреди парка. Место в отличном двухместном номере без подселения плюс стоянка при гостинице обошлись в 134 тысячи российских рублей. (Их в Белоруссии принимают повсеместно и очень охотно.) Утром выехал в Брест. На одном из постов на трассе меня остановил гаишник (точнее, "дашник") - как оказалось, просто чтобы передать на следующий пост какойто пакет. Когда я вылезал из машины, из кармана предательски выпал газовый баллончик (в Белоруссии на него требуется разрешение, как и на оружие). Но дяденька попался добрый и протокол "о незаконномношении" составлять не стал. Баллончик, разумеется, пришлось отдать. Раз уж мы затронули тему личной безопасности путешественника. Даже тем, кто в повседневной жизни не расстается с оружием, отправляясь зафаницу, придется оставить "стволы" и "перья" дома. Если на пограничном досмотре где-нибудь в Европе у вас найдут что-то подобное, ни одной визы вам уже не видать пожизненно. Проблем не будет, если ваше оружие является предметом хозяйственно-бытового назначения, куплено в магазине (чек и заводской ярлык желательны) и не имеет никаких переделок в конструкции. В половине первого въехал в Брест, а еще минут через пятнадцать был на границе. Передо мной очередь из легковых машин - метров сто. Расспросил соседей белорусских ребят о здешних порядках. Оказывается, длина очереди ничего не значит: пропускная способность границы определяется исключительно активностью таможенников. Все сказанное скоро подтвердилось. Часа три мы стояли без движения, а потом как начали запускать в зону партиями по 20-30 машин - минут двадцать, и я оказался у ворот. Там получил талон, на котором мне предстояло собрать четыре штампа: два белорусских и два польских. Тут же потребовали заплатить за "экологию" -150 000 белорусских рублей (33 тыс. руб.)* и "транзит" - 20 долларов (117 тыс. руб.). Пограничный досмотр - минутная формальность, и в 17.00 я уже был на таможне. Что к чему - разобрался не сразу: как выяснилось, надо было сразу взять бланки, заполнить два экземпляра декларации и ждать, пока к машине подойдут таможенники. В 18.00, получив последний, четвертый штамп в талон, а затем и штамп в паспорт, я въехал в Польшу. "Настоящая" заграница. Наводнение в Польше, сообщения о котором шли по телевидению последнюю неделю, не заставило меня сменить курс - он лежал на юг, через Словакию в Австрию, так что я надеялся обойти затопленные районы с востока. Проехав 70 км в сторону Варшавы, свернул с трассы Е30 налево, в направлении Кракова. А вот и указатель: "Люблин, 105 км" - именно там я запланировал ночевку. Двухрядная дорога, извиваясь, забегает в каждую попадающуюся на пути деревню. Места красивые - кругом сосны, лиственницы... Временами дорога проходит через маленькие городки, узкие нарядные улочки которых с магазинчиками, кафе, аптеками и банками напоминают декорации на киностудии.* Здесь и далее в скобках - эквивалент в российских рублях. ЗА РУЛЕМ 11/9797 Обилие населенных пунктов, велосипедистов и тракторов сильно снизило среднюю скорость - сотня километров до Люблина отняла около двух часов. Въехав в город и покружив по улицам, понял, что самому гостиницу не найти - впервые в жизни придется обратиться к иностранцу на незнакомом языке. Признаюсь, что за границу я поехал практически без знания иностранных языков. Английский - в пределах школьной программы, немецкий - только-только начал изучать. Зато разговорников и словарей набрал в дорогу целый портфель. Был среди них и русско-польский. Подготовив в уме вопрос о гостинице, немного порепетировал, стараясь точнее произносить польские шипящие и жужжащие звуки, как я их слышал в кино. Затем вышел из машины и выдал все подготовленное первой попавшейся пани под зонтиком. Эффект превзошел мои ожидания: женщина говорила быстро и много, нисколько не заботясь о том, что я не понимаю ни слова. Гостиницу я кое-как нашел, и тут же пригодилась Evrocard - польских денег у меня не было и 70 злотых (118 тыс. руб.) за ночь заплатил прямо с карточки. Третий день путешествия, за который мне пришлось проехать 500 километров по узким местным дорогам Польши и Словакии, длился долго, как тягостный сон: сотни деревень, десятки городков и бесчисленные обгоны по встречной полосе... Переход границы со Словакией в местечке Хыжнэ занял 15поесть уже негде, но у меня для таких случаев были сухие супы. Очень удобная еда: наливаешь кипяток прямо в упаковку - пенопластовый стакан, и через три минуты можно орудовать ложкой. Но розетка в номере оказалась хитроумная - в глубоком узком гнезде, чтобы никто не смог включить кипятильник. "Врешь, не возьмешь!" - мысленно сказал я и, достав ножик, срезал с резиновой вилки кипятильника все лишнее, сделав ее похожей на узенькую вилку электробритвы. Через десять минут в комнате стоял аромат куриной лапши... Утром - 200-километровый бросок на Братиславу, на окраине которой расположен пограничный пункт Берг - ворота в Австрию. Очередь длиной около 500 метров отняла час. И словацкий и австрийский посты прошел, не вылезая из машины, а лишь протягивая в окно паспорт. Процедура контроля длится ровно столько, сколько нужно чтобы открыть паспорт, посмотреть на вас, поставить штамп, и... путь в Австрию открыт! Но радовался я недолго. Перед тем как убрать документ в сумку, посмотрел и ужаснулся - пограничник проштамповал мне не австрийскую, а шенгенскую визу! А она у меня однократная, и теперь меня не пустят во Францию. Судорожно вспоминая необходимые немецкие слова и демонстрируя оставшуюся чистой австрийскую визу, пытаюсь объяснить пограничнику его оплошность: "Как я теперь попаду в Шенген? Давай исправляй свою ошибку!" С трудом понял, что ничего исправлять солдатик не собирается, а мне рекомендует здесь не задерживаться... До Франции у меня было еще 17 дней, и я решил на время забыть о проблеме. Люди и автоматы. К полудню я был в Вене. Этот громадный город, конечно, ошеломляет человека, впервые попавшего на Запад. Разыскивая свою гостиницу, порадовался тому, что в силах по-немецки спросить дорогу и даже понять, что скажут в ответ.минут: небольшая очередь, проверка паспорта и "Зеленой карты" и пожелание доброго пути на русском языке. Здесь же поменял доллары и купил за 200 крон (37 тыс. руб.) наклейку на ветровое стекло - для проезда по словацким автомагистралям. Через два часа, уставший и голодный, остановился в мотеле около города Жилина, заплатив 800 крон (74 тыс. руб.). Поздно, 98 ЗРЛМ 11/97 А УЕМолодежные отели, так называемые хостелы, где я бронировал места, вполне комфортны, прекрасно обслуживаются и всегда расположены в центре города. Единственный недостаток - многоместные номера (по 4, 6 или 8 человек в каждом). Здесь останавливаются туристы всех возрастов и, как правило, невеликого достатка, поскольку цена - 15 долларов в день, включая завтрак, очень привлекательна на фоне дороговизны обычных отелей. Предъявив копию "брони", я оформился на четверо суток - такой отдых был запланирован после двух тысяч километров пути. Официальный язык во всех хостелах английский, и. общаясь с персоналом, я почувствовал, как всплывают из глубин памяти давно забытые слова и выражения. Администратор тут же озадачила меня: оказывается, оставлять машину около гостиницы на ночь нельзя - стоянка на улицах Вены разрешена только до 19 часов, а ночью по городу ездят "зондеркоманды" на эвакуаторах. Решив, что выкупить потом мою "Таврию" будет немногим выгоднее, чем бросить ее в Австрии, я незамедлительно поехал искать парковку. Намотав километров двадцать по городу и заодно немного изучив его, результата я не достиг. Подземных стоянок в округе много, но все с автоматическими воротами. Сторожей нигде нет въезд только по магнитным билетам, которые надо либо заказывать по телефону, что с моим знанием немецкого исключено, либо покупать в автоматах, но понять принцип их работы без того же немецкого невозможно. Но вот проблеск надежды - стоянка в подвале большого универмага, где я уж точно найду хозяев. Отыскал на третьем этаже дирекцию и объяснил приветливой фрау, что хочу поставить машину на четыре дня. "Нет проблем", - она пощелкала на калькуляторе и показала мне сумму - 560 шиллингов (275 тыс. руб.). "Айн момент", сказал яи выложил "бабки" на стол. Дама замахала руками - у них, видите ли, деньги принимают только автоматы Вена. Хофбург в подвале... Приехали! Общаться нам было крайне сложно. На мои просьбы принять деньги "налом" она принялась объяснять, какие купюры совать в автомат ив какой последовательности нажимать кнопки. Увы, знакомых слов в ее речи я не различил, а спуститься и продемонстрировать работу автомата фрау не захотела. Минут через десять такого "общения" она, направив указательный пальчик в пол, уже с металлической ноткой в голосе потребовала, чтобы я спустился в подвал и вое- пользовался "аутоматен". Пришлось подчиниться - но, еще раз походив кругами около умной машины, я так и не решился доверить ей пять сотенных бумажек... Между тем неумолимо приближалось "время Ч" - 19.00, и я, что называется, запсиховал. Но вдруг заметил, что машины, припаркованные на бульваре вдоль линии метро, стоят здесь явно не первый день сметенные к тротуару бумажки лежат под колесами нерасплющенные. Я - в ближайший магазинчик с расспросами: "Неужели здесь можно стоять?" - "Да, - отвечают. Здесь проходит граница центра и свободной зоны, где можно бесплатно оставить машину хоть на полгода". Тут как раз освободилось одно уютное местечко прямо на мостике через линию метро, и я сразу его занял. Так закончился мой первый, тревожный и суматошный день в "свободном мире". Мало-помалу я освоился, пообвык и приспособился. Например, пришел к выводу, что питаться удобнее всего в супермаркетах, которые там рассчитаны не на миллионеров, как в Москве, а на обычных людей. Чаще всего встречается красно-желтая вывеска "BILLA". Супермаркет способен почти полностью заменить столовую или кафе - в ассортименте есть даже готовые салаты и гарниры, разве что горячеймысленно называть окружающие предметы по-русски. Вечером приходишь в хостел и словно тумблер в голове переключаешь - с немецкого на английский. А разговоры тут уже не только о том, как пройти и сколько стоит. Приходилось рассказывать и про себя, и про Россию. До того интересно беседовать с иностранцами, никогда не видевшими русских людей, что неудобства хостела, этой цивилизованной "общаги", начинаешь принимать за достоинства. Третья проблема, связанная со всевозможными автоматами, тоже отступила. Вопервых, я старался ими не пользоваться и, во-вторых, научился прибегать к помощи других людей. Например, если не сработал банкомат (случается!) - захожу в банк и, заявив кассиру, что не умею пользоваться таким агрегатом, прошу выдать деньги по карточке. И мне никогда не отказывали, а часто кассирша просто выходила со мной на улицу и сама нажимала нужные кнопки банкомата. (Решительно не советую туристам брать пример с местных жителей и пользоваться банкоматами вечером и по выходным, когда банки не работают - не совладав с умной машиной, рискуете оставить свою карточку в ее чреве, а бежать за помощью некуда.. Эпилог. Утром 27 июля меня вновь позвала дорога, и, покинув Вену, я двинулся на запад. А дальше был город-музей Зальцбург, потом - 450-километровыйбывает. Цены ниже, чем в общепите, в 2-4 раза, а отдельные товары (соки, йогурты и др.) могут быть дешевле, чем на московских рынках. Иногда заглядывал ив кафе - если блюда выставлены на витринах и ты видишь, что заказываешь. Общение, поначалу такое мучительное и раздражающее, превратилось в приятное занятие, даже развлечение. Во-первых, я наловчился задавать вопросы так, чтобы собеседник ответил "да" или "нет". Во-вторых, старался почаще, по поводу и без, обращаться к австрийцам, не стеснялся переспросить несколько раз, пока не пойму смысл ответа. "Эффект погружения" ощутил уже на третий день, когда пересталперегон до Венеции и... еще почти три недели странствий и приключений, о которых не расскажешь подробно в журнале. В каждой стране приходилось вновь "погружаться" в незнакомый язык и до всего доходить самому - подсказать и посоветовать было некому. Как найти в "дорогом" городе дешевую гостиницу? У кого лучше спрашивать дорогу, чтобы не заблудиться? Как ориентироваться по дорожным указателям (в каждой стране своя система)? Все это я постигал путем проб и ошибок, ценою которых, к счастью, были только лишние десятки километров и долларов. Были и не всегда приятные встречи с дорожной полицией, и тревожные хлопоты по восстановлению злополучной шенгенской визы. Но главное - были сверкающий Париж, восхитительный Амстердам, очаровательный Висбаден... "Таврия" выдержала пробег с честью ни разу не потребовав доставать из багажника инструмент. Конечно, я ее берег. Крейсерская скорость - 100 км/ч, выше только при обгонах. На горных подъемах делал остановки, охлаждая мотор при холостых оборотах. Тщательный осмотр машины - каждое утро. Транспортные расходы, включая бензин, платные дороги, стоянки и пр., составили $900. Согласитесь, что уложиться в эту сумму, проделав такой же путь на самолетах, поездах и автобусах, будет непросто. Не говоря уже об удобстве "своих колес" - никаких расписаний, залов ожидания и т. д. А если ехать на машине вдвоем-втроем - окажется еще дешевле. Итак, вы собрались за границу. У вас есть выбор: надежный групповой тур, в котором расписан почти каждый ваш шаг, или полная свобода передвижения на машине, когда обо всем надо заботиться самому... Фото автораЗА РУЛЕМ 11/97 99