АМАЗАВ седьмом номере этого года "За рулем", рассказывая о происходящем на ^ Л КЗе , констатировал окончание "эры Беха": после внеочередного рского собрания акционеров, утвердившего на посту генерального иректрл^Рвана Костина, должность президента АО была упразднена. Еще до его избрания, в день ета директоров, Шаймиев. Бех, уратов долго совещались за закрыПохоже, новое руководство усомнилось ив правильности выбора инвесторов. Генеральному директору Костину поручено провести АО "КамАЗ" за первые семь месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом 1996-го увеличило объем производства товарной продукции на 10%. Рост достигнут, в основном, за счет трехкратного увеличения выпуска автомобилей "Ока' (10113 против 3266), а также двукратного увеличения производства запасных частей: к концу рассматриваемого периода его объем в денежном выражении достиг почти 350 млрд. рублей. Несколько стабилизировалась ситуация в изготовлении узлов, деталей и заготовок по кооперации, в производстве дизельных двигателей. В то же время так и не удалось выполнить план производства грузовых автомобилей. тыми дверями. Тем большей неожиданностью явилось как для Беха, так и для самого Муратова высказанное на заседании совета директоров (уже после "закрытых дверей") предложение президента Татарстана, назвавшего кандидатуру первого вице-премьера. Спустя месяц после назначения Муратов счел возможным поделиться своими оценкамиНовый этап передела собственности позже был оформлен и персонально - на очередном, июньском собрании акционеров (видимо, последнем, состоявшемся в Москве) в совет директоров были введены четыре человека из правительства Татарстана. Напомним, что республике должны перейти 43% акций гиганта на Каме. 1 июля, когда упомянутый номер "За рулем" появился в киосках, в Челнах прошло первое заседание обновленного совета директоров. При четырех воздержавшихся и 19 "за" председате-переговоры с американской компанией ККР "для уточнения обязательств, взятых на себя заводом перед компанией". Пока действие договора приостановлено. Напомним: инвестиционная компания ККР - "Колберг. Кравис, Роберте и компания" - в конце 1994 года обязалась привлечь на КамАЗ 3,5 млрд. долларов в обмен на 32% акций. КамАЗ упрекает американцев в отсутствии инвестиций, те же парируСогласно бизнес-плану, КамАЗ в 1997 году должен увеличить производство товарной продукют: дескать, деньги пойдут только тогда, когда ции по сравнению с 1996 годом почти в 1,5 раза. В частности, производство грузовиков - на 13,5% стабилизируется финансовое положение заво(до 23,5 тыс. машин), микролитражек "Ока" - на 180% (до 25 тыс. штук). При этом продажа грузовида - эти средства предназначены на развитие, ков возрастет на 15%, легковых автомобилей - на 300%, запасных частей - на 218%, двигателей - на 159%, прочей продукции - на 198%. Кроме того, АО намерено в 1997 году сократить расходы на маа не на латание дыр. Ситуация усложняется териалы, комплектующие, энергоносители и зарплату более чем на 1 трлн. рублей. Объем реалиеще и тем, что предназначавшиеся ККР 32% зации продукции КамАЗа в 1996 году составил 3,2 трлн. рублей. акций должны войти в те 43%, которые передаются теперь правительству Татарии. Не остается без внимания и малютка лем совета был избран Равиль Муратов. Кандиситуации на КамАЗе и тезисами программы, по которой он активно действует сегодня. "Ока". Некоторые шутят, что микролитражка датура Беха даже не обсуждалась... Сейчас долги предприятия увеличиваются послужит буксиром большегрузу. В производРавиль Фатыхович Муратов родился в 1949 году в деревне. Биография его нетипична ежемесячно на 130 миллиардов рублей. Если ство этой, наиболее ликвидной продукции для представителей прежнего, коммунистичетак будет продолжаться, то в 1998 году завода КамАЗа вкладываются средства (см. ЗР, 1997, ского истеблишмента. Например, он успел пане станет. На радикальное исправление ситуа№ 8). Один из основателей и первый директор завода микролитражек - ЗМА Олег Белоненко ру лет повкалывать "лимитчиком" в Москве. ции едва ли остается и три месяца. Вернувшись на родину, стал работать в поПервой проблемой вице-премьер назвал пару лет назад стал директором по маркетингу требкооперации и за десять лет дорос до замекоммерческие структуры, словно мухи, обле- и продажам всего АО "КамАЗ". Его считали стителя председателя республиканского потребсоюза. Затем - министр торговли ТАССР. АО "КамАЗ" передало в агропромышленный комплекс (АПК) Татарии 200 грузовых автомобиПоследние несколько лет Муратов - первый (и лей, изготовленных по заказу кабинета министров Татарии, в счет погашения республиканской бюджетной ссуды. Общая стоимость переданных в АПК автомобилей оценивается примерно в 30 единственный) вице-премьер кабинета министмлрд. рублей, в то время как размер ссуды, выделенной камскому автозаводу правительством Таров Республики Татарстан. По оценкам наблютарии в конце 1996 года в счет погашения его долгов перед федеральным бюджетом (на 1 апреля дателей, наиболее "рыночно-продвинутая" фи1996 года), составляет 50,9 млрд. рублей. Предполагается, что в ближайшее время КамАЗ перегура в здешних политических верхах. Считаетдаст в АПК республики еще 100 грузовиков общей стоимостью порядка 15 млрд. рублей. Таким образом автозавод к середине осени рассчитывает погасить 90% бюджетной ссуды. ся также одним из вероятных претендентов на высший пост в республике, когда отойдет от дел президент Шаймиев. Минувшим летом пившие завод. Их посредничество оборачива"человеком Беха", но в 1996 году он был смепервый татарстанский вице-премьер в деклается, с одной стороны, более высокими ценами щен со своего поста из-за разногласий с шерации о семейном имуществе - движимом и нена поступающие в Челны комплектующие, а с фом. Сейчас, уже как "человек Муратова", он движимом - указал сумму 3 млрд. 378 млн. другой... появлением на рынке грузовиков по вернулся к руководству ЗМА. рублей, чем подтвердил репутацию одного из ценам ниже заводских. Решение совета дирек...Одна из местных газет назвала свою небогатейших людей республики. Доктор эконоторов выдворить их с предприятия натолкнудавнюю публикацию недвусмысленно: "Равиль мических наук. В правительстве курирует лось на бойкот - потребовалось привлечь сиМуратов - последняя надежда КамАЗа". Дело внешнюю торговлю, внебюджетные фонды, ловые структуры. Заводы должны получить не в излишней комплиментарности в отношеторговлю, банки, нефтедобычу и нефтехимию. больше самостоятельности, наладить собстнии первого вице-премьера. Гигантская глыба При такой загрузке на дела КамАЗа мовенные маркетинговые службы, способные веКамАЗа продолжает разрушаться, и этот шанс жет просто не хватить сил, и, как высказался сти поиск более дешевых комплектующих без действительно может оказаться последним. сам Муратов, "некоторые ждут, чтобы я пустил посредников. Алексей СОЛОПОВ 58 ЗРЛМ 11-97 А УЕ