фS прошлом выпуске мы говорили о мужчинах, обучающих женщин вождению. Сегодня ответ с "другой стороны баррикад". Лучше всего попытаться избежать таких уроков любой ценой. Аргументы любимой вроде того, что ее шуба теряет вид в общественном транспорте, парируйте собственными: мол, как ты будешь смотреться в ней с домкратом посреди грязной улицы? Изворачивайтесь, призвав на помощь всю свою фантазию и красноречие, но, потерпев фиаско, не отчаивайтесь: еще не все потеряно...КАК ОБУЧАТЬ ВОЖДЕНИЮ ЛЮБИМУЮ ЖЕНЩИНУкрепко запомнила: педаль тормоза находится посредине! И чтобы, ни секунды не раздумывая, нажимала на эту педаль изо всех сил, как только вы скомандуете "Стоп!". Да, вы можете при этом разбить нос о переднюю панель, но и почти наверняка избежите более серьезных последствий. Учить пользоваться тормозами лучше всего на пологом спуске в местности, не изобилующей транспортными средствами. Усадите даму за руль (позаботившись, чтобы он не заблокировался при езде накатом) и подтолкните автомобиль - разумеется, таким образом, чтобы не остаться снаружи. Попросите ее несколько раз нажать на тормоз - пусть почувствует, как он работает. Пусть остановит несколько раз машину, даже если ее придется потом снова толкать. Освоив торможение, приступайте к пуску двигателя. Для большинства соотечественниц автомобиль - некое агрессивное существо, в котором непонятно что происходит. Полезно поэтому проводить понятные им аналогии. Совсем не обязательно, чтобы дама постигла, как машина заводится. Попробуйте привести в качестве примера швейную машинку вашей бабушки - знаменитый аппарат марки "Зингер" с педальным приводом. Почти каждая женщина хотя бы раз в жизни пробовала шить на ней и помнит: прежде чем машинка заработает от плавного покачивания педали, необходимо повернуть рукой колесико. Вот и подскажите, что поворот ключа зажигания - все равно что поворот колесика незабвенного "Зингера". И что когда двигатель заработал, крутить колесико не только не нужно, но и опасно - можно пальчик повредить... После овладения пуском двигателя и торможением наступает самый трудный этап троганье с места. Здесь опять можно воспользоваться швейной машинкой. Напомните вашей даме, как стальная лапка крепко прижимает ткань и как тряпочка свободно ходит, стоит только приподнять рычажок лапки. А потом объясните, что сцепление работает подобным образом: нажал - тряпочка освободилась, отпустил - и тряпочку можно сдвинуть только вместе с машинкой. Когда женщина понятливо кивнет, закрепите урок на практике. Как правило, новичок не может сразу овладеть техникой троганья с места. Одновременная работа двумя педалями сбивает с толку, и мотор либо глохнет, либо бесплодно ревет. Для начала освободите от работы правую ногу своей ученицы, попросту вытянув "подсос". Научиться работать одной ногой легче, чем двумя сразу. Когда дама научится уверенно трогаться с места, потихоньку усложняйте урок, постепенно утапливая кнопку "подсоса". Ей придется чутьчуть добавлять газу - и вторая педаль незаметно будет освоена. (Не дайте забыть ио третьей, подавая в самые неожиданные моменты команду "Стоп!" для выработки "тормозного" рефлекса.) Теперь самое время рассказать ученице, что красненькие, желтенькие и беленькие фонарики на машине нужны не только для красоты. Объясните ей, что красные горят только тогда, когда водитель тормозит, и даже тогда, когда тормозит она сама. Не исключено, что последним утверждением она будет крайне удивлена. Расскажите о сигналах поворота: как, когда и зачем они включаются. Объясните назначение спидометра. Подробнее остановитесь на зеркалах заднего вида и их регулировке. Объяснить женщине, что зеркала надо регулировать не для удобства поправки макияжа, нелегко. Но все же возможно. Настало время проверить пройденный материал на пустынной дороге. Выезжайте за город, усаживайте ученицу за руль - и с Богом! Пусть она проедет хотя бы с километр на первой передаче. Спрашивайте у нее время от времени, кто едет сзади, пусть не забывает о зеркалах. Когда дама немного освоится, перестанет бросать руль при появлении редких встречных машин и шарахаться от обгоняющих, ей захочется прибавить скорость. Скомандуйте "Стоп!" и объясните, как и зачем переключать передачи. Если все прошло благополучно, можете облегченно вздохнуть: ваша подопечная созрела для второго этапа - занятий в автошколе. Там ее вряд ли чему-то всерьез научат, но "права" она получит. А у вас будет передышка в пару месяцев перед третьим, завершающим и самым долгим этапом, о котором, право, и думать не хочется... P.S. Во избежание гонений и акций возмездия со стороны феминисток автор заявляет, что в последнее время все чаще встречаются соотечественницы, управляющие автомобилем не хуже мужчин. В чем и расписывается. Аркадий КОЗЛОВ Мы надеемся, что этот материал "дремучего домостроевца" вызовет у вас отклик. Только, пожалуйста, без агрессии! ЗА РУЛЕМ 11/97 65Дайте ей почитать ПДД, после чего с пристрастием проэкзаменуйте, упирая на те места, где упоминаются метры, миллиметры и градусы. Если она мужественно преодолеет этот рубеж, перейдите к уст9 ройству автомобиля. Нудным голосом, закатив глаза, расскажите ей о двигателе, трансмиссии, тормозах. Покажите приборы и объясните, что за ними надо наблюдать постоянно, Вскользь добавьте, что следить надо не только за приборами, но и за пешеходами, автомобилями (в том числе и позади), светофорами, гаишниками, ну и за дорогой. Укажите, лучше в долларах, во что может обойтись помятое крыло или наезд на открытый колодец. Нарисуйте картину поломки на ночь глядя на пустынной дороге в незнакомой местности. Если даже этот жестокий прием не возымеет действия, вам ф остается проститься с автомобилем (пока мысленно) или с любимой (наяву). Проверьте хорошенько ваш автомобиль. Сцепление должно быть отрегулировано, рулевое - в полном порядке, тормоза - безукоризненны. Обязательно исправьте "ручник", если он не работает. И не забудьте запастись новым диском сцепления ваш наверняка "кончится". Добейтесь, чтобы ученица крепко-на-