149
2. Задатчик импульсов. Его схема приведена на рис. 2 и представляет собой не ­ симметричный мультивибратор на микросхеме А1 с усилителем мощности на транзисторах VT1. Длительность хода всасывания же ­ стко задана резистором R5 и составляет около 0,5 с, а интервал между этими импульсами регулируется резистором R4 от 0,5 до 10 с. Обычно я устанавливаю интервал в5 с. Стабилитрон VD1 защищает элементы схемы от возможных бросков напряжения в бортсети, а диод VD5 служит для защиты транзистора VT3 от ЭДС самоиндукции ка ­ тушки бензонасоса. Типы элементов схемы могут быть и другими, но времязадающийблока цилиндров, и отверстие рассверливается под этот диаметр. У такой свечи ножовкой удаляем резьбовую часть с боковым электродом, а на цилиндрической части нарезаем резьбу М22х1,5, чтобы ввернуть ее вместо свечи накаливания отопителя. Кончик центрального электрода желательно заострить. 4. З адатчик импульсов зажигания . Его принципиальная схема приведена на рис. 3 и представляет собой также несимметричный мультивибратор с частотой следования импульсов около 5 Гц и длительностью около 20 мс. Эта схема не требует особых пояснений. Конденсаторы также должны быть мо ­ розоустойчивыми, а выходной транзистор -СвоимиС воими^иламиПРОШУ ОБЪЯСНИТЬДвигатель моего "Форда-Эскорт" 1988 года выпуска неожиданно начал сильно детонировать. При этом машина не только потеряла былую приемистость - тормозить стала хуже. Правда, если немного "поработать" педалью тормоза, дефект ненадолго пропадает. В чем может быть причина? Вероятно, она "скрывается" в тормозной системе: похоже, ваш автомобиль "тормозит сам себя". Преодолевая силу торможения, двигатель перегревается, отчего и возникает детонация. Возможно, полному растормаживанию машины препятствует коррозия зеркала главного тормозного цилиндра. Отсоедините его от вакуумного усилителя и, отведя немного вперед, попробуйте слегка утопить в нем видимый торец поршня. Наверняка вы увидите продукты коррозии, вызванной попаданием воды в тормозную жидкость. Такой цилиндр требует замены или, по крайней мере, тщательной очистки и установки новых манжет. После чего следует обязательно прокачать систему и заполнить ее свежей тормозной жидкостью. Хочу на свой ВАЗ-2106 установить амперметр в цепь зарядки аккумулятора. Как правильно это сделать?VD1,2 S Д815ЖR2IVT2 КСГЗЗАК Т815->VD5 КД209/Лэп.клапанC1 10мкх15в 11±_Выход VT3 КТ805г:сR1 10K R3 510«т€1Iт пю27\S1IРис. 2. Схема задатчика импульсов электробензонасоса.1 1IR7 1K VT4 KT825A ВыходR5 2К VT3 KT315Катушка зажигания I Б115. Б1Г7 1ВКРис. 3. Схема задатчика импульсов зажигания. конденсатор С1 должен быть обязательно в морозоустойчивом исполнении, иначе на ра ­ боту схемы сильно повлияет окружающая температура в месте установки. Вывод "+" схемы подключается к штатному выводу бензонасоса, а "выход" - к новому выводу от его неподвижного контакта. Электромагнитный клапан подключается параллельно катушке бензонасоса, но для этого его корпус должен быть изолирован от "массы" автомобиля. Я использовал клапан от электрофакельного подогревателя типа 11.3741 автомобиля КамАЗ: он рассчитан на номинальное напряжение 24 В, надежно срабатывает и при 12 В, а при работе двигателя напряжение в бортсети составляет не менее 14 В. А налогичный клапан типа 13.3741 для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ с12 вольтовой катушкой потребляет вдвое больший ток, что нежелательно для выходного транзистора. 3. Свеча зажигания. Используется до ­ работанная свеча с диаметром резьбы 18 мм. Этих свечей много в грузовых автохозяйствах. Их используют для замены штатных, когда повреждена (изношена) резьба в головке иметь коэффициент усиления по току не ме ­ нее 500, то есть быть так называемым со ­ ставным транзистором. Катушка зажигания Б115 или Б117. Вывод "+" подключается к клемме"+" бензонасоса. В заключение два замечания. Все трубопроводы должны быть выполнены из бензостойких шлангов, надежно крепиться хомутами и не соприкасаться с сильно нагретыми частями двигателя. Если отопитель включают на стоянке при заглушённом двигателе, может потребоваться ускоренная ручная подкачка бензина. Для этого я установил в салоне кнопку S1 (см. рис. 2), подключенную между корпусом и выводом "выход" задатчика импульсов бен ­ зонасоса. После включения отопителя не ­ сколько раз нажимаю и отпускаю эту кнопку для начального заполнения бензином по ­ плавковой камеры отопителя: при отсутствии бензина в насосе его работа крайне неэффективна и редкие импульсы от задатчика могут не создать требуемого разрежения. При включении отопителя на ходу в ручной подкачке нет необходимости, так как работает основной бензонасос двигателя.Схема подключения амперметра очень проста (см. рисунок). Его нужно включить в цепь между генератором и аккумуляторной батареей, учитывая при этом большое сечение (примерно 4 мм2) соедиПодключение амперметра: 1 - генератор; 2 - амперметр; 3 - аккумуляторная батарея; 4 - стартер. няющего их провода. Отсюда следует, что, устанавливая амперметр на щитке приборов, надо проложить цепь из провода ничуть не меньшего сечения, причем уложить его, очень тщательно заизолировав соединения, снизив таким образом риск замыкания и пожара. Наиболее полное представление о работе системы энергоснабжения автомобиля дает сочетание штатного вольтметра с амперметром - оно позволяет определить любую неисправность. Если делать выбор между этими приборами, то вольтметр более "информативен" - чаще всего именно его мы и видим на современных автомобилях. Амперметр - атрибут, скорее, автомобилей прошлых лет. Более подробно о работе этих приборов вы можете узнать из книги В. В. Литвиненко "Электрооборудование автомобилей ВАЗ" (Изд-во "За рулем", 1995, стр. 177-180). ЗА РУЛЕМ 11/97 149