157
А К ШУБ устрашный срок. Они гниют, можно сказать, ф заживо. Попробуем ответить на вопрос: что тому причиной? Во-первых, конструкция кузовов переднеприводных автомобилей современнее. Так, точек сварки почти в два раза меньше, чем у "классики", предусмотрена (и действует) вентиляция скрытых полостей. Кузова "жигулей" зачастую сварены так, что зазоры между усилителями и лонжеронами либо отсутствуют вовсе, либо столь малы, что нанесенный антикор их полностью перекрывает; ни о каком "сквозняке" речь уже не идет. Во-вторых, часть кузовных деталей "самар" сделана из весьма устойчивого к коррозии цинкрометалла - стали с предварительным покрытием на основе эпоксидных смол и цинкового порошка. Такой об% работке подвергаются передние крылья, рамка радиатора и ее нижняя поперечина, ряд других деталей. Кстати, у ВАЗ-2110 из цинкрометалла выполнено уже 55% кузовных деталей. В-третьих, заводской антикор, особенно на сварных швах, лежит на "классике" хуже, чем на "восьмерках" и "девятках". В-четвертых. На "самарах" с самого начала их производства применяется современный и более эффективный метод грунтования. Вообще все отечественные автомобили грунтуют методом электрофореза - сваренный кузов после предвари• тельной подготовки (фосфатирования и промывки) погружают в ванну с грунтовкой, куда подается напряжение в несколько сотен вольт. Электродами служат кузов и стенки ванны, роль электролита играет раствор грунта. Частицы грунта осаждаются на металл, образуя пленку, которую затем просушивают в специальной камере. Различие между старым и новым способами - в полярности электродов и составе грунтовки. При анафорезе "плюс" подается на кузов, "минус" - на ванну; образующееся покрытие защищает металл только от механических повреждений. При катафорезе полярность обратная, поэтому механизм щ действия грунтовки другой, и при ее повреждении в первую очередь корродирует не сталь, а само покрытие. Вот результаты проведенных ВАЗом испытаний: в соляном тумане до начала возникновения коррозии на кузове с анафорезной грунтовкой проходит 270 часов, а кузов после катафореза выдерживает 600-700 часов. С момента появления "самар" о прогрессивном методе неоднократно писали, но почему-то нигде не упоминали, как грунтуют кузова автомобилей популярных "пятого" и "шестого" семейств. Нам удалось выяснить, что кузова ВАЗ-2105 и его модификаций по-прежнему грунтуют анафорезным способом. За 13 лет, прошедших с • появления катафорезной ванны на ВАЗе, до нее так и не добрались "четверки", "пяАвтолюбителейтерки", "семерки"...С моделями ВАЗ-2106, выпускаемыми сегодня, дело обстоит лучше. На "их" нитку конвейера вселяется ВАЗ-2110, и предназначенную для "десяток", уже смонтированную катафорезную ванну ныне принимают и популярные "шестерки". Кстати, так было ис ВАЗ-21013 1985-1986 гг. выпуска: их тоже грунтовали катафорезным методом в ванне, предназначенной для нового тогда переднеприводного семейства. Наконец, в-пятых, "металлики", которыми окрашивают часть "самар", отличаются большей стойкостью к механическим повреждениям, нежели обычные эмали. Заднеприводные машины "металликом" не красят. Подведем итог. Покупателю предлагают за 6-7 тыс. долларов (деньги не очень большие, но и не малые, особенно для потенциальных клиентов АО "АвтоВАЗ") машины, защитное покрытие которых абсолютно не соответствует современным требованиям. Рачительные хозяева сразу после покупки подвергают автомобиль дополнительной антикоррозионной обработке. Эта операция, ставшая у нас в стране нормой, сама по себе ненормальна! Машина должна продаваться готовой к эксплуатации. Обработку, защищающую автомобиль от ржавчины хотя бы на несколько лет, должен проводить завод (что и делают уважаемые в мире производители). У нас же написаны целые пособия о том, как правильнее и лучше обработать новый (!) автомобиль. Но самый, пожалуй, грустный факт антикоррозионная обработка скрытых полостей, днища, колесных арок, установка подкрылков не спасает "жигули" от преждевременной ржавчины. Обычно кузов "классики" приходится подкрашивать уже через год-два после покупки, а спустя еще два-три года машину надо красить полностью. Да, дороги у нас, мягко говоря, не идеальные. Камней, песка, соляных растворов, помогающих коррозии, хватает. Но почему-то десятилетние иномарки, попадая на просторы бывшего Союза, ездят по тем же самым дорогам, долго сохраняя при этом вполне опрятный вид. Да и "самары" довольно стойко переносят нелегкие отечественные условия. Что же мешает ВАЗу улучшить качество антикоррозионной обработки "жигулей", доведя ее уровень хотя бы до "восьмерочного"? Ответ заводских специалистов: "Уровень защиты соответствует классу выпускаемых автомобилей". Комментарии излишни. Так что покупатель, приобретающий недоделанный товар, должен быть готов к войне со ржавчиной, из которой, увы, не выйдет победителем.ПРОШУ 1Х ОБЪЯСНИТЬУ меня "Форд-Таунус" с установленным на него двигателем ВАЗ-2103 и генератором от ГАЗ-53. Последний работает неудовлетворительно, днем перезаряжая батарею, а ночью не справляясь с потребителями... Как устранить эти недостатки? Начнем с того, что мотор ВАЗ2103 следовало бы укомплектовать штатным генератором, а не взятым "по случаю". При этом привод генератора должен иметь определенное передаточное отношение - так, у "жигулей" на один оборот коленчатого вала приходится 2,04 оборота вала генератора. Значит, даже при холостом ходе двигателя (850-900 об/мин) ротор генератора делает 1734-1836 об/мин, что обеспечивает его достаточно эффективную работу (в том числе подзарядку батареи). Нормальной работы всякого ге ­ нератора легче достичь при условии, что он укомплектован "своим" регулятором напряжения (в продаже встречаются различные электронные регуляторы - их применяемость оговорена в инструкциях). В целом же напряжение генератора зависит от: - частоты вращения ротора (см. выше); - величины магнитного потока ротора (устанавливаемой регулятором напряжения); - силы тока, отдаваемого генератором (от мощности потребителей тока). Вам следует проверить работоспособность генератора (Г-250) в двух режимах. Первый - без нагрузки (потребители выключены). При оборотах ро ­ тора не более 950 об/мин генератор обязан выработать напряжение 14 вольт. Второй - под нагрузкой. Теперь при номинальном напряжении 14 вольт и при 2100 об/мин генератор обязан обеспечить потребители то ­ ком не менее 28 А. Если генератор в эти нормативы не укладывается, его ремонтируют или заменяют.•ЗА РУЛЕМ 11/97 157