164
АвтолюбителейГТАЛЬНЫЕ ЛУЧШЕ ЧУГУННЫХКак показывают исследования и подтверждает опыт эксплуатации, кольца из специальной стали лучше обычных чугунных уплотняют зазор между поршнем и зеркалом цилиндра. А это значит - выше компрессия, меньше угар масла и расход топлива, чище выхлоп и т. д. Кроме того, больше и срок службы поршневой группы. Эти преимущества побуждают заводы переходить на стальные кольца. Ведущие изготовители - известные ив нашей стране фирмы "Гетце" (ФРГ), "Рикон" (Япония) и другие стремительно наращивают выпуск колец из стальной ленты. Наши специализированные заводы пока делают только составные маслосъемные кольца из стали, да и то устаревшей конструкции, а компрессионные - п о прежнему чугунные. Кстати, технология изготовления последних довольно трудоемка. Сначала отливают отдельные заготовки, химический состав и механические свойства которых строго регламентированы. Затем их обрабатывают - сначала грубо, затем окончательно, применяя высокоточную расточку. Операций много, при этом большая часть металла идет в отходы. Выдерживать стабильно высокое качество изделий очень трудно. Работы по созданию производства компрессионных и маслосъемных колец из стальной ленты ведутся у нас давно. И только сейчас достигнуты реальные результаты - в городе Петушки Владимирской области на предприятии "Стакол" ("Стальные кольца") начат их выпуск. Здесь разработаны безотходные технологии, уникальное оборудование и средства контроля за качеством. Исходный материал - проволока из специальной стали. Ее здесь плющат, режут, навивают, прокатывают, волочат и термообрабатывают. Это позволяет формировать и сохранять целостность структуры волокна на рабочей и внутренней кромках Ныне в Европе каждый третий сходящий с конвейера автомобиль снабжен стальными поршневыми кольцами. А что же российские заводы? Успешную разработку одного из них представляет Борис СИНЕЛЬНИКОВ. кольца. Строгий контроль за всеми операциями обеспечивает стабильность упругих и других свойств, а также точность размеров. На рабочую кромку компрессионных колец нанесено хромовое покрытие, обесдвигателей, так иу дизельных; наконец, значительно, в 1,5...2 раза увеличился ресурс поршневой группы.Компрессионное и комплект маслосьемного кольца "Стакол". печивающее высокую износостойкость как колец, так и цилиндра. Комплект маслосъемного кольца состоит из двух хромированных дисков с тангенциально изогнутым расширителем. Он прижимает диски не только к зеркалу цилиндра, но ик стенкам канавки. Его надежную фиксацию обеспечивает оригинальное замковое устройство. Это кольцо легче устанавливать в канавку поршня, чем обычное. Немаловажно и то, что нагрузка на пружинные витки расширителя распределяется равномерно. Комплекты поршневых колец "Стакол" прошли всесторонние испытания и применяются в двигателях автомобилей "Волга", "Газель", РАФ, ЗИЛ-130, ЗИЛ-375, КамАЗ, "Татра", автобусах "Икарус". Выпуск колец для других автомобилей налаживается. Результаты их испытаний и опыт длительной эксплуатации в сравнении с серийными чугунными поршневыми кольцами показали заметное снижение расхода моторного масла на угар; пробег автомобиля без долива масла превысил 10 000 км; отмечено снижение расхода топлива как у бензиновых Также большой эффект дает установка этих колец при ремонте двигателей со значительным пробегом и изношенными гильзами. Тонкие, гибкие поршневые кольца из стальной ленты хорошо прирабатываются к их зеркалу, имеющему овальность и конусность до 0,15 мм! После ремонта такие двигатели нормально работают еще 150-200 тыс. км. Это установили эксплуатационники в нескольких крупных автохозяйствах Москвы и Владимирской области, где первыми стали применять кольца "Стакол". Высокотехнологичное производство колец в Петушках, оснащенное собственным оригинальным оборудованием, вызвало интерес отечественных заводов и зарубежных фирм. Высокая оценка его специалистами "Гетце", их готовность сотрудничать с учеными и разработчиками из НИИСтали и НПК "Стакол" - свидетельство того, что в России появился еще один вид вполне современной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке.ПОДОРВАЛСЯ НА... ЗАЖИГАЛКЕКак-то раз пришлось тащить за "Окой" тяжелый прицеп. Он весил явно больше максимально допустимых для буксировщика 400 кг. Но положение было безвыходное, да и ехать недалеко - километров пять (правда, по раскаленному асфальту центра столицы). Чтобы облегчить жизнь мотору, открыл окна и включил "печку" на полную мощность. Сижу, потею, но с удовлетворением вижу, что стрелка указателя температуры стоит в привычном вертикальном положении и не собирается "завалиться" в красную зону. Очередной светофор. Торможение... Пауза... Разгон с напряжением всех тридцати лошадиных сил. Вдруг впереди под ногами раздается оглушительно звонкий хлопок - мимо уха пролетает жестяная банка из164 ЗРЛМ 10/97 А УЕСЛУЧИЛОСЬ СТРАШНОЕпод "Спрайта", лежавшая в "помойке" на тоннеле пола, а по салону разлетаются какие-то мелкие обломки. "Кардан лопнул! - мелькнула первая мысль. - Стоп, тут же его нет!" Гляжу вниз, "шевелю" педалями - вроде все работает, мотор тянет. Вдруг замечаю на полу металлическую головку от одноразовой зажигалки. Так вот в чем дело! Оказывается, почти разряженная газовая зажигалка, "поселившаяся" вместе с другой дребеденью в пластиковой коробке прямо под "печкой", не выдержала обдува горячим воздухом, да еще в жару, и взорвалась. Слава Богу, что яв этот момент не курил. Со звоном в ушах, но прицеп до места я все-таки дотащил. Зато теперь "помойки" в машине нет ив помине - аккуратный полупустой ящичек. А то ведь страшно подумать - одно время там "ездил" большой аэрозольный баллон для очистки двигателя...