ТЕХНИКА7П Мощность, кВт Крутящий момент, Н м 174 150ПАРОВОЗИК ИЗ СОКОЛЬНИКОВПрисмотритесь к этому симпатичному паровозику на фотографии. Конечно же, это малышка "Ока"! Запряженная в состав из трех вагончиков, она катает детей и их родителей в одном из старейших парков столицы - Сокольниках. Однажды кому-то из сотрудников парка предложили по дешевке "Оку" - после аварии, но совсем еще свежую, с пробегом около 10 тыс. км. "А что если запрячь ее в качестве локомотива вместо нашего доходяги-трактора?" Сказано - сделано! Приглашенный дизайнер разработал проект внешности будущего "паровозика", а воплотили его своими силами в механических мастерских парка. Уже три года трудится в Сокольниках маленький тягач. Зимой и летом выезжает "Ока" на круг, наматывая в год до 10 тысяч километров! Конечно, по будням или в плохую погоду работы не густо. Зато в выходные и праздники, особенно летом, на пятачке у главного входа стоит очередь - "паровозик" работает без передыху с полной нагрузкой. Что касается доходности этой затеи, то мне, занимавшемуся перевозками, даже стало завидно. Если считать по максимуму, то 12 мест по 5 тысяч рублей дают 60 тысяч за один километровый круг. А кругов -10 тысяч в год.., Отдаче от машины позавидуют даже элитные "дальнобои", таскающие "еканиями" и "мерседесами" фуры по Европе - вот вам и крошка "Ока"! Столь высокая рентабельность машины при таком использовании (она окупила себя недели за три) делает несерьезным какое-либо обсуждение долговечности ее узлов. И все же... Хотя нагрузки далеко не штатные (пустой вагон весит 150 кг, а три вагона с двумя взрослыми и двумя детьми в каждом - свыше тонны), ускоренного из носа машины не наблюдается. Конечно, трогается состав тяжело и медленно - сцепление, казалось бы, должно просто гореть. Тем не менее "родной" ведомый диск заменили лишь на 25-й тысяче, из которых 15 тысяч было пройдено в режиме тягача. Во всем остальном условия работы скорее благоприятные. Под колесами - ровный асфальт. скорость 15-20 км/ч, и почти всегда - на первой передаче. После пробега чуть менее 40 тысяч километров двигатель и коробка передач находятся в идеальном состоянии. Тормозные колодки до сих пор "родные" - работать им почти не приходится. На 30-й тысяче были заменены оба привода передних колес, но это вызвано не износом, а поломкой по вине водителя. Конечно, свой внутренний техосмотр на соответствие требованиям безопасности для аттракционов автопоезд регулярно проходит. Думается, удачный опыт городка аттракционов в Сокольниках могут перенять другие парки страны. Антон УТКИНfinятffl•* 4Л 30 20 10,#** *м\kfc *•12S 100 7S • Мощ юсть. кВ • Крупщиймомвиг, Нм SO ?5 О 5000 6000 70 00 Обороты, об минn1000200030004000Внешние скоростные характеристики двигателя автомобиля "Шкода-Октавия 1,6 LX",спереди, и сзади, да еще антиблокировочная система в стандартной комплектации. Но будущие владельцы 1600-кубовых "октавий" могут быть спокойны - машина с барабанными задними тормозами способна остановиться быстро. Тем же, кто желает пользоваться АБС, систему установят за дополнительную плату на любую модификацию "Октавии". Детально описывать салон не стану здесь все добротно, и отделка, и удобные сиденья. Единственный недостаток в том, что при рослых водителе и пассажире на заднем сиденье тесновато - колени упираются в спинки кресел. Такова плата за объемистый багажник и простор в переднем ряду. По завершении пробной поездки пришлось задать представителям фирмы деликатный вопрос. В модельном ряду "Фелиции" лишь один автомобиль с карбюратором в системе питания. Он не оборудован и каталитическим нейтрализатором. А вот "октавии" все, как одну, комплектуют впрыском топлива и, как следствие, нейтрализаторами. Экологическая чистота машины качество ценное. Но, к сожалению, далеко не во всей России есть возможность заправиться неэтилированным бензином. Как быть? Заводчане сообщили, что для нашей страны готовится к выпуску так называемая "грязная" версия автомобиля - с впрыском, но без нейтрализатора. Объективно это шаг назад, но в данном случае он продиктован особенностями рынка. Остается пожелать "Октавии" столь же счастливой судьбы, что и "Фелиции", Последних продано в России больше 4 тысяч штук за 1996 год, а ныне эта цифра существенно превышена уже в первом полугодии. Причем наибольшим спросом пользуется дешевая модификация LX. Стало быть, и "Октавия" с двигателем 1600 см 3 тоже найдет своего покупателя. Вадим КРЮЧКОВ Фото автораСНОВА ДИЗЕЛЬ - И МОРОЗКак пустить холодный дизель? Сегодня можно приобрести немало средств, облегчающих эту задачу, от простейших аэрозолей с эфирной жидкостью - до сложных агрегатов, управляемых электроникой. Недавно в этом арсенале появилась система автономного факельного подогрева впускного воздуха, рассчитанная на совместную работу с дизельным двигателем объемом 5-10 л (200-400 л. с). Работает устройство следующим образом. Как известно, чем выше температура воздуха в камере сгорания в конце такта сжатия. тем легче пустить дизель. Устройство позволяет повысить эту температуру, смешивая продукты сгорания топливно-воздушной смеси, поступающие из подогревателя, с продувочным воздухом дизеля. Кроме основного агрегата - подогревателя, размещаемого на впускном трубопроводе, в комплект входят: электромагнитный топливный и электровоздушный клапаны, отдельный топливный бачок вместимостью 110 см3, пусковая катушка, соединительные трубопроводы. Питание пускового устройства топливом из отдельного бачка гарантирует бесперебойную подачу топлива даже при малой частоте вращения коленчатого вала. Это дает возможность использовать систему на двигателях с различными схемами топливоподачи. Особо следует отметить, что она вступает в работу почти моментально, что особенно важно. например, для техники спасательных служб. Включение устройства осуществляется автоматически при нажатии кнопки стартера. Технические данные Уровень подогрева продувочного воздуха: при расходе воздуха 30 г/с - 170±20°С; при расходе в 67,5 г/с 85+10°С; расход топлива через систему - 23+3 см3/мин: расход сжатого воздуха - 3+0,3 г/с: давление топлива на входе - отсутствует; давление сжатого воздуха на входе в систему - 5-8 кгс/см2: напряжение электропитания - 24 В: рабочая температура: на летнем топливе - выше О'С; на зимнем топливе - выше 25°С; на арктическом топливе - выше -40=С. Денис БОРОВИЦКИЙ ЗА РЛМ 11/97 27 УЕ