СОБЫТИЕНА ВОЛГУ"Живым" свидетельством тому стали автомобили итальянской марки, украшавшие стенд ГАЗа на выставке "Новая Россия" в Нижнем Новгороде, что прошла в первых числах октября. "Апеннинцы" под газовским оленем как бы символизировали, что европейцы готовы разделить оптимистический девиз выставки - "Время жить в России." А всего днем раньше, 29 сентября, в рамках официального визита в Москву премьер-министра Италии Романо Проди состоялось подписание меморандума о создании ФИАТом, ГАЗом и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) совместного предприятия для выпуска 150 тысяч автомобилей ФИАТ в год. (Контракт планируют подписать зимой 1998-го.) Столь высокий уровень соглашения, а также участие в нем крупнейшего банка служат серьезной гарантией того, что через год мы получим первые машины с нового конвейера. Не только сей факт поднимает этот проект над уровнем остальных, реализуемых или планируемых в России. Завершился этап "смутного времени": представители крупного автомобильного бизнеса признали, что в России есть автомобильная промышленность и есть правительство, которое не даст ее подмять. В Нижнем доводилось слышать о том, что на волне интереса к России в конце 80-х на ГАЗ приезжали специалисты "Форда". Осмотрев завод, они заявили, что его дешевле разрушить и построить заново, но на эту "дешевизну" у них денег нет. Показательно заявление того же "Форда" после недавнего посещения "Ижмаша" - он-де готов организовать выпуск своей продукции в Ижевске, но только... не на автомобильном заводе. "Форду", как говорится, видней. То ли денег у них маловато, то ли риска боятся, но предлагали нам исключительно "отверточную" сборку. ФИАТ, как видно, отдает себе отчет, что заводу масштабов ГАЗа отверточная сборка "не по чину" - был согласован гораздо более выгодный вариант. Вероятных партнеров у ГАЗа было достаточно - матерый лис Пугин ухитрялся едва не одновременно вести переговоры с несколькими фирмами. Были среди них. например, и напористые корейцы. Но, отдавая дань настырности "молодых тигров" из Страны утренней свежести, нельзя не признать, что у ФИАТа - добрая репутация в нашей стране. Интерес же ГАЗа к ФИАТу объясняется просто. С самого начала было заявлено, что в Нижнем не станут создавать конкуренцию самим себе - "Волга" не вытесняется с производства. Этим проектом ГАЗ изначально намеревался расширить предлагаемую гамму, переходя в меньшие классы. А уж в этом классе ФИАТу опыта не занимать - сколько его моделей получили титул "Автомобиль года"... Что же представляет собой новый российско-итальянский проект? ОБЪЕКТ ПРОИЗВОДСТВА - выпускаемый сегодня (читай "современный, не снятый с конвейера") автомобиль - меньше "Волги", с ценой на уровне 12-17 тысяч долларов. Этим качествам отвечают фиатовские "Палио", "Сьена" и "Мареа". Кстати, первые две модели только начали делать в Бразилии, а еще должны выпускать чуть не в десятке стран, включая Польшу и Китай. МЕСТО ПРОИЗВОДСТВА - завод дизельных двигателей ГАЗ, последний долгострой советской эпохи. Закладывался он в соответствии с линией партии на дизелизацию автопарка СССР. Но к тому моменту, когда его, наконец, сдали, спрос на средние грузовики с таким дизелем сошел на нет. Не станем обсуждать, хорош ли был двигатель. В рыночных условиях слишком накладно содержать, по сути, на консервации огромный производственный корпус со всеми инженерными сетями. СХЕМА ПРОИЗВОДСТВА - никаких "постовых" технологий, сразу монтируется нормальный сборочный конвейер. Поначалу, естественно, автокомплекты пойдут из Италии, однако треть всех деталей должны освоить на месте еще до начала сборки. Через четыре года локализация должна до-.Дле*в».:-x-№::«*^*xf5Седан 'ФИАТ-Сьена" (нижнее фото на обложке) и универсал "Палио-Уикэнд" (внизу справа), а также хэтчбек "ФИАТ-Палио" - семейство "всемирного" автомобиля. Двигатели бензиновые 1,5 или 1,6 л: 76 или 106 л.с: турбодизель - 1,7 л: 70 л.с. База - 2360 мм, длина хэтчбека - 3740 мм, универсала - 4130 мм. Седан "ФИАТ-Мареа" (внизу слева). Двигатели - бензиновые 1,6; 1,8; 2 л; 103, 113, 147 л.с; турбодизели - 1,9; 2,4 л; 75,100,124 л.с. Длина - 4480 мм; база - 2540 мм.стичь 70 процентов: в изготовление комплектующих включится и сам ГАЗ, и еще 20 предприятий Поволжья. Непосредственно на сборочном заводе будет занято 4200 человек, а с учетом смежников количество новых рабочих мест достигнет 20 тысяч. УСЛОВИЯ СДЕЛКИ. ГАЗ и ФИАТ являются равноправными партнерами - каждый имеет в уставном капитале предприятия по 41 проценту. Оставшиеся 18 - у Европейского банка реконструкции и развития. Общая стоимость проекта оценивается примерно в 850 млн. долларов. Ни о какой "сдаче иностранцам" самого ГАЗа речи не идет. Для ФИАТа это проникновение на огромный российский рынок, где фирму поминают добрым словом (кто не слышал о "Жигулях" "итальянской сборки"!). Для ГАЗа - способ заработать деньги и обзавестись современными технологиями, необходимыми в том числе для "Волги" следующего поколения. Только налоговых отчислений планируется 230 млн. долларов ежегодно. Для российских потребителей возможность сесть за руль приличного европейского автомобиля. Для колеблющихся "акул капитализма" - серьезное предупреждение. что можно и опоздать на большой, но не безмерный российский рынок. Алексей СОЛОПОВЗА РУЛЕМ 1197