80
81
З А РУЛЯМИВладельцы любят дополнять автомобиль разными элементами и оборудованием, а то и вовсе переделывать: иные зеркала, противотуманные фары и т. п. Так, считает хозяин, удобнее и красивее. В машинах, особенно отечественных, и правда есть что улучшить - к примеру, рули на "шестерках" и "пятерках". Эксперты и дизайнеры Департамента развития ВАЗа Евгений ЛОБАНОВ и Юрий МОРОЗОВ вместе с корреспондентом ЗР Сергеем МИШИНЫМ примерили к автомобилям завода пять новых рулей "Нарди" ("Персонал") из Италии. Прежде всего, руль должен соответствовать физическим возможностям водителя (чем меньше диаметр руля, тем большее усилие понадобится, чтобы повернуть колеса), быть удобным для хвата в разных местах, травмобезопасным (у продавца обязан быть на это сертификат), не загораживать приборы. А еще - соответствовать по отделке (дизайну) облику машины, гармонировать с убранством салона и не выглядеть в нем чужеродным. Рулевые колеса "Нарди" (те, что продают в России) прошли все испытания на безопасность на полигоне НАМИ. К тому же у компании богатый ассортимент - даже привередливый автолюбитель может найти то, что нужно.IКожаный руль "Торнадо-200" по стилю как нельзя! лучше подходит к ВАЗ-2110. Но не чужой он и в| "Самаре" с высокой панелью. Цена -1140 тыс. руб. |Руль из дорогого дерева "Торнадо-200\№" - двойник кожаного. Хорошо смотрится в "шестерке".! Даже на "классике", где необходимы большие! | усилия при парковке, руки не скользят по лаку, а| уверенно держат баранку. Цена -1600 тыс. руб,Первый из представленных - "ТОРНАДО-200" - небольшой кожаный руль (диаметр 350 мм) с довольно толстым ободом. Такой ближе всего пухленькой "десятке": в ВАЗ-2110 и спортивном 21106 он удачно "вписывался" в интерьер. Держать "Торнадо" в руках приятно - с обратной стороны он подрезан, пальцы уверенно охватывают баранку. Руль выдвинулся в салон на 17 мм, поэтому водителю приходится менять посадку. Впрочем, сидеть и управлять машиной хуже не стало. Тем, кто пересел на "десятку" с "Самары", так даже привычнее. Только вот приходится тянуться к подрулевым переключателям: расстояние до них увеличилось на означенную величину. Обод руля прикрыл некоторые приборы - плохо видны указатели температуры воды и уровня топлива, левый верхний сектор тахометра, контрольные лампы "габаритов" и дальнего света. Но к этому можно привыкнуть (или мириться) - ведь крутить такой руль куда приятнее, чем штатный. Создатели "Торнадо-200" выделили на руле три очень удобных варианта хвата. Первый - по "экватору" для городского движения, когда приходится прилагать к рулю максимальное усилие. Для этого в ободе чуть ниже середины есть поддерживающие ладони упоры, нет нужды при маневрах сжимать 80 ЗРЛМ 11/97 А УЕпальцами руль. Второй хват чуть выше для движения по шоссе и за городом. В ободе пара выступов для больших пальцев. Руль не выскользнет даже из скрещенных рук в крутом повороте, где необходимо удерживать его с силой. Хват третий, в самом верху - для управления машиной на высокой скорости. На выступы для больших пальцев опираются мизинцы. Сечение руля вверху меньше, держа там руки, удается чутко следить за поведением машины. Немного возросшее усилие на рулевом колесе при парковках не досаждает - об этом забываешь на следующий день. В целом "Торнадо-200" на "десятке" понравился - он добавил остроты в управлении, сделал пилотирование в экстремальном режиме более четким. Опробовали мы "Торнадо-200" и на ВАЗ-21099. Здесь сидеть с этим рулем стало немного хуже, чем с прежним: спинку приходится откидывать еще больше. Но приборы на щитке видны лучше, чем в "десятке". Ощущения от управления "Самарой" с "Торнадо-200" хорошие и весьма похожи на реакции в "десятках". А в "Ниве" с "Торнадо-200" проблем возникло куда больше. Существенно возросло усилие на руле, ведь диаметр штатного - 400 мм (на 50 мм больше итальянского). Для полноприводной машины он слишком мал. Конечно, небольшой руль добавил остроты в управлении, но это за гранью допустимого для короткобазного автомобиля. На скользкой дороге или бездорожье неопытному водителю будет трудно удержать машину на выбранной траектории. Мы убедились в этом после первых заездов по специальной трассе.)PHAflO-200W" - копия предыдущего 64TpOF кожаного руля - в деревянном исполА . ко; нении (буква W - wood в индексе указывает на отделку деревом). Диаметр колеса тот же, 350 мм. Оценив его вид и отделку, сошлись во мнении: руль лучше всего подойдет к "шестерке". Дерево удачно сочетается с подобными вставками щитка приборов и нижней части панели (жаль, их не стало на машинах последних лет), а блестящее кольцо, обрамляющее кнопку звукового сигнала, - с хромированными ободками приборов. У "Торнадо-200\ЛУ" есть еще отличие, по которому мы определили его на "классику". Подрезка обода (со стороны щитка приборов) - не параллельна плоскости колеса, а немного наклонена внутрь. Такой руль лучше держать, если он занимает среднее положение между вертикальной и горизонтальной плоскостями, как на "Жигулях". Примерили на "шестерку" - так и оказалось. Причем выявили приятную особенность. Со штатным рулем левая рука перекрывает указатель температуры воды, с новым - приборы видны все. И не только меньший диаметр тому причина - еще и увеличенное расстояние от щитка до руля. Новая ступица вывела "Нарди" в салон на 13 мм. Но это обстоятельство, к нашему удовольствию, не заставило менять посадку ни низкого, ни высокого водителей (ростом от 170 до 185 см). Тянуться пальцами к переключателям не нужно - расстояние от обода до рычагов не изменилось. Руль хоть и "отъехал", но, став меньше в диаметре, приблизился к переключателям. У деревянного "Торнадо" те же три варианта хвата, что иу кожаного - по экватору, немного выше ив самом верху. Везде* отменная поддержка для ладоней и пальцев. Вести "шестерку" даже в экстремальной ситуации с рулем такой формы - одно удовольствие. Кстати, руки не скользят по лаку, как казалось вначале. W yAPA з/З IVW" - руль комбинированный 1с кожаными (L - leather) и деревянны-iir?%ВОЛЮШН" - пожалуй, самый экстрак т вагантный из всех "Нарди". Стильный руль (три спицы, кожаная трехцветная обивка) - для быстроходной острой машины. Значит, его место в "Самаре" (и прежде всего, в "восьмерке"), потом - в "девятке" и "девяносто девятой". В "десятку" "Эволюшн" так и не "вписался": хотя и проезди-поддержек для ладоней и пальцев (в разных вариантах хвата), вороненые металлические спицы. Аккуратные винты крепления к ступице не закрыты, они нарочито демонстрируют агрессивно-спортивный стиль "Нарди". Да и само название говорит о том же. Фитти - так звали болельщики многократного победителя гонок формулы 1 Э. Фиттипальди.Комбинированный руль 'Тара 3/3 L/W" из больших "Нарди" (диаметр 365 мм) - для стеленного! "Эволюшн" - самый экстравагантный "Нарди". К! водителя "жигулей" и "самар". Управлять "Ни-1 кнопкам сигнала придется привыкать. Цена - I | вой" с этим рулем лучше, чем с другими. Цена - I | 1225 тыс. руб. 1610 тыс. руб.I"Фитти Е5" - руль со спортивным уклоном. Bcel просто и функционально. Цена - 390 тыс. руб.*•*ми (W - wood) участками. Такой стиль - для спокойных, классических машин, то есть опять-таки для "шестерок", "пятерок", "семерок". Может подойти и для ВАЗ-21099 или "Нивы", при условии стилевой поддержки другими элементами, к примеру, деревянной ручкой рычага коробки передач. Сечения обода отличны от предыдущих рулей. Тара" заметно тоньше "Торнадо", но подрезан так же, как и деревянный образец. Иными словами, 'Тару" мастерили для автомобилей с "жигулевским" наклоном руля. Установили 'Тару" в "шестерку". Машина внутри мгновенно преобразилась - стала опрятнее, богаче. Несмотря на увеличенный диаметр (в сравнении с "Торнадо"), приборы также открыты взгляду практически при любом хвате. Их, кстати, "Нарди" выделил всего два: в самом верху и чуть ниже - на ободе есть небольшие выступы и поддержки. Управлять машиной по-спортивному уже не получится. Впрочем, при спокойной езде руль можно уверенно держать в любом месте. Приятно, что даже при вращении руля с перехватом руки ложатся только на кожу. В "девяносто девятой" (и "девятке" с высокой панелью) 'Тара" смотрится хуже, чем в "Жигулях". Тем не менее управлять машиной, вращая "Нарди", лучше, чем со штатным. "Жигулевская" подрезка баранки заставляет браться за него "глубже" и менять посадку, как нам кажется, в лучшую сторону. Теперь она ближе к вертикали. Для "Нивы" этот руль подойдет лучше, чем остальные, в первую очередь из-за большего диаметра: ведь усилия на руле вседорожника выше.ли с ним больше недели, никто из нас так и не смог привыкнуть. Диаметр обода 365 мм - немногим меньше штатного (380 мм). Поэтому изменения в усилиях при вращении руля (на "Самаре") даже стоящего автомобиля едва заметны. Сечение обода необычное - прямоугольное со скругленными ребрами. Эта форма предполагает крепление руля в вертикальной плоскости или близкой к ней, то есть как в "восьмерке". Благодаря такому сечению у руля раза в два возрастает количество вариантов хвата: не только по положению ладоней (вверху, внизу, на экваторе), но еще с прямыми и согнутыми локтями - фаланги пальцев ложатся на разные грани. Обзор приборов не изменился, но появился в поле зрения замок зажигания - вставлять ключ так удобнее. Руль выступает в салон на "Самаре" больше прежнего всего на 9 мм, поэтому достать рычаги переключателей можно без проблем. Многим водителям, задевающим за них, такое удаление придется по вкусу. Но не всем понравятся кнопки звукового сигнала. На маленькие полоски, встроенные в спицы, с непривычки сразу и не попадешь. К тому же приходится отвыкать давить кнопку клаксона в центре руля. Но у такой схемы есть бесспорное преимущество - сигнал можно включить, не снимая рук с обода, для безопасного вождения это хорошее качество. 44/Т^ИТТИ Е5" - последний из представ* я г ленных на тест. Как и "Торнадо", он маленький, в диаметре всего 350 мм. По конструкции и исполнению это руль спортивного направления. Все в нем просто и функционально: в ободе несколько групп выступов иРазумеется, такой руль, как и предыдущий, подойдет к машинам подобающего стиля - ВАЗ-2108, 2109, 2105. Материал "Фитти" - полиуретан, замаскированный под кожу. В нем отлиты псевдсшвы стягивающих ниток. Тем не менее держать его приятно, особенно когда ладони лежат немного выше экватора. Кроме удобных фиксирующих поддержек, в этом месте сечение обода овальное и меньшее в размерах, чем у других образцов. Все для тонкого пилотирования машины в предельных ситуациях. На "Самаре" "Фитти" (как и "Торнадо") вылез в салон на 17 мм. Придется тянуть пальцы к переключателям, менять посадку и даже "подглядывать" показания некоторых приборов. Но это вполне разумная плата за спортивный стиль и возможность управлять уверенно и четко. На "пятерке" "Фитти" приносит меньше неудобств. Посадка остается прежней, приборы видны хорошо, переключатели близко. Возросшее усилие с лихвой компенсируется возможностью крепко ухватить более толстый руль (в сравнении со штатным) и достаточно легко повернуть колеса неподвижного автомобиля. Управлять "пятеркой" с "Фитти" стало значительно лучше, причем контраст ощущения разных рулей в "Жигулях" выше, чем в "Самаре", и это здорово. В предельных режимах заднеприводная машина наиболее послушна.Взаключение отметим - выбирать руль следует тщательно. Не берите дешевые рули неизвестных фирм - расплата будет куда дороже, если он отвалится от ступицы или при столкновении не погасит удар водителя о баранку. Не выпускайте свою жизнь из рук, примерьте руль не меньше семи раз. З РЛМ 11/97 81 А УЕ