162
163
C^BOHMHCJ воими^иламиДИЗЕЛЬНЫЙ РЕЕСТРВ течение нескольких лет ремонтируя дизельные иномарки, мы убедились, что разговоры о их ненадежности по сравнению с бензиновыми или неприспособленности к нашим условиям, мягко говоря, сильно преувеличены, если не сказать - неверны! Отталкиваясь от накопленного опыта, попробуем представить характерные особенности наиболее распространенных дизельных моторов, прошедших через наши руки. Сразу оговоримся: в этом обзоре вы не найдете самые современные модели - время их ремонта, видимо, еще не пришло, обычные же наши "клиенты" - машины с солидным пробегом, с возрастными "болячками". О них и пойдет речь. С какими неисправностями чаще всего обращаются к нам? В первую очередь - топливной аппаратуры. Ко времени капитального ремонта двигателя обычно приходится не по первому разу менять распылители форсунок, страдающие от нашего низкокачественного топлива; вода в "солярке" способна быстро вывести из строя топливный насос высокого давления (ТНВД). Впрочем, бывают исключения, но об этом ниже. А сейчас от общего перейдем к частному, расставив дизели по нашему "ранжиру". На "мерседесах" стоят дизели собственной конструкции с топливной аппаратурой "Бош", которая и выделяет их из общего ряда. Дело в том, что топливный насос высокого давления здесь рядный, редко встречающийся на современных "легковых" дизелях. Недостаток подобных ТНВД по сравнению с распространенными насосами роторно-распределительного типа - относительно невысокие обороты (хотя "мерседесовские" моторы способны развить 4000-4500 об/мин, а это более чем достаточно для обычного потребителя). Рядные насосы громоздки, но это осложняет жизнь, скорее, конструктору-компоновщику, чем водителю. Зато такие ТНВД обладают неоспоримыми, особенно в наших условиях, достоинствами: у них по одной плунжерной паре на каждый цилиндр (у распределительных одна пара обслуживает все цилиндры и работает много интенсивнее). Соответственно, самые важные части рядных ТНВД нагружены меньше. Прибавьте еще смазку насоса не топливом, а моторным (реже - веретенным) маслом и получите главное условие, выводящее дизели "Мерседес" в лидеры: сердце мотора - ТНВД, если не вечно, то малоуязвимо даже в российских условиях. Это подтверждается на практике: рядные насосы, как правило, служат много дольше распределительных, меньше боятся воды и посторонних примесей в "солярке". 162 ЗА РЛМ 12/97 УЕ Ни для кого не секрет, что российские автолюбители относятся к дизельным двигателям с некоторым предубеждением. Тем не менее иномарок с дизелями на наших дорогах становится все больше и все больше поступает информации об их эксплуатации. Какие моторы надежнее, удобнее в обслуживании, дешевле в ремонте? Слово - профессионалам, специалистам фирмы "Технодизель" Игорю АРТЕМОВУ и Антону ПАВЛЫКУ. Моторы разных поколений "мерседесов" имеют отличия. На машинах начала 80-х, с "123-м" кузовом были предкамерные дизели ОМ 615 (4 цилиндра в ряд, рабочий объем 2 или 2,2 л), ОМ 616 (2,4 л) или ОМ 617 (5 цилиндров, 3 л). Два последних, кстати, сейчас предлагают устанавливать на "Газели". Все очень надежны и попадают в ремонт не мени вытягивается цепь привода распредвала. Бывает, подводит вискомуфта вентилятора системы охлаждения. Говоря о "124-м" семействе, надо иметь в виду, что в наших условиях возможен преждевременный выход дизеля из строя от гидроудара. Воздушный фильтр здесь расположен низко, в крыле перед передним ко-Топливные насосы высокого давления: а - рядный (внизу - плунжерная пара и детали привода); б - роторнораспределительный (на переднем плане - корпус плунжерной пары и плунжер).по "врожденной болезни", а по старости, часто после пробега 200-250 тысяч километров. Ремонтировать их несложно, причем после "капиталки" они еще долго служат верой и правдой. На машинах поновее, "124-го" семейства, моторы следующего поколения - предкамерные ОМ 601 (4 цилиндра, 2 л), ОМ 602 (5 цилиндров, 2,5 л) и ОМ 603 (рядная трехлитровая "шестерка"). Двигатели капризнее своих предшественников. Вводя в конструкцию газораспределительного механизма гидротолкатели, немцы преследовали цель упростить процедуру ТО. Побочный результат - увеличение затрат на ремонт. Довольно сложные и нежные гидротолкатели клапанов, случается, отказывают. Раньше вре-лесом. Это место считается самым "непыльным", но стоит влететь в глубокую лужу, как вода попадет в фильтр, дальше ее засосет в цилиндры - и "мокрое" дело налицо. Жидкости, как известно, практически несжимаемы... Минимальное повреждение - гнутый шатун, максимальное - разбитый блок ("рука друга"). Об этом стоит помнить, "форсируя" кажущийся порой таким безобидным водоем на дороге. И все же дизель от "Даймлера-Бенц АГ", пожалуй, лучше других несет службу на российских дорогах. "Фольксваген", "Ауди". На всех двигателях применен ТНВД "Бош" роторнораспределительного типа, которому совершенно противопоказана вода в топливе. "Фамильная" черта - зубчатый ремень при- 0вода распредвала водяного насоса ТНВД. Работает он тише цепи, но обладает меньшим ресурсом, о чем нельзя забывать. Цепь с возрастом удлиняется, а ремень иногда рвется, причем с самыми тяжелыми последствиями - "встречей" поршня и клапана. Рекомендациями производителя о сроках замены зубчатого ремня пренебрегать нельзя! Весьма прост по конструкции и не имеет откровенно слабых мест 1,6-литровый мотор. Четырехцилиндровый двигатель 1,9 л - с гидротолкателями клапанов, которые работают без нареканий. Дальнейшее развитие 1,6-литрового двигателя - пятицилиндровые дизели рабочим объемом 2и 2,2 л. Их устанавливали, например, на "Ауди100" с так называемыми "43-м" и "44-м" кузовами. Особенность этих моторов - два зубчатых ремня (один приводит распредвал и агрегаты, второй - ТНВД, расположенный щ на задней части блока), что создает некоторые сложности при обслуживании.ровый. Обычные их "носители" - микроавтобусы Т4, которых пока у нас немного. Отсюда и недостаток - дорогие запчасти и обслуживание. Например, фильтр в три раза дороже аналогичного от предкамерного мотора. Кроме того, из-за компоновки Т4 к двигателю не так-то просто подступиться это, кстати, свойственно всем мини-вэнам и микроавтобусам. В общем же, дизели "Фольксваген" весьма простые и надежные агрегаты, требующие минимального, но грамотного и своевременного обслуживания. "Опели", попадающие в Россию, часто оснащены предкамерными дизелями 1,6 и 1,7 л ("Кадет", "Вектра", "Астра") с топливной аппаратурой "Бош" или "Лукас". Привод распредвала - зубчатым ремнем. При обрыве большие разрушения мотору не грозят есть слабое звено - рокер, который ломается, сохраняя, однако, в целости поршни и клапаны.CBOHMHCJ воими^иламифорсунки к "Фольксвагену LT", распылитель, замены которого в большинстве случаев достаточно, можно купить за $25. На очереди - французские моторы "Рено" и "Пежо", которые по причине малого распространения у нас рассмотрим вместе. По надежности, по удобству обслуживания и ремонтопригодности они уступают немецким дизелям. Широкий диапазон возможных неисправностей не позвопяет выделить характерные, поэтому ограничимся общим определением: французские моторы капризны. Все сказанное относится ик итальянским дизелям. Отметим чемпионов по труднодоступное™ агрегатов и мотора "ФИАТ-Дукато 2,5" и "ФИАТ Крома 2,5TD". Где-то между Германией и Францией находится Япония - речь, разумеется, не о географии, а о качестве дизельных двигателей. Редкие пока у нас моторы поражают иногда экзотическими техническими решениями - например совмещенными генератором и вакуумным насосом. У японских дизелей обычно большой ресурс, работают они долго и безотказно, но в один прекрасный момент начинают "сыпаться". Капитально отремонтировать их можно, но это обходится столь дорого, что проще подыскать мотор поновее. Остановимся несколько подробнее на двух распространенных в России японских джипах. "Ниссан-Патрол" оснащают шестицилиндровым рядным дизелем объемом 2,8 лс топливной аппаратурой, изготовленной по лицензии "Бош". Распылители форсунок взаимозаменяемы с европейскими, поэтому обходятся при ремонте недорого. Слабое место - головка блока цилиндров. У нее весьма тонкие стенки, в которых "к старости" могут появиться трещины. Отремонтировать головку, как правило, не удается, приходится за 2-3 тыс. долларов покупать новую или искать бывшую в употреблении, но исправную. На "Тойоту-Лендкрюйзер" устанавливают четырех- и шестицилиндровые моторы. У второго случается отказ ТНВД, точнее - плунжерной пары. Насос "бошевский", так что найти нужные запчасти несложно, и обходятся они не слишком дорого. А теперь вернемся к тем слабым местам дизелей, которые, собственно, и послужили поводом для этой статьи. Не стоит рассматривать их как конструктивные дефекты - от них иномарки, как правило, избавлены. Скорее, это те узлы, которые первыми отрабатывают свой ресурс. Дизель даже в наших условиях служит не меньше, а часто дольше своих бензиновых собратьев, и, как правило, отремонтировать его не сложнее - если, конечно, учитывать некоторые специфические особенности. Но о них особый разговор.Шестицилиндровые 2,4-литровые дизели применяют на легких грузовиках LT и... "Вольво" моделей "240" и "740". Здесь тоже два зубчатых ремня, доставляющих неудобства в тесном моторном отсеке LT. Слабое место "шестерки" - распредвал, который склонен ломаться, причем сразу на три части, разрушая и головку блока. Интересно, что чаще это происходит на "Вольво". Можно предположить, что на легковых автомобилях вал больше нагружен. Так, на "Вольво" вакуумный насос усилителя тормозов приводится штоком от кулачка, расположенного посредине распредвала, где он обычно и ломается. На LT вакуумный насос получает вращение от "своего" отдельного ремня. Конечно, нельзя не упомянуть "фольксвагеновские" дизели с непосредственным впрыском топлива - четырехцилиндровый 1,9-литровый и пятицилиндровый 2,4-лит-На "рекордах", "омегах", "фронтерах" можно встретить 2,3-литровый мотор. ТНВД "Бош" расположен здесь вертикально, у него мало деталей, взаимозаменяемых с другими моделями. В цепном приводе механизма газораспределения ненадежны пластмассовые башмаки успокоителей и рычаги привода клапанов - рокеры. В сравнении с другими немецкими двигателями эти, наиболее устаревшие по конструкциям, менее надежны. С новыми двигателями "Экотек" нам пока сталкиваться не доводилось. Последний в списке "немцев" - "Форд" в облике популярнейшего иу нас грузовичка "Транзит". Он оснащен добротно сделанным современным 2,5-литровым дизелем с непосредственным впрыском топлива. Хорош мотор, но уж больно дороги запчасти. Форсунка, которая, кстати, меняется только в сборе, обходится в $120! Для сравнения•ЗА РУЛЕМ 12/97 163