КТО ПРИЕХАЛЮРИИ ДОЛМАТОВСКИЙ:" И МИ БЫЛИ ПСЕВДОНИМЫ «ПОР, П. D,"- Когда вы начали рисовать автомобили? - В раннем детстве. Где-то у меня лежит рисунок 1919 года (мне было тогда шесть лет), на котором я изобразил типаж тогдашних автомобилей, и даже кое-что можно узнать. - А как вы пришли в ЗР? - Был такой журнал - "Друг детей", выходивший в объединении Жургаз. Я сделал для него обложку - мой первый крупный профессиональный рисунок. В Жургазе издавался и "За рулем". Так мы познакомились. Редакция, помню, находилась на Страстном бульваре в очень симпатичном и уютном зелененьком домике, на втором этаже. Штатных сотрудников было немного - человек пять. При доме был сад, а в нем летнее кафе, где мы очень любили сидеть, обсуждая творческие планы... Вначале я только рисовал, потом стал писать. Подписывал свои заметки псевдонимом Юдол или инициалами Ю. Д. - Я специально перелистал комплект ЗР и впервые обнаружил вашу полную подпись в июле 1931 года. - Ну вот, значит, к тому времени уже обнаглел... - Статья была критической и называлась "Темпы строительства мостовых Москвы". Из нее следует, что срывались даже сроки работ по заливке асфальтом Кремлевской набережной. Видимо, Юрий Аронович, вы были уже тогда водителем, если приняли близко к сердцу такую тему? - Вообще-то мои "права" датированы 1939-м годом, но водить машину я начал лет на девять раньше. Первый автомобиль, за руль которого я сел, был "Пирс-Арроу" 1916 года выпуска. Я состоял тогда в автодоровской ячейке Дома ученых, и мы купили этот "Пирс" у соседней армейской части. Передвигаться своим ходом он не мог, и солдат на ярославском грузовике тащил его - и меня, впервые в жизни сидевшего за рулем, на буксире. Слава Богу, была зима, снег в Москве не убирали, и сугробы не позволяли "Пирсу" разогнаться... Мы его потом отремонтировали и научились им управлять. - В начале 30-х в ЗР стали появляться ваши отчеты о международных автомобильных салонах - парижском, берлинском и других. Даже сейчас, с крыши XX века, они не кажутся наивными. Где вы черпали для них материал? - В загранкомандировки редакция меня не посылала, зато щедро выписывала иностранную автомобильную периодику. Этим материалом яи пользовался. - Значит, хорошо владели иностранными языками? - Выучил в детстве. А знаете, благодаря чему? Мои родители (отец был научный работник) постоянно переходили в разговоре друг с другом на немецкий или французский, если тема была не для наших с братом ушей. И это, как вы понимаете, было для нас могучим стимулом к изучению языков... )рий Долматовский оставался нашим постоянным автором добрых полвека. Но автомобильная журнали- ф стика и литература - лишь одна грань его творчества: он известен и как талантливый, оригинально мыслящий конструктор-дизайнер. Работая в 50-е годы в НАМИ, а в 60-е - во ВНИИ техничес кой эстетики, он создавал концепткары вагонной компоновки с салонами увеличенного объема. Один из них знаменитая "Белка" - был в конце 50-х альтернативой 'Запорожцу" и при другом раскладе бюрократической колоды вполне мог стать первой советской микролитражкой... - Толчком к созданию "Белки" послужил приезд к нам в НАМИ Федора Александровича Реппиха - заместителя главного конструктора Ирбитского мотоциклетного завода. Он искал союзников-энтузиастов: мол, завод перерос мотоцикл и желает выпускать маленький автомобиль, столь нужный народу. Я согласился участвовать в этом неофициальном проекте при условии, что автомобиль будет вагонного типа. - Вагонная компоновка была вашим коньком, не так ли? Вы даже диссертацию защитили на эту тему. - Да, в 1959 году. И до сих пор себе не представляю, как можно делать эту, с моей точки зрения, глупость - автомобили с капотом впереди... - Чем "Белка" была оригинальна, кроме компоновки? - Большинство ее панелей были из стеклопластика. Мой коллега и соратник Владимир Иванович Арямов предложил единую для обоих передних сидений откидную сферическую дверь-крышку, закрепленную внизу на горизонтальной поперечной оси. Девизом машины мы приняли формулу "5 х 5". Это означало: 5 мест в салоне, 500 килограммов сухого веса, контрольный расход топлива на 100 км - 5 литров, рабочий объем двигателя - 0,5 литра, пробег на одной заправке бака - 500 километров. Надо сказать, что зарубеж-Те, кто с детства влюблен в автомобиль, наверняка читали книги Юрия Долматовского. У него их десятки - увлекательных, адресованных, в основном, молодежи. И все они - о Его Величестве Автомобиле, биографом и популяризатором которого Юрий Аронович стал почти 70 лет назад. Свои первые шаги на этом поприще он делал в нашем журнале. Не только писал заметки, статьи, но и выступал как художник. В частности, в 1939 году по просьбе редакции нарисовал плакат к подписной кампании ЗР, экземпляр которого бережно хранит до сих пор.ЗА АЙШШИРАШИНРУДРГОМЮО ОУ ПШШЫВООи его 1УШф82ЗА РЛМ 12/97 УЕ