105
106
107
108
"Дальше так продолжаться не может! управляющий директор команды "Мак-Ларен" Рон Деннис был, как всегда, холодно-спокоен, но глаза его метали молнии. - Было бы верхом глупости упускать победы одну за другой только потому, что ребята из Тудьира" не могут изготовить хорошие покрышки. Видно, пора обратиться к "Бриджстоуну".COODWYEARН'.ЧгIIIмw тшг"Черное золото шем сезоне журналисты гоночную резину, i те внимание на разные рисунки покрышек Тудьир", рассчитанных на различную интенсивность дождя.•'mm,—JВ том, что сезон-97 чемпионата мира по автогонкам в классе формула 1 пройдет под флагом "шинной войны", мало кто сомневался еще минувшей зимой. Пять сезонов покрышки для всех автомобилей -участников первенства предоставлял американский концерн Тудьир". И вот наконец монополию янки решилась нарушить японская фирма "Бриджстоун". И уже на испытательных заездах в феврале - меньше чем за месяц до старта первого этапа, Гран-при Австралии, - Жан Алези, защищавший цвета команды "Бенеттон", забил тревогу. "Я ожидал, что ребята на "Бриджстоуне" будут достаточно резвы, - изумлялся француз. - Но то, что показал Оливье Пани - просто фантастика! Я старался как мог, выжал все из своей машины, а он обставил меня на семь секунд на круге. Это было так плохо, что даже смешно!" Правда, поддержкой "Бриджстоуна" заручились отнюдь не самые сильные команды чемпионата - итальянская "Минарди", французская "Прост", английская "Эрроуз" и новичок формулы 1, "Стюарт", организован-ная трехкратным чемпионом мира Ф1 шотландцем Джеки Стюартом. Японские шины были для них словно джокер в карточной игре, который в самый неожиданный момент может превратиться в решающий козырь. Не обладая сверхмощными моторами "Феррари", "Рено", "Мерседес-Бенц" или "Пежо" и десятками миллионов долларов, которые команды-лидеры позволяют себе потратить на разработку шасси и тщательную доводку аэродинамического "вооружения", клиенты "Бриджстоуна" могли рассчитывать в первую очередь на погоду. И действительно, свое феноменальное время, так напугавшее Алези, Пани за рулем "Проста" показал на мокрой от дождя трассе. А во время Гран-при Монако, на улицах Монте-Карло, и без того узких и извилистых, а под дождем превратившихся в настоящий каток, "Стюарт" бразильца Рубенса Баррикелло уступил только "Феррари" двукратного чемпиона мира Михаэля Шумахера. Однако вскоре выяснилось, что "Бриджстоун" хорош не только в дождь. Большой приз Аргентины, всего лишь третий этап сезона, едва не стал триумфом все того же Пани и его "Проста" - лишь поломка двига-теля французской машины лишила 'Бриджстоун" первой победы в формуле 1. Зрители же венгерского Гран-при от старта до самого финиша не могли прийти в себя от изумления. Мало того, что "Эрроуз" Деймона Хилла, который на первом этапе сезона едва сумел пройти квалификационный барьер, занял третье место на старте. На первых метрах дистанции англичанин уверенно опередил своего бывшего товарища по непобедимой, как казалось еще совсем недавно, команде "Вильяме", а на 12-м круге спокойно "прошел" Шумахера и стал стремительно отрываться. Хилл лидировал до последнего круга, и вновь поломка - на этот раз закапризничал клапан гидросистемы управления коробкой передач лишила "Бриджстоун" победы. Всего за несколько сотен метров до финиша! А ведь ни в Аргентине, ни в Венгрии, ни в Австрии, где отменно проявил себя, лидируя большую часть гонки, еще один пилот "Проста", Ярно Трулли, дождя не было. Оказалось, что инженеры "Бриджстоуна" сумели не только здорово подготовить "мокрые" ЗА РУЛЕМ 1297 105 вели не два-три пилота однои-двух команд, а минимум полдюжины участников, шесть по крайней мере разных конструкций. Десять и больше пилотов показывали покрышки (таких шин, рассчитанных на разв квалификационных заездах результаты ную интенсивность дождя, японцы придума"в одной секунде" - когда такое было! А на ли пять разных типов), но и удачно решили последнем этапе, Гран-при Европы в исглавную задачу при изготовлении гоночной панском курортном городке Херес-де-ларезины, найдя компромисс между скоростФронтера, произошел и вовсе уникальный ными характеристиками и прочностью. И случай - Жак-Вильнев, Михаэль Шумахер и когда сверхбыстрые и сверхмягкие "гудьи- Хайнц-Харальд Фреитцен установили абсоры", призванные крепко "держать дорогу" (а лютно одинаковое время! При этом на всех значит, обеспечивать максимальную скоэтапах пилоты превышали прорость), разрывались в клочья, "бриджсто- шлогодние результаты, на мноуны" оставались как новенькие. гих улучшали даже рекорды Особенно хорошо проявили свои преитрассы, установленные в начамущества эти покрышки на "медленных", ле 90-х годов. А ведь тогда маизвилистых трассах, на скользком от дождя шины формулы 1 оснащались или пыли асфальте. Стало ясно, что за врегораздо более мощными 3,5мя своей пятилетней монополии американлитровыми моторами (сейчас ские шинные инженеры почили на лаврах. максимальный рабочий объем Тудьир" напоминает мне спящего гиганта, - 3000 см 3 ) и управляющей - мрачно пошутил уже после третьего этаэлектроникой, запрещенной па чемпионата директор "Феррари" Лука ди ныне. Неужели такое выравниМонтеземоло. - Никто не сомневается, что вание сил команд и резкий скаон силен, да вот только разбудить его ничок скоростей - результат как не удается". только "шинной войны"? На решительные меры в американской Разумеется, нет. Во-перштаб-квартире концерна пошли только в вых, нельзя не упомянуть о конце лета. Все спортивное руководство многочисленных кадровых из"Гудьира" уволили или перевели на другую менениях в технических штаработу, а в научно-исследовательский бах. Английские инженеры центр пригласили ни много ни мало 135 ноРосс Браун и Рори Берн, котовых инженеров. Но было уже поздно - шерые вместе с Шумахером прифы "Мак-Ларена", "Джордана" и "Бенетто- несли "Бенеттону" два чемпина" заявили о том, что подумывают о заонских титула и Кубок конструключении контракта с "Бриджстоуном". кторов, минувшей зимой подаНо что это мы, в самом деле, все о резились вслед за немецким пилоне да о резине?! Неужто соперничество в том в "Феррари". И знаменитая чемпионате свелось к спору изготовителей итальянская "конюшня", котопокрышек? А как же специалисты по двигарая хотя и заняла в 1996 году телям и шасси, "волшебники аэродинамики" второе место в командном зачете, но наи "электронные боги" формулы 1 ? Наконец, брала в два с половиной раза меньше очсами пилоты с их талантом и опытом, менедков, чем "Вильяме", сразу воспрянула и впервые за последние 15 лет стала серьезжеры с хитрыми тактическими маневрами? Конечно же, без всего этого формула 1 но бороться за чемпионский титул. А Джон Барнард, который еще в начанемыслима. И в минувшем сезоне ее поклонникам несказанно повезло. Ибо в отличие от ле 80-х сконструировал первый в формуле практически всех чемпионатов последних 1 автомобиль с углепластиковой несущей десяти лет, борьбу за победу в каждой гонке конструкцией кузова, перешел из "Ферра106 ЗРЛМ 12/97 А УЕри" в "Эрроуз". И, как уже говорилось выше, эта английская команда, за 18 сезонов так и не завоевавшая ни одного Гран-при, уже летом заметно прибавила. Но, может быть, самого заметного роста добился "Мак-Ларен". Три года, с тех пор, как команда лишилась знаменитого MobilНакануне сезона "Мак-Ларен" лишился могучей поддержки "Малборо". Но окрашенные в серебристо-черные цвета новых спонсоров машины Дейвида Култарда (слева) и Мики Хаккинена получили постоянную прописку среди лидеров.бразильца, трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны, ее пилоты не могли добиться первых мест ни на старте, ни на финише гонки. Но стартовый Гран-при сезона-97, в Мельбурне, принес победу Дейвиду Култарду. В сентябре шотландец повторил свой успех, выиграв Большой приз Италии в Монце, и мог еще отличиться вКанаде, если бы не несчастное стечение обстоятельств - отказавшее в боксах сцепление и авария Пани, из-за которой гонку остановили. Товарищ по команде Култарда, финн Мика Хаккинен на Гран-при Люксембурга в немецком Нюрбурге впервые в жизни занял первое место на старте. И в трех гонках, лидируя, вынужденно прекращал борьбу из-за технических неисправностей. Однако последний Большой приз сезона финн все-таки отвоевал, выиграв испанскую гонку, и те-Без этих людей пять побед Михаэля Шумахера в нынешнем сезоне были бы немыслимы. Новый главный конструктор "Феррари" Росс Браун (слева) и товарищ немца по команде Эдди Эрвин.перь смотрит в будущее с оптимизмом: "Наконец-то у меня машина, в возможностях которой я уверен. На "Мак-Ларене" теперь можно сражаться за чемпионский титул". Столь значительный шаг вперед объясняется в первую очередь возросшей мощностью двигателя. Хотя точные данные в формуле 1 давно уже тайна за семью печатями, мотор "Мерседес-Бенц", который готовитМихаэль Шумахер и Жак Вильнев - между этими двумя пилотами весь сезон шла борьба за чемпионский титул.английский специалист Марио Иллиен, развивает, как полагают, около 775 л.с, что на 25 л.с. больше показателей "Рено" и "Пежо". Кроме того, в "Мак-Ларен" перешел создатель чемпионских "вильямсов" 90-х годов, английский специалист по аэродинамике Эйдриэн Ньюи. После такой неожиданной измены от обескровленного "Вильямса" можно было ожидать тотального отступления, как это произошло годом раньше с другим лидером ЗА РУЛЕМ 12/97 107•••••Iшш атлf*Переход в "Эрроуз" не принес Деймону Хиллу ожидавшихся успехов. В новом сезоне теперь уже экс-чемпион мира будет выступать за "Джордан".90-х годов, "Бенеттоном". Ушел главный конструктор, перебрался в "Эрроуз" чемпион мира Хилл, мотор "Рено" уже не самый мощный. Больше того, французская фирма официально объявила об уходе из формулы 1в конце сезона-98. И на прощание, вопреки пословице, решив поискать от добраПо-прежнему главной заботой конструкторов оставалась аэродинамика шасси. Попробуйте сосчитать, сколько антикрыльев, закрылков, спойлеров. всевозможных дефлекторов на "Феррари" Михаэля Шумахера. Даже верхние рычаги передней подвески выполнены как миниатюрные антикрылья.добра, инженеры "Рено" построили совершенно новый мотор. Действительно, двигатель RS9, появившийся весной, удивлял - он стал на 11 (!) килограммов легче и на 25 миллиметров ниже, что позволило заметно улучшить развесовку и без того казавшегося идеальным "Вильямса" и снизить центр тяжести машины. Все это вместе взятое не могло не сказаться на улучшении управляемости. Но приобретая в одном, нельзя не потерять в другом - моторы "вильямсов" и "бенеттонов" уже не могли похвастать былой безотказностью. И все же именно они выиграли большую часть гонок минувшего чемпионата - десять из 17. Жак Вильнев на "Вильямсе" стал главным фаворитом первенства. Правда, легкой прогулки, которую иные предрекали еще зимой, у экс-чемпиона американских гонок "инди каров" не получилось. Молодому канадцу, всего второй год выступавшему в Ф1, пришлось на протяжении всего сезона вести изнурительную борьбу с Шумахером. Пилоты эти немного похожи - обоих отличает совершенная, почти безошибочная техника управления автомобилем и замечательная психологическая устойчивость. Свои неудачи Михаэль Шумахер обычно встречал спокойной улыбкой: "Я же вам говорил, что в нынешнем сезоне "Феррари" еще не готова к битве за титул. Несколько побед - вот все, на что мы рассчитываем. И только в следующем году..." А Вильнев, оступившись, неизменно говорил о возросшей плотности результатов и таланте своих соперников. Однако несмотря на то, что Жак был совершенно прав, и в формуле 1в последние сезон-два действительно появилось целое созвездие блестящих молодых пилотов - итальянцы Трулли и Джанкарло Физикелла, датчанин Ян Магнуссен, младший брат Шумахера Ральф, - битва за чемпионскую корону на протяжении всего сезона шла только между Вильневым и Шумахеромстаршим. И закончилась за полчаса до финиша последнего Гран-при, когда Михаэль, не сумев отбить отчаянную атаку канадца и пытаясь остановить его "силовым приемом", вылетел с трассы. Итак, 48-й чемпионат мира формулы 1 все-таки завершился безоговорочной победой Тудьира" - 17 побед и 17 "поул-позишн" на 17 этапах первенства. И тем не менее хозяин "Мак-Ларена" склонен рискнуть, поставив в будущем сезоне на японские шины. Денниса не останавливает даже огромная неустойка, которую его команда вынуждена будет уплатить "Гудьиру" в случае разрыва контракта. И такая решительность обещает нам в наступающем сезоне еще больше сюрпризов. Александр МЕЛЬНИК, заместитель главного редактора журнала "АМС-Автомотоспорт" Фото В. КУКУШКИНА, агентств DPPI, POOL, ICNОдин из самых ярких представителей молодого поколения пилотов Ф1 Радьф Шумахер занял в итоге 12-е место.Итоговые результаты чемпионата мира по автогонкам в классе машин формула 1 Личный зачет: 1. Ж. Вильнев (Канада, "Вильямс-ГЛЛ/19-Рено") - 81 очко; 2. М. Шумахер (Германия, "Феррари-Г--310В") - 78; 3. X -X Френтцен (Германия, "Вильямс-Р\Л/19-Рено") - 42; 4. Д. Култард (Великобритания, "Мак-ЛаренМР4/12-Мерседес-Бенц") - 36; 5. Ж. Алези (Франция) - 36; 6. Г. Бергер (Австрия, оба - "Бенеттон-В197-Рено") - 27: 7. М. Хаккинен (Финляндия, "МакЛарен-МР4/12-Мерседес-Бенц") - 27; 8 Э. Эрвин (Великобритания, "Феррари-РЗЮВ") - 24; 9. Дж. Физикелла (Италия, "Джордан-197-Пежо") - 20; 10.0. Пани (Франция, "npocT-JS45-MyreH-XOHAa") -16 Кубок конструкторов: 1. "Вильяме" - 123; 2. "Феррари" - 102; 3. "Бенеттон" 67; 4 "Мак-Ларен" - 63; 5. "Джордан" - 33; 6. "Прост" - 21; 7. "Заубер" - 16; 8. "Эрроуз"-9;9. "Стюарт"-6; 10. "Тиррел"-2; 11. "Минарди"-0.108 ЗРЛМ 12/97 А УЕ