157
воими^илами СвоимиО. ВТУЛКИ? НЕЧТО ИНТЕРЕСНОЕ!Направляющие втулки обеспечивают нормальную работу клапанов, от состояния пары "клапан-втулка" зависит расход масла. Кроме того, втулка - это основной путь отвода тепла от стержня клапана. От головки клапана, пока он закрыт, тепло отводится и через седло. Наличие седел и втулок клапанов стало вроде бы само собой разумеющимся, между тем появление этих деталей связано, главным образом, с внедрением алюминиевых головок цилиндров. Не так-то уж и давно на двигателе "Опель-Рекорд Е", например, где головка блока цилиндров была чугунная, втулки и седла клапанов составляли с ней одно целое. Каждое конструктивное решение объясняется своим "рядом причин". Так, процессы отвода тепла непосредственно в монолит металла и через "посредников" (запрессованные втулки, седла) существенно различаются. Если втулка запрессована, средняя температура выпускного клапана многих карбюраторных двигателей близка к 390°С, максимальная же достигает почти 850°, тогда как при монолитной конструкции (втулки отлиты вместе с головкой) соответствующие показатели падают до 316° и 720°. Из какого материала делали и делают втулки? Раньше большей частью - из чугуна, применяли и металлокерамику, смесь воп ­ ределенной пропорции порошков железа, меди и графита, подвергнутую прессованию, спеканию и пропитке маслом (ГАЗ-66, АЗЛК-21412). Втулки для форсированных двигателей с наддувом изготавливали из алюминиевой бронзы, которая обеспечивала более интенсивный отвод тепла от стержня клапана и лучше работала в условиях недостаточной смазки. В форсированных двигателях с наддувом условия смазки стержней выпускных клапанов весьма неблагоприятны из-за их высокой температуры, а стержней впускных по причине выдувания масла воздухом, находящимся во впускном трубопроводе под избьгочным давлением. В настоящее время для втулок, кроме чугуна, применяют и латунь ("Ауди", "Вольво", см. ЗР, 1996, № 12). Но, как показала практика, это не столь простое дело. У латуни и бронзы коэффициент теплопроводности примерно в два раза больше, чем у чугуна преимущество серьезное! Но у этой "медали" есть и оборотная сторона: у латуней (см. табл.) и бронз существенно больше коэффициент линейного расширения («). Так, у бронз в интервале температур 0-200°С среднее значение а = 19-10-6 1/°С. Направляющая втулка клапана - деталь исключительно важная. И потому ею рано или поздно начинает интересоваться каждый серьезный автомобилист - даже в том случае, если собирается доверить ремонт двигателя специалистам. Один из них - Валентин ГРИГОРЬЕВ продолжает разговор о втулках. В таблице приведены значения увеличенных зазоров - пропорционально увеличению коэффициента линейного расширения. Заметим попутно, что для чугунных втулок ранее рекомендовались такие зазоры: для впускных клапанов (0,005-0,010)d , для выпускных - (0,0080- 0,0125)d, где d - диаметрстержняклапана. Помня наши публикации о латунных втулках, некоторые читатели просят рассказать о результатах их применения. Сообщаем: большинство оборудованных такими втулками двигателей работают безупречно. И все же... не все. Что будет, если зазоры при латунных втулках выполнены недопустимо малыми? У нас на СТОА было два случая "схватывания" клапанов втулками Латунная втулка и клапан со следами наволакивания латуни (Л62) на "Жигулях" и ВАЗ-2108. "Схватывался" один из выпускных клапанов. На кает хоть и небольшое по величине, но боко"Жигулях" это произошло на второй день езды вое усилие, приложенное к стержню и создапо городу, на ВАЗ-2108 - буквально через неющее помеху правильной посадке клапана в сколько километров. "Схватыванию" способстседло. При малых же зазорах ухудшаются усвует недостаточная твердость материала ловия смазки. Наконец, совсем плохо, если стержня клапана. Известно, что во фрикционклапан во втулке заклинивается. Зазор между ной паре "сталь-бронза (латунь)" твердость стержнем клапана и втулкой зависит от темстальной поверхности должна быть порядка пературных условий работы клапана, его конHRC50-60. Сам процесс "схватывания", на наш взгляд, происходил так. При исчезновении изструкции и материала втулки. При использовании латунной втулки заза нагрева зазора в нижней части втулки лазор между ней и стержнем клапана при нортунь начинает "наволакиваться", "намазыватьмальной температуре всегда должен быть неся" на стержень клапана, разогреваясь еще сколько больше в сравнении с чугунной втулсильнее. В результате происходит спайка лакой. Кстати, при ремонте головок блоков цитуни со сталью и клапан впоследствии (после линдров ("Ауди", "Вольво") мы часто обнаруостывания) приходится выбивать. живали необычно большие зазоры при, в обПо нашим наблюдениям, более склонны щем-то, обычном для изношенных двигатек "размазыванию" латуни с меньшим содерлей расходе масла. жанием меди - Л62, Л68, Л70 (цифра означает примерное содержание меди в проЗазоры в сопряжении "втулка - клапан" центах, остальное - цинк). (втулки чугунные и латунные - Л) В "схватывании" втулок частично "виноват" и клапан. Рабочая темпераЗазор, мм 6 Материал «ю те к тура конца стержня клапана ниже Клапан впускной Клапан выпускной температуры у шейки (на участке пе0,029-0,062 Чугун 12 1,00 0,022-0,055 рехода в головку). Так, при разности 17 0,031-0,078 0,041-0,088 Л90.Л96 1,42 температур шейки и верхнего конца 18,7 0.045-0,097 Л85 1,56 0,03441,086 клапана t=200° С диаметр более наЛ80 1,57 0,046-0,097 18,8 0,035-0,086 гретого участка стержня клапана увеЛ68.Л70 0,035-0,087 19 1,58 0,048-0,098 личится на 0,03 мм. 20 0,048-0,104 Л62 1.67 0,037-0,092 Возможно, для нормальной рабоПримечание ты втулок в описанных случаях и не хватило (х - коэффициент линейного расширения, для чугуна аы 0,000012 IPC к - коэсрфициент увеличения зазора. этих трех сотых миллиметра! ЗА РЛМ 12/97 157 УЕ Большой зазор в сопряжении "втулка стержень клапана" не только увеличивает расход масла. Если привод клапана осуществляется через коромысло или рычаг, возни-