100
101
Первый вариант - брать машину в Японии, из первых рук, как говорится. Так, кстати, я и поступил в 1991 году, заплатив в Йокагаме около $1000 за вполне приличный "Ниссан" 1989 года выпуска и переправив его на корабле до Находки (еще $350). Сегодня такой номер уже не проходит. Российский автомобильный бум начала 90-х годов в Японии давно кончился. Машину вам продадут, нет проблем, а дальше - ваши заботы. Поразмыслив, в редакции решили остановиться на "ближнем" варианте. Можно отовариться и на родном берегу, в той же Находке или Владивостоке. В 1991 году пятилетние "японки", растаможенные и прошедшие предпродажную подготовку, стоили не больше $2000. Часть 1-я. Подготовительная Трудности стали прорисовываться сразу же после посещения Трансагентства. Там посетовали на крах авиакомпании "Ориент", обеспечивавшей ранее три ежедневных рейса Москва-Владивосток. Теперь же туда летают "Трансаэро" и "Домодедовские авиалинии", иногда подключается "Аэрофлот" - билеты надо бронировать за 30 дней. Беру бизнес-класс "Трансаэро" до Владивостока (других не было) за 3 200 тыс. руб. и заказываю самый дешевый билет (эконом-класс) из Владивостока на "Домодедовские линии" за 1 860 тыс. руб. Итого на дорогу ушло 5 060 тыс. руб. (К примеру, до Токио и обратно по фиксированному тарифу - $850 - почти столько же.) С билетами - все. Можно было ехать и железной дорогой. Неделя в поезде обойдется в2 млн. руб., но вряд ли доставит удовольствие. Есть еще вариант - лететь до Хабаровска (1,7 млн. руб.), а оттуда поездом № 4 до Находки (купе - 220 тыс. руб., плацкарта - 155 тыс. руб.) - немного дешевле, но минимум на сутки дольше. Впрочем, не все едут из Москвы, и ваш вариант маршрута может оказаться более дешевым. Выясняю обстановку в Находке. Интересующие нас машины (а это вседорожники) 1992 года - до $12 тыс., оформление порядка 1,5 тыс. плюс доставка до Москвы под "две штуки", но это не точно, так как "ABA", крупнейший автосалон, с которым я разговариваю, пока не занимался контейнерами. Обычно своим дилерам в городах Сибири (до Урала) машины идут "в сетке" на специальных платформах. По предварительной прикидке машины в автосалонах Владивостока немного дороже - здесь предпочитают продавать со всеми дополнениями - литые диски, сигнализация, "музыка" и т.п. Но мы решили брать по возможности "облегченный" вариант, все необходимое поставим в Москве. И все же окончательное решение придется принимать после ознакомления с предложением и вариантами доставки: у 100 ЗРЛМ 12/97 А УЕменя четкое задание - определить наиболее выгодные условия приобретения автомобиля в Приморье и подробно, как наглядное пособие для будущих покупателей, описать их. Перед отлетом в редакции прикидываем возможные (предельные) расходы: автомобиль - трехдверный вседорожник не старше 1990 года - $10 тыс., плюс оформление - $1,5 тыс., транспортировка - приблизительно $1,7 тыс. + "X" непредвиденных расходов. Итого, 15 с лишним тысяч долларов. Деньги получаю в день вылета и на редакционной машине еду в "Шереметьево-1". Путешествие началось. Часть 2-я. "Нашенский" город Небольшое отступление о столице Приморья. Город как будто пережил землетрясение или ковровую бомбардировку. Нет, дома стоят. А вот дороги, то бишь улицы! В Москве мы смеемся, что у нас не дороги, а направления. Но все, как известно, познается в сравнении. Где нет нормальных дорог, так это во Владивостоке. Мало того что там практически все светофоры не работают и пешеходы, как камикадзе, бросаются прямо под колеса, само покрытие представляет собой сплошные воронки, канавы, незакрытые люки и т.п. Разметки никакой, и по серому, вздыбленному полотну несутся с приличной скоростью сплошь японские машины (в основном белые - говорят, они дешевле), произвольно разворачиваясь, поворачивая где придется и т.п. (Кстати, не зря я никогда не верил в миф о хрупкости "японок". Они такие пируэты по ухабам выделывают, что наши редкие такси "волги" смотрятся очень бледно.) Наблюдая за этим светопреставлением, я как-то с полчаса простоял на довольно узкой улочке, не решаясь ступить на проезжую часть, пока какой-то дедуля, гремя чем-то в авоське - видно не выдержал, решительно поднял правую руку и пошел, не оглядываясь по сторонам. За ним хлынула толпа пешеходов, и машинам пришлось остановиться. Такое я видел в Японии, где учительница, также подняв руку, только с флажком, переводила малышей в неположенном месте. Часть 3-я. О машинах Теперь о главном. Как же в этом "нашенском" городе машину купить, да не только купить - это полдела - и домой отправить? Рассказывает директор "АВАтрейд" Александр Пальчиков: "В городе есть несколько компаний, таких как наша, которые продают машины через свои салоны. Они же отправляют автомобили "сеткой" - специальными вагонами с охраной - в другие города, в основном до Урала. Дальше невыгодно - накладные расходы съедают большую часть прибыли". По всему Владивостоку разбросаны еще и десятки автостоянок, парк которых постоянно меняется - часть машин продается, поступают новые. В большинстве они частные, приватизированные. Моряки дого-- ЗА МАШИНОЙвариваются с их владельцами и оставляют привезенные машины, оговорив минимальную цену. Остальное - дело хозяина стоянки. При наиболее крупных из них есть комиссионые магазины или их филиалы, в которых можно быстро оформить все документы на ваше приобретение. Большей частью автомобили уже растаможены, что, конечно, увеличивает их стоимость. И наконец, Зеленый Угол - Мекка всех приезжающих за машинами. Это обширное плато, окруженное сопками, на окраине Владивостока. Самый большой авторынок города. Сотни, если не тысячи машин самых разных моделей (есть даже джипы из Канады и США) дожидаются здесь своего часа. Рынок огоБеседуя, мы на джипе директора "ABA" объехали с десяток стоянок. Машин, действительно, много, на все вкусы. Но нужной модели, как назло, не было. Если бы не жесткие установки насчет вседорожника, сразу взял бы огромный универсал "Субару" или белоснежную спортивную "Хонду-кабриолет" 1995 года ($5 тыс.). В Москве такую и за двадцать не найдешь. "Не расстраивайтесь, - посочувствовал шеф "АВАтрейда", - из Владивостока без машины еще никто не уезжал. Каждый день новые партии приходят, подберете то, что нужно". Прикинув уже в гостинице разные варианты, решаю остановиться на Зеленом Угле. Самый большой выбор, да и цены несколько транзитных номеров потребовалось выложить приличную и, как мне показалось, несколько завышенную сумму (600 тыс. руб.). Но владелец божился, что как раз здесь "берут по минимуму", да и проверить было не у кого - каждый занимался своим делом. Часть 4-я. Домой Теперь как доставить до Москвы? В службе перевозок Зеленого Угла назвали приблизительную стоимость: 10-12 млн. рублей, но сами в Москву в ближайшее время ничего не отправляют. Посоветовали съездить в Уссурийск (60 км), вроде бы там формируется "сетка" на столицу. Съездили, "сетка" уже два дня как ушла, а когда следующая пойдет - неизвестно. У меняКупленный нами во Владиво\ стоке "Ниссан-Террано" г ^ полнил автопарк "За рулем".ЦЕНЫ НА ПОДЕРЖАННЫЕ ЯПОНСКИЕ АВТОМОБИЛИ' Модель "Исудзу-Трупер" "Исудзу-Амиго" "Исудзу-Родео" "Исудзу-Родео" "Ниссан-Террано" "Мицубиси-Паджеро" "Мицубиси-Паджеро" "Ниссан-Патруль" "Ниссан-Патруль" "Ниссан-Патруль" "Ниссан-Патруль" Тойота-Лендкрюйзер" Тойота-Ш4" Тойота-RAV 4" Тойота-Раннер" "Тойота-Раннер" Год выпуска 1989 1992 1992 1992 1990 1990 1995 1992/1993 1986 1993 1993 1990 1996 1995 1993 1989 Данные от продавца (раб. объем двигателя, пробег и др.) 2,3 л, бензин 2,4 л, 70 тыс. км 2,6 л, 74тью. км 85 тыс. км 3 л, V6,43 тыс. км, 3 да. 2,6 л, 95 тыс. км, 5 дв. 1,6 л, 25 тыс. км, 5 дв. 2,8 л, турбодизель 3 дв., 75 тыс. км 88 тыс. км, Здв. 4,0 л5 дв., 21 тыс. км кор.база, 2,4 л, турбодизель 3 дв., 13 тыс. км 3 дв, 45 гыс. км 3 л, V6,85 тью. км, автомат 100 тыс. км Москва 10,5 17,5 15,0 21,5 17,0 14,5 38,0 16,5 10,5 21,0 21,0 19,0 25,0 22,0 25,0 16,5 Цена, тыс. долл Владивосток7,512,0 11,0 15,0 12,0 10,5 20,5 12,07,016,0 15,5 14,0 20,9 17,0 18,0 11.5* Без доставки, все машины растаможены Возможен торг (обычно сбавляют $500-1000).•рожен, охраняем, здесь же - комиссионные магазины, нотариальные конторы, службы перевозки, в общем, автогород в городе. Машины в Зеленом Углу все растаможены, проверены на угон. С доставкой до Урала здесь нет проблем, а до Москвы - надо ждать, когда наберется очередная "сетка". Еще один путь (он подходит лишь для местных жителей): вы заказываете знакомому моряку определенную марку по оговоренной цене, и через неделю-другую она здесь. Вопрос, который волновал больше всего: опасно ли приезжим, особенно в одиночку, брать машину в городе. Меня немного успокоили: "Раньше было опасно. Обычно как делали. Сбивали бригады по пятьдесят человек, платили посреднику из местных, а он уже все доводил до конца. Сейчас другие времена. Бизнес устоялся, все знают друг друга, процесс купли-продажи и оформления документов почти автоматизирован. Приезжий может у любого жителя спросить, как найти ближайший автосалон или тот же Зеленый Угол. Правда, одному с деньгами бродить по городу не стоит. Город портовый, всякое может случиться".ниже, чем в автосалонах. Взяв в спутники свободного от дежурства охранника гостиницы (его брат владел одной из автостоянок и разбирался в автомобильной ситуации в городе), с утра пораньше двинулся на окраину города. Самая бойкая торговля идет дватри часа, начиная с открытия авторынка, потом уже остается "неликвид". Зеленый Угол - это действительно "нечто". Уже через полчаса голова начинает кружиться от обилия машин, шума запускаемых моторов, рева громкоговорителей, объявляющих о формировании "сеток" в тот или иной город. Симпатичный "НиссанТеррано" я отметил почти сразу. На ветровом стекле значилось: 90 г., автомат, без пробега (по России), $12 тысяч, в.т. (возможен торг). Сказав продавцу, чтобы он немного повременил с продажей, все же пытаюсь подыскать оговоренные в Москве "Ниссан-Патруль" или "Мицубиси-Паджеро". Были, но 1994-1995 гг. выпуска и ценой $15-16 тыс. Так что пришлось (без особой печали - машина хорошая) вернуться к "Террано" и после упорного торга взять его за 10,5 тыс. долларов. За оформление ПТС (паспорт транспортного средства), счета иоставался всего один день. Хоть садись в машину и своим ходом домой! Тот же охранник из гостиницы (все же личные связи бывают эффективнее официальных) ухитрился отыскать "частного предпринимателя", который отправлял 29 августа вагон на Москву. Помимо 12 млн. за транспортировку пришлось давать "сверху" за срочность, пятидневную стоянку на охраняемой стоянке железнодорожной платформы Владивостока и т.д. Получил какую-то несерьезную на вид бумажку с реквизитами "частного предпринимателя", номером вагона и данными "Ниссана" и с тяжелым сердцем улетел домой - без денег и без машины. Однако предприниматель не подвел:"Ниссан" прибыл в Москву, и довольно быстро, дней за десять. Даже не верилось, что все закончилось! Итак, пора подсчитать, во сколько обошлась нам машина: 10 500$ - цена, 2000$ - перевоз, 1000$ - охрана на железнодорожной стоянке, 500$ - "сетка" вне очереди. Итого - 14 000$. Плюс авиабилеты, гостиница, оформление в ГАИ - вот и считайте, стоит ли игра свеч. А нас еще ожидают новые хлопоты: постановка "Террано" на учет... Об этом - в следующий раз. Юрий БУГАЕВЗА РУЛЕМ 12/97 101