58
59
АВТОПРОМ10Д ЧУЖИМ ФЛАГОМ"Мерседес" вполне могутсделатьна заводе "Штайр" или "Порше", а "Ладу" - в Финляндии.ле путаница еще сильнее. Например, автомобили марки "Джип" - едва ли не символ американского образа жизни - собирают в Австрии, на заводе, который контролирует концерн "Даймлер-Бенц", выпускающий "мерседесы". То, что многие товары европейских марок изготовлены в Азии, нас уже не удивляет, зато южнокорейские машины, оказывается, собирают в Германии. Попробуем распутать этот клубок! Сразу оговоримся, что речь пойдет не о заводах фирм в чужих странах, например японских в Европе ("Ниссан", "Мицубиси") или европейских в Америке (БМВ, "Мерседес-Бенц"), и не о совместном производстве машин на одном предприятии (например, "Мицубиси" и "Вольво" в Нидерландах). Мы расскажем об автомобилях, которые делают на чужом заводе, но продают под своей маркой. Начнем, разумеется, с "Евро-Самары". Ее выпускает финский машиностроительный концерн "Валмет", используя комплектующие ВАЗа (см. ЗР, 1996, № 11, 12). "Валмет" известен больше как судостроитель, однако ив автостроении он не новичок. Предприятие собирало спортивную машину "Опель-Калибра" (недавно ее выпуск прекращен - спрос упал), а сейчас выпускает кабриолеты СААБ, нашу "Ладу" и "Порше-Бокстер". Итак, на финском заводе делают немецкие, шведские и российские автомобили, причем с "родными" эмблемами и "без лишнего шума". Не все владельцы "опелей" и СААБов знают об этом, лишь ВАЗ указывает происхождение товара, надеясь соблазнить покупателей традиционно высоким финским качеством. Почему финский концерн берется выпускать продукцию под чужой маркой? Ответ прост: он обеспечивает себя работой и, соответственно, получает прибыль. ВАЗ пошел на такой шаг, чтобы удержаться на западном рынке, с которого вытесняют конкуренты: не секрет, что "лады" не очень-то соответствуют представлениям европейцев о современном автомобиле. А здесь, повторюсь, качество сборки выше. Многие узлы - например, впрыск, нейтрализатор, а также ткань для отделки, некоторые пластмассовые детали и др. - западного происхождения: их теперь можно не ввозить в Россию, а значит, не придется платить таможенную пошлину. К тому же машина довольно сильно отличается от привычной нам "Лады", поэтому собирать ее на общем конвейере ВАЗа - лишние хлопоты. Если вы покупаете "японский" телевизор, он, скорее всего, изготовлен в Малайзии, Сингапуре, может быть, в Англии, но редко в Японии. Товары давно уже выпускают не там, где штаб-квартира фирмы, а там, где выгоднее. Поэтому нет ничего удивительного в том, что автомобили немецкой фирмы "Опель" изготавливали в Финляндии Кстати, и сама фирма не совсем немецкая - она еще с довоенных времен принадлежит американскому концерну "Дженерал моторе". Поскольку разговор зашел о немецком автопроме, несколько слов о ставших известными в нашей стране "шестисотых", "мерседесах". Обычно "Мерседес-Бенц" размещает заказ на их изготовление на заводе фирмы "Порше". О мотивах такого странного, на первый взгляд, решения догадаться нетрудно. В представительские машины обычно монтируют в соответствии с пожеланиями владельца специальные системы связи, факс, бар и т. п., что нечасто встретишь в более дешевых "мерседесах". Очевидно, машина сильно отличается от своих со-4» («Л братьев S-класса (S280, S320 и др.), поэтому изготавливать ее на том же конвейере невыгодно. Выпуск автомобилей "Порше" невелик, поэтому т завод не сильно автоматизирован, делать машины с нестандартным оснащением на заказ здесь удобно. "Адам Опель" (таково полное название фирмы) пошел еще дальше и, стремясь насытить рынок, загрузил работой даже итальянцев - известное кузовное ателье "Бертоне" Не все знают, что оно не только проектирует, изготавливает опытные образцы автомобилей, но и занимается серийным производством на своем заводе. Одно время здесь делали полноприводный "Бертоне-Фриклаймбер" (см. ЗР, 1994, № 6) • копию "Дайхатцу-Фероза", но с двигателем БМВ. Теперь вся продукция - под чужими эмблемами, а свою приклеивают внизу на переднем крыле, ее не сразу заметишь Так что кабриолеты "Опель-Астра" и "ФИАТ-Пунто" на самом деле - продукция "Бертоне". ФИАТ верен принципу - дать работу всем итальянским кузовным ателье, поэтому другой "малотиражный" автомобиль - 'ФИАТ-Купе" выпускает "Пининфарина", с 1994 года их собрали более 50 тысяч. Здесь же делают и другую фиатовскую модель "Лянча-Каппа Стейшн вэгон" - ав•#томобиль, как говорится, "на любителя", который невыгодно делать на высокопроизводительных конвейерах ФИАТа. Кстати, о купе: недавняя премьера, изящный "Пежо-406" (ЗР, 1997, № 11) - т о ­ же продукция "Пининфарины". Совместную работу над моделью начали в 1993 году, а вообще сотрудничают эти две фирмы уже полвека. "Пининфарина" собирает еще одну машину "Пежо" - конечно же, кабриолет, на базе модели 306: с 1994 года их выпустили около 40 тысяч. Это единственный кабриолет малого класса с электрогидравли^ческим приводом матерчатой крыши - такое техническое решение присуще, скорее, большим открытым машинам, к которым "Пининфарина" тоже "приложила руку". Таков "Бентли-Азур" - кабриолет представительского класса. Его выпускает английская фирма "Роллс-Ройс", чьи автомобили поныне считают "королевскими". Все они ручной сборки, на отделку идут кожа и дерево лучшего качества. На каждую выпущенную машину у фирмы заведено 'личное дело", где, в частности, хранятся образцы кожи, чтобы при ремонте подобрать точно такую же. Так вот, "Роллс-Ройс", столь дорожащий качеством машин, доверяет"Пининфарине не только проекти ровать, но и изготавливать кузова. С 1995 года до конца 1996-го их сварили около 400 (данных 1997 года пока нет). Это немало, если учесть, что "Ролпс-Еойс" выпускает немногим более полутора тысяч машин в год. Собирают "Бентли-Азур" в Великобритании. Кстати, подобные отношения раньше были с "Дженерал моторе": кузова "кадиллаков-алланте" отправляли из Италии в США самолетом! Обратили внимание, как много открытых машин выпускают "на стороне": может быть, в самих кабриолетах что-то не так? Да, действительно,причина в конструкции - но не в матерчатой крыше, а в... полу. Вспомним, что силовой каркас седана образуют пол с лонжеронами и стойки, а замыкает его крыша. (Крылья - это так называемые "навесные" детали.) У кабриолета силовой каркас незамкнутый - почти всю нагрузку воспринимает пол. Иногда кабриолет лишь по стилю похож на своего брата-седана: почти все кузовные детали, в том числе навесные, отличаются. В общем, для производства кабриолетов нужна другая оснастка, другие комплектующие, поэтому открытые машины обычно собирают на отдельных конвейерах, часто на других заводах. Тем более, что их выпуск относительно невелик - несколько процентов от общего количества машин. Кабриолеты разнообразнейших марок "любит" собирать немецкая фирма "Карманн". Она начала свою деятельность в 1901 году с изготовления конных экипажей. Уже на следующий год здесь стали выпускать матерчатые крыши для автомобилей. И по сей день фирма делает крыши для многих кабриолетов, например для шикарного "Ягуара-ХК8". В 1949 году "Карманн" наладил производство открытого варианта "Фольксвагена-Жука", а в 1955-м представил собственную модель, в которой использовал агрегаты "Фольксвагена". Купе и кабриолет "Фольксваген-Карманн-Гиа" попали во все энциклопедии по истории автомобиля, всего их сделали около полумиллиона экземпляров. Сегодня "Карманн"- крупная исследовательско-конструкторская фирма. Она выпускает также много комплектующих для немецких, французских, английских машин. Собирает "Карманн" и автомобили: кабриолет и универсал на базе "ФольксвагенаГольф", а также корейский вседорожник "КИА-Спортидж" (только пятидверный вариант). Кабриолетов "Гольф" (третьего поколения) с 1993 года сделали более 100 тысяч. Что касается универсалов, то сборку начали в 1997 году, а до этого их делали только на самом "Фольксвагене". Варианты "КИА-Спортидж" для европейского и американского рынков решили делать в Европе. Линию для их производства на фирме "Карманн" пустили в апреле 1995-го - она рассчитана на 30 000 машин в год. Однако многообещающий проект не удалось полностью воплотить в жизнь: в 1996 году собрали 7 тыс. машин при плане 15 000, в 1997-м КИА признали банкротом, так что выпуск этих автомобилей под вопросом. А еще "Карманн" сваривает кузова для родстера "Мерседес-Бенц-SLK". Из 180 штампованных деталей 90 делают здесь же. Красят и собирают машину уже на заводе "Мерседеса". Напомним, ее металлическая крыша автоматически складывается и прячется в багажник - в проектировании сложной системы приняли участие специалисты "Карманна". Раз уж мы вновь вернулись к "Мерседесу", заметим, что полноприводные машины этой марки собирают на предприятии "Штайр-Даймлер-Пух" в австрийском городе Граце. Оно известно своими полноприводными автомобилями. Впрочем, ничего удивительного: предприятие контролирует концерн "Даймлер-Бенц", выпускающий "мерседесы". С октября 1996 года "Штайр" собирает полноприводные седаны и универсалы "Мерседес-Бенц-Е фирматик" (ЗР, 1997, № 5). Фирма выпускает также вседорожник "Мерседес-G" (его продают и под маркой "Пух") и комплектующие в частности, полноприводные трансмиссии для многих европейских автомобилей В общем, по эмблеме теперь трудно судить, какая фирма ив какой стране сделала автомобиль. Это, наверное, не так уж и важно: главное - за качество изготовления отвечает компания которой принадлежит эмблема.