66
67
МАЗ ВЪЕЗЖАЕТ В КАПИТАЛИЗМСегодня в серийной продукции завода - более 50 различных машинНВОЛШЕБНОЕ СЛОВО "ЛИЗИНГ" е люблю юбилеи за показуху и славословие. Получив приглашение Минского автозавода на выставку-семинар, посвященную 50-летию выпуска первого грузовика, колебался: ехать - не ехать. Поехал все же. И правильно сделал: узнал и увидел много интересного. Выставка впечатляла: около 50 МАЗов - от тягачей и шасси до самосвалов - представляли серийную продукцию завода. Были еще испытательные образцы - к примеру, особо большой, "с гармошкой", автобус МАЗ-105. Были серийные прицепы, полуприцепы и всяческая спецтехника на мазовских шасси, из которой особенно запомнился эвакуатор ГАИ с гидроманипулятором (сделали-таки на нашу голову)... Выставку проводили не для широкой публики, а для дилеров автозавода и руководителей ДТП, но, конечно же, вся широкая предзаводская аллея кишела пацанами. Я спросил одного, блиставшего в стайке сверстников автомобильной эрудицией, кем он хочет быть - водителем или конструктором. "Дилером", - ответствовал парнишечка. Что ж, новое время - новые дети, с новым словарным запасом. Жаль, не догадался спросить, знает ли он, что такое лизинг. Взрослые дяди уже знали и связывали с ним большие надежды. Помню, лет пять назад представители "Мерседес-Бенца", собрав украинских международных перевозчиков, продемонстрировали им пару своих тягачей. Толпа почтительно гудела. Но, узнав цены, возроптала. И тогда мерседесовский менеджер утихомирил ее волшебным словом "лизинг", пояснив, что это, грубо говоря, аренда с правом последующего выкупа. Именно на волнах лизинга хлынули в отечественные ДТП грузовики почти всех известных европейских марок. У наших автозаводов был выбит главный козырь - цена. Ведь денежки за отечественный автомобиль, пусть сравнительно небольшие, требовалось выложить все сразу, в порядке предоплаты, инофирмы же соглашались растянуть платежи на несколько лет. Последовать их примеру наши не могли - не хватало оборотных средств.Фото овторо Всего год назад руководители МАЗа говорили о лизинге как о светлом будущем: дескать, туда грудью дорогу проложим себе! Я вежливо кивал и не очень-то верил. И вот, приехав на юбилей, узнал: мечта стала явью. Завод вместе с несколькими деловыми партнерами, в том числе белорусско-британской страховой компанией "Белбрит", учредил специальную фирму. За пару месяцев она отдала в лизинг около 60 грузовиков и подготовила кипу дальнейших контрактов. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Из-за неритмичных поставок двигателей Ярославским моторным заводом МАЗ был вынужден временно поступиться принципом "Каждый автомобиль - под заказ!". Пришлось делать грузовики под имеющиеся моторы. Никем не заказанные машины продавались туго. Вот с нихто и начался лизинг. А уже сейчас лизинговая фирма предлагает клиентам более 110 наименований дорожной и внедорожной техники, причем не только марки МАЗ. Можно приобрести, например, седельный тяжеловоз Минского завода колесных тягачей, на котором возят танки и гусеничные тракторы. Можно и сами тракторы правда, колесные, знаменитой марки "Беларусь". Можно многое другое... Лизинговая фирма отдает машину клиенту за треть и даже за четверть цены. Остальное (плюс проценты) он должен выплатить равномерно по месяцам в течение 1-2 лет. Не надо быть экономистом, чтобы понять: для успеха такого бизнеса фирме нужны большие деньги, они же - оборотные средства. Их, насколько мне известно, МАЗу никто не давал. - Так можно ли всерьез говорить о том, что лиМАЗ-200 - родоначальник династии минских грузовиков.зинг работает? - спросил я генерального директора Валентина Гуриновича. - Да, конечно. Пока - за счет наших собственных средств. Государство, вероятно, поможет, но мы не ориентируем свою политику на его поддержку. Она может быть, может и не быть, а завод должен выпускать автомобили... Если понадобится, возьмем под лизинговую программу коммерческий кредит. Заметьте: собственные средства для "раскрутки" профаммы у завода нашлись.« Год назад их не было. Что же изменилось? А вот что: сбыт МАЗов в России увеличился на 26%, доля же Минского автозавода на российском рынке грузовиков - на четыре с лишним процента. Да простит мне читатель эту цифирь, но она беспристрастно свидетельствует: МАЗ пошел на подъем. В этом, конечно, заслуга энергичных рыночников, возглавивших завод. Есть, однако, не менее веская причина - на подъем пошла российская экономика. И прежде всего строительство, оживив тем самым спрос на са- \ мосвалы.КОНЦЕРН ПО-НАШЕНСКИилеры МАЗа работают во многих странах: в Польше и на Украине, в Казахстане и Средней Азии, даже в Иордании. Но главнейшим рынком сбыта минских фузовиков остается и надолго останется Россия. Кстати, отсюда поступает большинство комплектующих. "Наш автоМАЗ-205 на постаменте у проходной - символ послевоенного восстановления. 1Д66ЗР 1/98 Под Москвой, в поселке Поварово Солнечногорского района, вскоре начнут собирать ЛуАЗы. Это совместный проект Луцкого автозавода и московской фирмы "Валетта". Как сообщил вашему корреспонденту председатель правления АО "ЛуАЗ" Владимир Гунчик. в 1998 году будет собрано 1500 автомобилей с 53-сильным 1100-кубовым двигателем МеМЗ-245 (тем же. что у Таврии"). Половину этого количества составят грузопассажирские ЛуАЗ-1302. другую - микрогрузовики ЛуАЗ-13021. Украинский партнер предоставит 85% комплектующих для сборки, остальные 15% поступят непосредственно от российских поставщиков. НЕ ПУГАЙТЕ БИЗНЕСМЕНОВ! юбая выставка интересна новинками. Так спустимся с экономического древа и взглянем поближе хотя бы на две из них, не показанные на последнем Московском автосалоне. Это городской низкопольный автобус МАЗ-105, вмещающий 160 пассажиров, а в часы пик - до 190. С двигателем ММЗ он стоит "всего" 160 тысяч долларов, в то время как за его аналог "Икарус-435" надо заплатить почти 220 тысяч. Создал Тягач МАЗ-МАН - ступень к европейскому уровню. эту машину АМАЗ - филиал МАЗа по производству автобусов, уже запустивший в семобиль на 60% российский", - не скрывают рию городские автобусы-'одиночки" МАЗруководители завода. Примерно то же саЮЗ, 104 и их пригородные модификации. мое можно сказать ио БелАЗах, и о "ракеНо в центре всеобщего внимания, безутовозах в отставке" Минского завода колессловно, был седельный тягач МАЗ-МАНных тягачей (ЗР, 1997, № 5). 543265 с колесной формулой 4x2 - первый На этом фоне возникла естественная совместный автомобиль этих производитеидея объединить основных российских полей. Мазовские у него пока только мосты и ставщиков и белорусские автозаводы в рама - не так много, но все же... Тягач укомконцерн (у нас, побаиваясь по старой паплектован 370-сильным дизелем МАН, пневмяти "вражьих" терминов, предпочитают моподвеской и рассчитан на работу в состатяжеловесное название ФПГ - "финансове автопоезда полной массой до 44 тонн. Его во-промышленная группа"). ФПГ "Беларус- цена - $67000 - не кажется завышенной. авто" родилась в 1997 году и делает перСтанет ли, однако, этот прототип севые, пока не очень уверенные шаги. Но рийным? Иначе говоря, состоится ли СП один крайне важный результат уже нали"МАЗ - МАН" с 51 процентом германского цо: Ярославский моторный завод - "соэф- капитала? пэгэшник" белорусских автомобилестрои"Учредительные документы еще не телей - стал поставлять им свои дизели подписаны, хотя все вопросы с немецкой четко по графику. стороной согласованы", - обтекаемо проАх, еще бы их модернизировать. На информировали участников выставки. ОсМАЗе (и не только там) нетерпеливо ждут талось неясным, что же мешает руковод420-сильную новинку - ЯМЗ-7511. Но, по ству фирмы МАН поставить свои подписи. сведениям из компетентных источников, Не пугающие ли высказывания г-на ЛукаЯрославский моторный пустил первую шенко? За примером недолго ходить - как •часть целевого кредита российского правираз в день выставки он выступил с гневтельства не на технический прогресс, а на ной речью в адрес "так называемых" банпогашение задолженности по зарплате. И киров и предпринимателей. пусть тот, кто готов двигать прогресс нато"Испуг бизнесу не помощник" (новая щак, бросит в директора камень... русская пословица)... В дальнейшем предполагается увеличить выпуск вездеходов. Производственные мощности "Валетты". которая специально арендовала и оборудовала здание вагоноремонтного депо, вполне это позволяют. Узким местом пока остаются двигатели Мелитопольского моторного завода, но можно рассчитывать, что с созданием СП "Дэу-АвтоЗАЗ" они перестанут быть дефицитом и выиграют в качестве. Ориентировочная цена ЛуАЗов подмосковной сборки - 4800 у. е. Часть грузопассажирских автомобилей будет выпускаться с пластиковой крышей. Цена этой модификации ЛуАЗ-13024 - 5000-5100 у. е. Леонид САПОЖНИКОВ Техническая характеристика автомобиля ЛуАЗ-1302 (в скобках - отличающиеся данные Лу A3-13021). Общие данные: снаряженная масса - 970 (1050) кг; масса груза - 400 кг: 2 чел. + 250 кг или 4 чел. + 100 кг (550 кг): полная масса - 1370 (1600) кг: контрольный расход топлива при 60 км/ч - 7.5 (7,7) л/100 км: запас топлива -34 л. Размеры, мм: длина х ширина х высота - 3430 х 1610 х 1754 (3990x1650x1754): погрузочная высота - 740 (760). размеры платформы ЛуАЗ13021- 1825 х 1650: дорожный просвет - 280.