51
52
ЗЕЛЕНЫЙ ПУТЬ ПРОГРЕССАЭти слова вполне могли стать лозунгом журналистских тестов автомобилей на полигоне Хигаши-Фудзи.Осень в Японии в прошлом году затянулась. В конце ноября еще ласково светило солнце, а зелень и не думала подавать признаков увядания. И когда в Моск# ве уже падали первые снежинки, здесь даже в пиджаке было жарко. Как раз в эти дни мы побывали на полигоне "Тойоты", расположившемся примерно в тров над уровнем моря, невдалеке от знаменитого вулкана, ставшего одним и: символов островного госу дарства. Общее число жу| налистов и дилеров со все; континентов, принявши участие в этом мероприя тии, исчислялось сотнями, ф не меньше десятка автобусов потребовалось для пе; ревозки, так сказать, тес драйверов - и тех, кто будет торговать "тойотовскими" машинами, и тех, кто о них напишет. Нам решили предоставить для знакомства новинки, которые в ближайшее время станут серийными автомобилями. И тут нельзя не сказать "но" но эти машины вряд ли скоро попадут в Европу или, скажем, Америку. Как объяс_ нил представитель "Тойоты": "Сперва все технические новинки мы испытываем на внутреннем рынке, здесь конкуренция гораздо жестче". На этом позвольте завершить затянувшееся вступление и перейти к тому, зачем мы, собственно говоря, сюда и приехали. "ТОЙОТА-РОМ" Компактный мини-вэн. Попади такой в Европу - не миновать ему конкуренции с "Рено-Меган Сеник" и другими подобными машинами. Впрочем, пока, как мы уже заметили, машина предназначена только **для внутреннего рынка. Собственно, выпускается она уже год, а на тест попала потому, что на ней теперь монтируют "Брейк-Эссист" - систему, которая поможет водителю экстренно тормозить. О поВ целом же с точки зрения экологии машина весьма совершенна - она даже проектировалась с учетом полной утилизации "в конце жизни". "ТОЙОТА EV" Электромобиль на шасси длиннобазного RAV 4. Хотя внешне машина и выглядит вседорожной, здесь - привод лишь на передние колеса. Кстати, передок слегка изменен - чуть другие фары, бамперы. Конечно, несколько кругов по асфальтовому полю размером с футбольное полного представления о машине не дадут. Но коечто сказать можно - благодаря тому, что траектория, весьма сурово "зажатая" фишками, непроста есь есть и длинная дуга "с доротом", и несколько левых и авых поворотов. Итак, размещаемся в салое. Совершенно ничего небычного - место водителя очно такое же, как ив подобых бензиновых машинах с автоматической коробкой передач, селектор по-американски и по-японски) расположился на рулевой колонке. Разве что режимов движения вперед всего два - "В" и "D". Включаем для начала второй. Легкое нажатие на педаль - и, до неправдоподобности бесшумно, машина трогается с места. Разгон вряд ли можно назвать резвым. Вот и правый поворот: все больше "сбрасываю газ" - никакого эффекта! Автомобиль продолжает катиться, как тележка на подшипниках, а руль приходится еще доворачивать, крен кузова возрастает... Нет, это совершенно неинтересно - притормаживать в повороте - а ведь приходится. Короче говоря, управлять машиной, двигатель которой не обладает тормозным моментом, - удовольствие совсем небольшое. Переключаем селектор в положение "В". Вот это уже кое-что. По ощущению, теперь тормозить двигателем все-таки можно. Не стоит только переоценивать этого эффекта - он таков, будто под капотом движок весьма скромного рабочего объема. Как вы уже, наверное, поняли, различие между "В" и "D" в том, что в "В" двигатель переключается в режим генератора, возвращая аккумуляторам израсходовандобном устройстве мы уже упоминали в материале о "Мерседесе-Фирматик". У профессиональных испытателей и спортсменов "Брейк-Эссист" вызывает, в основном, сомнения: зачем нужно устройство, "дожимающее педаль при резком торможении? Все же, видимо, смысл в нем есть. Представьте себе аккуратного, неспешного водителя. Год за годом он привыкает плавно нажимать на тормоз, ориентируясь по сопротивлению педали. И вдруг - тот случай, когда нужно тормозить "в пол" - скажем, из-за неожиданно выбежавшего пешехода. Водитель нажмет педаль куда резче, но многолетний автоматизм движения остановит ногу "как обычно". Полное тормозное усилие достигнуто не будет, и автомобиль пройдет на несколько метров больше. И даже если водитель успеет сообразить, что педаль следует нажать сильнее, на это размышление будет потеряно несколько мгновений, так необходимых в экстренном случае. Конечно, тот, для кого экстремальное вождение является повседневной практикой - испытатель, спортсмен и т. д. - не отягощен таким комплексом по отношению к педали тормоза, и ему система "Брейк-Эссист" покажется излишеством.ЗР 1/9851 ную при разгоне энергию, а когда селектор стоит на "D" и педаль газа отпущена - мотор отключается, вращаясь как маховик (вероятно, просто не подается ток подмагничивания). Зачем это нужно? Можно предположить, что режим "D" окажется удобен там, где нет необходимости часто менять скорость и направление движения, скажем, на шоссе. При разгоне энергию (кинетическую) "запасет" сам автомобиль, и если вам нужно просто катиться, нерационально эту энергию возвращать в аккумулятор - процесс сопровождается немалыми потерями. А так кинетическая энергия будет непосредственно расходоваться на преодоление сопротивления воздуха, шин, трения в подшипниках.тор отключается, а вторая стрелочка бежит обратно, к аккумулятору, электродвигатель работает как динамо-машина. Теперь начинаем притормаживать. По ощущениям, вроде бы ничего странного, экранчик же показыващаяся. Вот, скажем, генератор. В этом названии изрядная доля лукавства. По сути, это самый важный (и самый "хитрый") элемент конструкции (не считая электронного управляющего блока). Ведь в определенных режимах он обязан работать как электромотор, в других как генератор, но то и другое с переменным крутящим (или тормозным) моментом, обеспечивая баланс мощности бензинового и электрического двигателей. Можно сказать, что этот "генератор" и есть та самая отсутствующая коробка передач. Согласитесь, красивое техническое решение. Да, кстати: ведь и бензиновый двигатель на машине необычный - он работает по циклу Аткинсона. Коротко говоря, в отличие от "моторов Отто", у этого впускные клапаны закрываются позже, и часть смеси из цилиндра выталкивается обратно во впускной коллектор. Поэтому степень расширения оказывается больше степени сжатия, и энергия топлива используется полнее (естественно, и выхлоп при этом гораздо чище). Впрочем, такой двигатель имеет свои недостатки: скажем, при тех же размерах и массе он развивает меньшую мощность, чем классический двигатель, работающий по циклу Отто. Итак, короткие тесты закончились. Мы не упомянули еще две машины, участвовавшие в них, - концептуальный электромобильчик "е-сот" и машину с непосредственным впрыском бензина - "Тойоту-Корона Премио". Но и без того ясно, что экологическая направленность мероприятия, можно сказать, преобладала. Кстати, по тому же "зеленому" пути идут не только японцы (об этом мы упоминали в материале о Токийском автосалоне - ЗР, 1997, № 12), но и европейцы, и даже американцы - "Форд" сообщил о разработке гибридной машины, а "Большая тройка" уже экспериментирует с топливными элементами. Глядишь, и мы когда-нибудь на таких ездить будем. Только, пожалуй, нескоро.Режим "В", напротив, лучше подойдет для городского движения, где удастся вернуть батарее хоть часть энергии, не нагревая впустую детали тормозов. Между прочим, электромобиль на базе RAV 4 - не последняя ступень эволюции в ем ловая установке "Приуса": 1 - бензино"электрическом" направлении. вый двигатель; 2 - генератор; 3 - цепная передача к дифференциалу: 4 - планетарСейчас вовсю идут работы по ный механизм; 5 - электродвигатель. совершенствованию проекта FCEV, в переводе - "электромобиль с топливными элементами". Ходоет: сперва электродвигатель переводится вая часть у него такая же, как иу EV, а вот в режим более мощного генератора (увебольшая часть аккумуляторов заменена личивается ток подмагничивания и, соотустройством, преобразующим жидкое топветственно, отдача электромашины), и ливо в электрическую энергию, - о топлишь затем вступают в работу колесные ливных элементах мы расскажем в одном тормоза. из ближайших номеров ЗР. Повторяем тот же цикл, переключив "ТОЙОТА-ПРИУС" Четырехдверный седан весьма оригинальной и привлекательной внешности. Еще более интересна "начинка" машины она гибридная, и колеса может вращать как электродвигатель, так и бензиновый мотор. Кроме того, в отличие от гибридного европейца "Ауди-Дуо", на машине отсутствует коробка передач! Впрочем, как ив электромобиле, селектор "а-ля автомат" здесь имеется, и точно так же на нем два режима для движения вперед - "В" и "D". Машина трогается с места по-электромобильному бесшумно. Еще бы - ведь бензиновый мотор в это время не работает. Стрелочки на экране дисплея показывают, как энергия из аккумуляторов течет в электромотор. Но вот километрах при тридцати в час оживает и бензиновый двигатель, и в сторону колес бегут уже две стрелочки. Слегка разогнавшись, отпускаем педаль газа - и опять бензиновый моселектор в положение "В". Все происходит примерно так же, и только при торможении двигателем бензиновый мотор не выключается. обеспечивая больший тормозной момент. Как же все это работает? На первый взгляд, просто - коленчатый вал бензинового двигателя, генератор и электродвигатель соосны и соединены планетарной передачей. Многорядная пластинчатая цепь ведет от вала электродвигателя к дифференциалу. Простота здесь, впрочем, кажу52ЗР 1/98