172
иткшмттСтатьи Андрея СИДОРОВА, немало поработавшего на автомобилях КамАЗ, уже знакомы читателям (см., например, ЗР, 1997, №9 и 11). Сегодня он рассказывает о доработках конструкции самосвала КамАЗ-55111.ВСЕГДА СУХОЙ ГИДРОЦИЛИНДР Гидроцилиндры подъема кузова на самосвалах КамАЗ "знамениты" тем, что теряют герметичность уже через два-три года эксплуатации. Поэтому после каждого подъема-опускания кузова масло стекает по корпусу гидроцилиндра на поперечину рамы, а с нее - на глушитель. Часть его успевает сгореть, образуя зловонный сизый шлейф, а остальное течет на дорогу. Эксплуатацию автомобиля с такими "сопутствующими эффектами" Правила, конечно, запрещают, поэтому приходится менять манжеты, а иногда, при износе и задирах штоков, - гидроцилиндр в сборе. Как избежать трудоемкой и недешевой операции? Водители самосвалов КамАЗ давно используют альтернативное ремонту решение. Суть его в том, что масло, вытекающее из уплотнений гидроцилиндра,собирается и возвращается в гидросистему. Для этого на корпус гидроцилиндра в верхней его части ставят маслоулавливающую воронку (ловушку), из которой масло отводится в бак гидросистемы, как показано на рисунке. Выполнить такую работу несложно. Для этого потребуется цилиндр негодного энергоаккумулятора от задней тормозной камеры, две стальные трубки длиной 50 и 100 и диаметром 10 мм (например, от тормозной системы), а также полтора метра "кислородного" шланга. Если энергоаккумулятор собран, его придется разбирать самому. При этом помните: пружина в нем сжата усилием 800 кгс, и работа без специального приспособления может повлечь серьезные травмы. Если его нет, лучше поручить разборку специалисту. Затем измеряем диаметр корпуса гидроцилиндра в верхней его части, где будет "ловушка" для масла (размер D). На токарном станке вырезаем донышко цилиндра энергоаккумулятора, выдержав допуск 01-0,15 мм для посадки с натягом. Пламенем газовой горелки нагреваем дренажный патрубок на цилиндре и разгибаем его. Если не получается - ввариваем на его место кусок стальной трубки длиной 50 мм. Отсоединяем верхнюю шаровую головку гидроцилиндра от кузова (удобнее, сняв стопорное кольцо или винт, отвернуть верхнюю опору), отводим гидроцилиндр к кабине и молотком осаживаем ловушку на его корпус. При этом отводящий патрубок ориентируем в сторону масляного бака. Перед тем, как вернуть гидроцилиндр на место, под шар нужно надеть вырезанную из транспортерной ленты крышку 3 (рис. 1). В транспортном положении она будет закрывать ловушку. В крышке заливной горловины масляного бака сверлим отверстие, вставляем в него трубку и привариваем ее. Осталось лишь соединить патрубки куском шланга - и работа закончена. И ВВЕРХ, И ВНИЗ Когда на самосвале нужно перевезти длинномерный или крупногабаритный груз и выгрузить его без подъемного крана, зачастую приходится снимать задний борт: ведь откидывается он только вверх. Это несложно, но вернуть его на место без помощников по силам разве что Геркулесу. Чтобы борт мог откидываться и вниз, нужно снабдить его дополнительными петлями. Для их изготовления потребуется стальная полоса толщиной 10 и шириной 100 мм и две втулки. Втулки лучше выточить на токарном станке по размерам, приведенным на рис. 2. Внутренний диаметр их обусловлен диаметром стопорных пальцев кузова, используемых в петлях в качестве осей. Это удобно тем, что пальцы уже готовы и всегда под рукой, на своих штатных местах. Если же токарные работы недоступны, то втулки можно сделать из поршневых пальцев двигателей ЯМЗ. Для этого их лишь обрезают до необходимой длины кислородным резаком или электросваркой и обрабатывают торцы на наждаке. Чтобы достичь соосности верхних и нижних петель, обеспечивающей легкость перехода с одного положения бортаРис. 1. Верхняя часть гидроцилиндра с масляной ловушкой: 1 - корпус гидроцилиндра; 2 - ловушка; 3 - крышка; 4 - патрубок; 5 - шланг; 6 - трубка; 7 - пробка; 8 - бак.Рис. 3. Петля.172ЗР 1/98