177
*ффФ•Не секрет, что во многих европейских странах езда на ошипованных шинах запрещена - нечего, мол, грызть дорогостоящее покрытие автобанов. Возможно, поэтому рынок таких шин в России значительно обогатился. Ведь здесь пока существует устойчивый спрос на них, а главное - нет никаких запретов. Однако многие автомобилисты, купив "шиповки" были разочарованы - машина по-прежнему скользит, извините, как корова на льду. А ведь деньги потрачены, и немалые... В чем же дело? Ответ прост. Изготовители шин, гарантирующие их качество и соответствие заявленным в рекламе свойствам, лишь испытывают образцы, но в массовом порядке ошиповкой не занимаются. Это делают различные фирмы и фирмочки, среди которых как оснащенные первоклассным оборудованием, так и шипующие чуть ли не вручную. На первый взгляд легко отличить лишь ошипованную шину от неошипованной, а вот проверить качество установки может только специалист. Впрочем, теперь и вам это будет под силу. Итак, шину лучше не брать, если шипы не имеют хорошо заметного гальванического покрытия (цвет такого стержня - черный или на нем заметна коррозия). Другой браковочный признак - шип выступает более чем на 1,5 мм (и, разумеется, долго в шине не просидит) либо менее чем на 0,5 мм - последний неэффективен, а потому бесполезен. Шипы должны образовывать на шине не менее пяти дорожек. Меньшее количество шипов наносить бессмысленно - шина останется, по сути, "летней" Практически не работают шипы, расположенные менее чем в3 мм от края протектора. Заусенцы или надрывы резины около шипа свидетельствуют о низком качестве его заделки. Это хорошо видно на глаз а вот прижоги резины, возникающие от применения обычных сверл (при сверлении отверстия под шип) вместо специальных, вы можете проверить остро заточенной спичкой, воткнув ее в резину вдоль тела шипа. Черный конец спички свидетельствует о явном прижоге. Еще примеры? Они приведены в таблице. Словом, не такое это простое дело ошиповать шину. А последствия плохой ошиповки подчас плачевны: понадеетесь на шипы в самый неподходящий момент, а они возьмут да и подведут. Мы не будем рекламировать собственный способ ошиповки, хотя он неплохо зарекомендовал себя на рынке. Наша цель - предостеречь автолюбителя от неудачной покупки.масла, парафина и т. п., с которой эпоксидный клей не может вступить в реакцию или склеиться), затем накладывают Можно ли самостоятельно изготовить пропитанную эпоксидным клеем стеклоткань до получения корки толщиной 5-6 бампер из стеклопластика и как? мм (рис. а). После отверждения смолы Сначала прикиньте, во что обойдеткорку 3 отделяют от модели 1, внутренняя ся ваше изделие (включая трудозатраты) ее поверхность точно (но зеркально) вос- не лучше ли восстановить поврежденпроизводит поверхность модели. ный бампер, а возможно, купить новый Далее процесс как бы повторяется или бывший в употреблении. Следует (рис. б), но теперь, смазав разделяющим помнить ио вредности работы со стекломатериалом внутреннюю поверхность тканью и эпоксидной смолой. матрицы, в нее укладывают четыре-пять Делают подобные вещи так. Прежде слоев стеклоткани, пропитывая каждый всего, модель бампера: для нее, наприслой эпоксидным клеем. Чтобы будущее мер, используют временно снятый с друизделие было прочнее, внутри слоя стегого автомобиля. Или модель изготавликлоткани не должно быть воздушных пувают самостоятельно. Материал почти зырей. Кроме того, стеклоткань должна любой: пенопласт, дерево, гипс, пластихорошо смачиваться смолой, поэтому лин и т. п. Учтите: модель должна быть перед использованием ее "обжигают'; максимально точной, так как по ней денапример, газовой горелкой, паяльной лают матрицу будушего изделия. Упролампой, удаляя парафин, которым она обычно покрыта. Наконец, всю толщину щенно это показано на рисунке. Модель 1 после ее подгонки к автобудущего бампера желательно нарасмобилю и доводки всех деталей, включая тить сразу же, так как поэтапное наклакачество поверхности, смазывают раздедывание новых слоев эпоксидной смолы ляющим материалом 2 (тонкой пленкой на уже застывшую резко ухудшает механические свойства изделия.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬ•фЭтапы работы: а - изготовление модели 1и матрицы 3; б - изготовление изделия 4; 2 разделяющий слой.Наружную поверхность бампера, на которой могут оказаться какие-то дефекты, нужно будет прошкурить, нанести в соответствующих местах шпатлевку, вновь прошлифовать и т. д., пока бампер не будет готов для окраски.ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАИУЦЕПИЛСЯ ЗА ОБОЧИНУ ...В тот день нашу красавицу Юляшку коллектив с чем-то поздравлял. К вечеру, как водится в таких случаях, многие, включая героиню, были несколько "утомлены" и кто-то стал уговаривать меня отвезти девушку домой. Едва взглянув на Юляшку и сопровождавшую ее подругу, я понял, что никакими иными путями домой они - уж это точно! - не попадут. Как назло, к концу рабочего дня повалил такой снежище, какого я давно не видел. Но делать нечего - "назвался груздем"...Выехал из города, нашел нужную дорогу, которая вела к Юлькиному поселку. А там, я вам скажу, есть этакий "уголок Кавказа": дорога, делая два крутых серпантина, взлетает на высокий холм. Летом тут ездить, если вы в душе "гоняло" одно удовольствие. Но то - летом. Едва начав подъем, я заметил, чтоколеса буксуют, скорость падает... А когда метров сто осталось позади, "пятерка" зависла: движения вверх нет. Зато появилось движение к обрыву! Выключил мотор, стою. Но дальше-то что? Между тем "тетки" проснулись, вышли из машины и, кое-как друг друга поддерживая, направились вверх - до дома Юляшки было уже рукой подать. Мне же оставалось одно - спускаться задним ходом. Но только попробовал, как машина сразу же поползла к обрыву! А наверху засветились фары грузовика... И тут я "в разрезе" представил себе обочину над обрывом... Она укрыта снегом и, конечно, не может быть раскатана до "зеркала"! Народ-то по ней не ездил! Медленно, осторожно я въехал на нее правыми колесами и тотчас понял: "зацепился"! Теперь машина слушалась руля и тормозов. Конечно, мне и дальше пришлось спускаться по самой кромке над обрывом - аккуратно, понемногу... Но спуск, наконец, закончился, можно было отъехать в сторону, где безопаснее, и "перекурить" пережитое. Виктор СЛЕСАРЕВЗР 1/98177